Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Взаимосвязь копинг-стратегий матерей и привязанности к матери детей старшего дошкольного возраста


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в VIII Международной научно-практической конференции
"Образование и наука в современных условиях"

Библиографическое описание
Будим И. Ф. Взаимосвязь копинг-стратегий матерей и привязанности к матери детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. Ф. Будим, О. Г. Япарова // Образование и наука в современных условиях : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 26 июня 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (8). — С. 204–208. — ISSN 2412-0537.
Просмотров всего: 127
  • 119HTML просмотр
  • 8PDF скачано
  • 127Всего

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ МАТЕРЕЙ И ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


заместитель заведующего по ВОР
МДОБУ «Д/С №19»
Красноярский край


канд. психол. наук , доцент, преподаватель
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Хакасия Респ

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме привязанности детей к матери. Отмечается, что семейное совладание связано с психологическим комфортом членов семьи. В результате проведенного исследования было выявлено, что существует взаимосвязь между копинг-поведением матери и типом привязанности ребенка. У матерей с проблемно-ориентированным копингом дети имеют высоконадежную и надежную привязанность, а у матерей с копингом, ориентированным на избегание, дети демонстрируют тревожно-избегающий тип привязанности.

Ключевые слова: дети, старший дошкольный возраст, копинг-поведение, привязанность.



Проблема привязанности продолжает оставаться актуальной и в отечественной, и в зарубежной психологии. Способность ребенка устанавливать тесные и продолжительные отношения с близким окружением позволяет наиболее эффективно выдерживать кризисы и противостоять трудностям [2]. Согласно Боулби, главной фигурой привязанности для ребенка является мать, и у ребенка очень рано формируется представление о досупности и отзывчивости заботящейся о нем матери [3]. Качество ее ухода определяет адаптированность ребенка в социуме. В психологии достаточно полно изучены стадии развития привязанности детей младенческого и раннего возраста, последствия разлучения с матерью, типы привязанности, особенности привязанности ребенка к матери и стиль детско-родительских отношений [1]. Однако в последнее время все чаще говорится о семейном совладании, о взаимосвязи семейного совладания и психологического комфорта членов семьи. Поэтому нам было интересно выявить, способствует ли поведение матери, направленное на преодоление эмоционального стресса, стремлению к сохранению близости и взаимных положительных эмоций.

Мы предположили, что при копинг-стратегиях матерей, направленных на избегание проблем, у детей отмечается тревожно-избегающая привязанность, а копинг-стратегии матерей, ориентированные на решение проблем, коррелируют с надежной привязанностью детей к матери.

Для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности мы использовали две методики: «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях Т.Л. Крюковой (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера) и «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана. Так как между этими методиками была выявлена корреляционная связь, в дальнейшем мы анализировали методику Т.Л. Крюковой. Для выявления типа привязанности ребенка к матери также были использованы две методики: проективная методика Н. Каплан и методика оценки надежности привязанности к матери К. Кернс.

Эмпирическое исследование проводилось в 2 этапа. На первом этапе в исследовании приняло участие 100 матерей, средний возраст 30 лет. Полученные результаты по методике Т.Л. Крюковой показали, что из 100 женщин 42 матери в стрессовых ситуациях используют проблемно-ориентированный копинг, 36 матерей – эмоционально-ориентированный копинг и 22 матери используют копинг, ориентированный на избегание. В результате были сформированы три равные группы по 20 человек с разным видом копинга. Проблемно-ориентированный копинг характеризуется тем, что человек направляет свои усилия на изменение ситуации, ищет пути решения проблемы, анализирует ее, привлекает уже имеющийся опыт решения подобной проблемы, контролирует ситуацию, активизирует свои усилия.

Эмоционально-ориентированный копинг предполагает слишком эмоциональное отношение к проблеме, погружение в переживание неприятностей, сосредоточение на своих недостатках, бездействие, чувство раздражения, беспомощности [4].

На втором этапе мы провели исследование с детьми этих матерей по выявлению особенностей привязанности, используя методику оценки надежности привязанности к матери К. Кернс и проективную методику для определения надежности привязанности детей к матерям К. Каплан.

После этого мы приступили к выявлению взаимосвязи копинг-стратегий матерей и привязанности к матери детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Взаимосвязь копинг-стратегий матерей и привязанности
к матери детей старшего дошкольного возраста (по методике «Поведение
в стрессовых ситуациях» Т.Л. Крюковой и методике оценки
надежности привязанности к матери К. Кернс)

 

             Копинг матерей

 

Вид

привязанности детей

Проблемно-ориентированный
копинг

Эмоционально-ориентированный копинг

Копинг, ориентированный
на избегание

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Ненадежная

привязанность

5

25

6

30

7

35

Условно-надежная привязанность

5

25

7

35

8

40

Высоконадежная привязанность

10

50*

7

35

5

25

 

Примечание: * r = 1,65, р ≤ 0, 5

 

Полученные результаты мы подвергли математической обработке с помощью метода ранговой корреляции Спирмена. Анализ результатов показал, что у детей, чьи матери используют проблемно-ориентированы копинг, преобладает статистически высоконадежная привязанность (50% против 35% матерей с эмоционально-ориентированным копингом и 25% матерей с копингом, ориентированным на избегание). Дети с высоконадежной привязанностью уверены, что если попросят, то мама им обязательно поможет; им кажется, что мама проводит с ними достаточно много времени, они могут рассказать ей то, что на самом деле думают и чувствуют, уверены в материнской любви. Дети с условно-надежной привязанностью хотели бы иметь более тесный контакт со своей мамой, иногда они сомневаются в материнской любви, не всегда уверены в безусловной поддержке своей мамы.

Дети с ненадежной привязанностью не уверены, что мама их любит и всегда будет с ними в трудный момент.

Затем мы выявили взаимосвязь копинг-стратегий матерей и привязанностью к матери детей старшего дошкольного возраста по методике Н. Каплан. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Взаимосвязь копинг-стратегий матерей и привязанности к матери детей
старшего дошкольного возраста (по методике «Поведение в стрессовых
ситуациях» Т.Л. Крюковой и проективной методике для определения
эмоциональной привязанности детей к матери Н. Каплан)

 

           Копинг матерей

 

Вид

привязанности детей

Проблемно-ориентированный копинг

Эмоционально-ориентированный
копинг

Копинг, ориентированный
на избегание

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Надежный тип

9

45*

8

40

5

25

Тревожно-избегающий тип

5

25

6

30

8

40**

Тревожно-амбивалентный тип

3

15

3

15

4

20

Дезорганизованный

тип

3

15

3

15

3

15

 

Примечание: *r = 1,83, р ≤ 0,05; **r = 2,13, р ≤ 0,01

 

Анализ результатов показал, что в группе матерей с проблемно-ориентированным копингом у детей значимо преобладает надежный тип привязанности по сравнению детьми матерей с копингом, ориентированным на избегание (45% против 25% соответственно). Это свидетельствует о том, что те матери, которые в стрессовых ситуациях нацелены на решение проблем, дают детям ощущение стабильности, уверенности. Примером надежной привязанности может быть такой рассказ: «Мама с мальчиком идет на самолет. Его настроение грустное, потому что мама уезжает в другой город, а его с собой не берет. Мальчик смотрит, как мама уезжает и печалится. Он все время думает о маме. Он остался дома один и будет скучать, будет играть в свои игрушки, которые ему подарила мама. Дедушка принес мальчику подарок от мамы. Мальчик очень рад подарку и тому, что мама его очень любит. Настроение у мальчика веселое потому, что мама скоро вернется обратно»; «Мама уезжает, а девочке грустно потому, что она останется одна. Она думает, что будет делать, когда придет домой. Она думает о том, как маме будет хорошо там, куда она поехала. Девочка думает о том, когда она наконец увидит маму. Дома она грустит и ждет, когда мама вернутся. Ей принесли посылку, и она обрадовалась, а вдруг там письмо от мамы. Она скорей открывает посылку в нетерпении, чтобы узнать, что там лежит. Она очень радуется. Там письмо, а в письме написано: «Не грусти, я скоро приеду. Ее настроение сразу улучшилось, потому что скоро они опять увидятся».

В то же время с высокой степенью значимости у матерей с копингом, ориентированным на избегание, дети показывают тревожно-избегающий тип по сравнению с детьми матерей с проблемно-ориентированным копингом (40% против 25% соответственно). Дети с тревожно-избегающей привязанностью к матери не связывали свои переживания с отъездом мамы, они эмоционально дистанцировались от объекта привязанности: «Мать и дочь идут в самолет. Настроение у девочки хорошее, потому что мама ее постоянно ругает, а теперь они отдохнут друг от друга. Настроение у девочки хорошее, потому что она думает, что мама ей что-нибудь привезет из поездки. Настроение грустное потому, что все ее игрушки разбросаны и ей нужно убираться. Девочке принесли посылку от мамы. Настроение плохое, потому что она там самолет, а она хотела куклу».

Эмоции детей с тревожно-амбивалентной привязанностью к матери довольно противоречивы – от печали к злости и наоборот: «Мать и сын идут к самолету. Мама идет в самолет, а мальчик смотрит, как мама улетает. Его настроение злое, потому что ему скучно, ведь мама уехала надолго. Его некому будет покормить, ведь мамы нет. Зато он может делать, что пожелает – играть в любые игры, брать спички. Мальчик получил в подарок самолет, настроение доброе, потому что он от мамы. Но потом стало злым, потому что она оставила его одного. Мальчик думает, когда же мама вернется, ведь ему так скучно без нее».

Примером рассказа ребенка с дезорганизованным типом привязанности к матери может быть следующее: «Мама уезжает куда-то на самолете, а куда – неизвестно. Настроение у девочки плохое, потому что мама, может быть, улетела навсегда и больше не вернется. Она не знает, как будет дальше жить без мамы. Она останется совсем одна. Девочка получила от мамы посылку, значит, мама жива и с ней все хорошо. Настроение у девочки стало вдруг хорошим. Девочка получила от мамы письмо, в нем написано, что мама скоро вернется. Но ночью девочка видела сон о том, что маму убили».

Таким образом, проведенный анализ результатов исследования подтвердил гипотезу и показал, что существует взаимосвязь между копинг-поведением матери и типом привязанности ребенка. У матерей с проблемно-ориентированным копингом дети имеют высоконадежную и надежную привязанность. Эта зависимость свидетельствует о том, что матери, которые решают проблемы, а не избегают их, вселяют в детей уверенность. Дети ощущают себя уверенно с матерями, уверены в их любви и заботе.

Корреляция между копингом, ориентированным на избегание, и тревожно-избегающим типом привязанности у детей свидетельствует о том, что матери, которые не решают проблемы, а бегут от них, не дают своим детям уверенности в себе. Вероятно, их поведение непоследовательно, неустойчиво, отчего дети не чувствуют себя в абсолютной безопасности. Это и ожидаемо, так как этот вид копинга характеризуется тем, что человек в трудных жизненных ситуациях предпочитает использовать социальное отвлечение, переключаясь на других людей, находит отвлечение в переедании, алкоголе, праздном времяпрепровождении, которые, в свою очередь, являются факторами семейного неблагополучия и нарушают эмоциональные связи с близкими.

Список литературы
  1. 1. Авдеева Н.Н. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ [Текст] / Н.Н. Авдеева, И.В. Хохлачёва // Психологическая наука и образование. – 2010. – №3. – С. 97–105.
  2. 2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей: Руководство практического психолога [Текст] / Дж. Боулби; пер. с англ. – М.: «Канон» РООИ «Реабилитация», 2015. – 271 с.
  3. 3. Крейн У. Психология развития человека. 25 главных теорий [Текст] / У. Крейн; под ред. А.А. Алексеева. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 512 с.
  4. 4. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения [Текст] / Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. – 2005. – №2. – С. 5–15.

Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.