Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Инструментальные средства поддержки принятия решения при обучении студентов колледжей экономико-управленческих специальностей


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в VIII Международной научно-практической конференции
"Педагогический опыт: теория, методика, практика"

Библиографическое описание
Щетинина Е. Г. Инструментальные средства поддержки принятия решения при обучении студентов колледжей экономико-управленческих специальностей [Текст] / Е. Г. Щетинина // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 13 июня 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (8). — С. 162–165. — ISSN 2412-0529.
Просмотров всего: 54
  • 47HTML просмотр
  • 7PDF скачано
  • 54Всего

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

SUPPORT TOOLS OF DECISION-MAKING WHILE EDUCATING ECONOMICS AND MANAGEMENT STUDENTS IN COLLEGE


тьютор
ГБОУ СПО «Медицинский колледж №3»
Санкт-Петербург г

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы использования специализированных программных средств при обучении студентов экономико-управленческих направлений подготовки колледжей. Инструментальные средства и методы поддержки принятия решения в совокупности с необходимым информационным обеспечением позволяет студентам моделировать социально-экономические процессы информационного взаимодействия и проводить анализ полученных управленческих моделей без необходимости детального изучения сложных математических разделов.

Abstract: the problems of the use of specialized software for teaching students of economic-administrative areas of college preparation. Tools and methods of decision support together with the necessary information support allows students to simulate the socio-economic processes of information exchange and to conduct analysis of management models without the need for a detailed study of complex mathematical topics.

Ключевые слова: обучение, студенты, информационное обеспечение, инструментальные средства поддержки.

Keywords: students, education, tools, provision of information, decision support.



Система формирования содержания обучения студентов колледжей экономико-управленческих специальностей опирается на требования новых стандартов, современную методологию и технологии обучения [7], требования работодателей в условиях непрерывного совершенствования и модернизации технических, организационных, телекоммуникационных и программных средств в сфере управления [6], в которой основными функциями являются прогнозирование, планирование, контроль, учет, анализ и регулирование. Все эти этапы, в той или иной степени, связаны с основными операциями по обработке данных (сбор, формализация, фильтрация, защита, транспортировка и преобразование) в интересах получения новых сведений (данных, информации) о состоянии управляемого объекта и выработки новых управляющих воздействий. Следовательно, реализации функций в процессе экономического управления носит явно выраженный информационный характер.

Современный уровень развития информационного общества, несомненно, предполагает, что студентами колледжей экономико-управленческих направлений необходимо изучение инструментальных средств поддержки принятия решений с использованием сетевых, электронных форм обучения [2]. В качестве самостоятельного функционального элемента систем управления чаще всего определяют автоматизированные информационные системы (АИС), функционирование которых обеспечивается разнообразными модулями системы экономического управления и используются подсистемой органов управления в интересах наиболее эффективного воздействия на управляемый объект. Исходя из назначения АИС, которая решает задачи по обеспечению поддержки принятия управленческих решений органами экономического управления за счет анализа результатов обработки данных о состоянии управляемого объекта, естественно предположить, что в качестве инструментальных средств поддержки принятия решений должны выступать системы поддержки принятия решений (СППР), включающие основные элементы: 1) комплекс (набор) расчетно-аналитических задач, позволяющий производить оценку эффективности принимаемых решений по результатам функционирования объекта управления; 2) банк (или база) данных (или знаний), соответствующая предметной области применения СППР; 3) программно-аппаратный интерфейс пользователя, обеспечивающий функционирование элементов СППР как единого целого и удобство их использования [1].

С точки зрения современного ведения бизнеса все сотрудники, связанные с принятием управленческих решений, подразделяются на четыре организационных уровня: стратегический уровень; уровень управления, уровень знания, эксплуатационный уровень, которые, соответственно обслуживаются четырьмя типами АИС: системы с эксплуатационным уровнем, системы уровня знания, системы уровня управления и системы со стратегическим уровнем [8]. При обучении студентов колледжа экономико-управленческих направлений подготовки целесообразно применять системы принятия и поддержки решений эксплуатационного уровня (СППР) «Expert Decide», характеризующейся простотой логического аппарата, эффективностью используемого метода, доступностью пользовательского интерфейса. Это достаточно простой и удобный инструментарий широкого использования экспертных технологий анализа и планирования экономических и управленческих решений в профессиональном обучении экономистов-управленцев.

Исследования процессов принятия решений при экономическом управлении в различных сферах человеческой деятельности показывают, что их обоснованность напрямую зависит от корректности той модели, которая заложена в основу оценки эффективности функционирования объекта управления [4], а также – выработки целесообразного варианта корректирующих его поведение воздействий, реализованная в соответствующих расчетных методиках (моделях) информационного взаимодействия в прикладных социально-ориентированных [9] и инфокоммуникационных системах [11]. В связи с этим необходимо иметь в виду, что научная проблема, связанная с использованием СППР в той или иной экономико-управленческой области, состоит в оценке эффективности работы управляемого объекта и влияния выбранного оптимального решения на изменение его последующего состояния [12].

При этом очевидно, что все эти задачи должны быть подчинены единой цели их решения, которая предполагает либо определение выбранного показателя эффективности в случае анализа объекта, либо нахождение экстремума показателя эффективности при оптимизации процесса работы объекта. Кроме этого, требуется установить взаимосвязи между частными задачами по соответствующим показателям и согласовать их по входным и выходным параметрам. Именно в этом случае, по требуемым исходным данным для расчетных задач, появляется возможность четко установить ядро той предметной области СППР, для которой на начальном этапе разработки определяются информационные потребности пользователей, что, в свою очередь, является одним из необходимых условий формирования баз данных СППР. Разумеется, информационные потребности всей совокупности пользователей СППР (содержание базы данных) не будут ограничены только исходными данными, необходимыми для решения того или иного комплекса расчетных задач, так как результаты их решения носят хотя и количественно обоснованный, но все же рекомендательный характер. Само же принятие решения на изменение состояния объекта, как волевой акт, в большинстве случаев остается прерогативой человека и для его реализации зачастую требуются дополнительные сведения простого, справочного характера. Кроме этого, предметная область СППР включает в себя обеспечение повседневной деятельности объектов управления (оперативное управление), для которого приходиться обращаться к сведениям справочного характера, то есть решать простые поисковые информационные задачи.

С точки зрения последнего аспекта, объект СППР, как и любая АИС имеет, как правило, составляющие технического и информационного обеспечения. К техническому обеспечению относятся средства электронно-вычислительной техники, средства сетевого оборудования, средства оргтехники и телекоммуникаций. Под информационным обеспечением АИС, понимается совокупность методов и средств по размещению и организации данных о той предметной области, в интересах которой функционирует порождающая система управления. Реализация данного вида информационного обеспечения возможна как во внемашинной сфере (в виде совокупности документов), так и во внутримашинной или электронной сфере в виде совокупности соответствующих программ [5]. Внемашинная информационная база, как правило, служит источником формирования и внутримашинного ее варианта, поэтому при ее подготовке особое внимание студентам следует обратить внимание на решение таких вопросов, как: 1) определение форм, структуры и состава документов, включающих информацию для решения задач СППР; 2) классификация и кодирование информации, обрабатываемой в задачах данной системы СППР; 3) разработка материалов методического характера по подготовке информации для обработки и формирования документа с учетом изменения профессиональных и образовательных стандартов [3].

Таким образом, использование инструментальных методов поддержки принятия решения при обучении студентов экономико-управленческих направлений подготовки позволяет моделировать социально-экономические процессы информационного взаимодействия [10], проводить анализ полученных управленческих моделей без необходимости детального изучения сложных математических разделов, что позволяет использовать СППР на уровне, доступном студентам с гуманитарным складом мышления.

Список литературы
  1. 1. Абрамян Г.В. Методология формирования и реализация систем интеллектуальной поддержки принятия решения при управлении предприятиями сферы финансов, экономики и образования / Г.В. Абрамян, Г.Р. Катасонова // Перспективы и пути развития образования в России и в мире: В 2 ч.: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Махачкала) филиал. – М.: РПА Минюста России, 2013. – С. 14–21.
  2. 2. Абрамян Г.В. Интеграция и использование электронных и традиционных форм обучения информатике и информационным технологиям в экономических вузах с использованием информационных технологий управления / Г.В. Абрамян, Г.Р. Катасонова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №5. – С. 1.
  3. 3. Абрамян Г.В. Содержание континуального образования прикладных и академических бакалавров в условиях перманентной модернизации профессиональных и образовательных стандартов / Г.В. Абрамян, Г.Р. Катасонова // Фундаментальные исследования. – 2015. – №2–26. – С. 5891–5897.
  4. 4. Катасонова Г.Р. Организационные модели функционирования вузов с учетом формирования целей обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №5. – С. 483.
  5. 5. Катасонова Г.Р. Актуальность использования ИКТ в процессе формировании учебной мотивации у студентов // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. – М.: Московский институт электроники и математики НИУ ВШЭ, 2013. – Т. 1. – С. 45–46.
  6. 6. Катасонова Г.Р. Система формирования содержания обучения бакалавров управленческих специальностей // Инновационные информационные технологии. – 2013. – Т. 1. – №2. – С. 179–185
  7. 7. Катасонова Г.Р. Интерактивные технологии в обучении // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – Т. 200. – С. 24–29.
  8. 8. Катасонова Г.Р. Проблемы обучения информационным технологиям управления и пути их решения на основе методологии метамоделирования, сервисов и технологий открытых систем // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2014. – №167. – С. 105–114.
  9. 9. Сотников А.Д. Модели прикладных и социально-ориентированных инфокоммуникационных систем / А.Д. Сотников, Г.Р. Катасонова //Фундаментальные исследования. – 2015. – №2–27. – С. 6070–6077.
  10. 10. Сотников А.Д. Модели информационного взаимодействия в системе непрерывного образования / А.Д. Сотников, Г.Р. Катасонова, Е.В. Стригина //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №3. – С. 484.
  11. 11. Сотников А.Д. Анализ современной системы образования на основе доменной модели инфокоммуникаций / А.Д. Сотников, Г.Р. Катасонова, Е.В. Стригина // Фундаментальные исследования. – 2015. – №2–26. – С. 5930–5934.
  12. 12. Фокин Р.Р. О методологии структурного системного анализа и проектировании компьютерных обучающих систем// Информатика – современное состояние и перспективы развития 51 Герценовские чтения: Тезисы докладов; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Ленинградский государственный областной университет. – 1998. – С. 32–34.

Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.