Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Игры-головоломки как средство развития пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возрастов


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 15)

Статья опубликована в Международной заочной онлайн-конференции
"Организация воспитательно-образовательного процесса детского сада в современных условиях"

Библиографическое описание
Бурачевская О. В. Игры-головоломки как средство развития пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возрастов [Электронный ресурс] / О. В. Бурачевская // Организация воспитательно-образовательного процесса детского сада в современных условиях. doi: 10.21661/r-113080
Creative commons logo
Просмотров всего: 198
  • 147HTML просмотр
  • 51PDF скачано
  • 198Всего

ИГРЫ-ГОЛОВОЛОМКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ

BRAINTEASERS AS MEANS OF DEVELOPMENT OF SPATIAL FUNCTIONS AMONG PRESCHOOL AND EARLY SCHOOL AGE CHILDREN


заведующая отделением коррекционной педагогики и специальной психологии
Многопрофильное гуманитарное учреждение «Центр инновационного обучения и развития «Логос»
Беларусь

Аннотация: в статье представлен обзор приемов и методов коррекционно-развивающей работы по развитию пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Рассматриваются основные виды геометрических головоломок. Описываются варианты их использования в работе по формированию и развитию пространственных функций.

Abstract: the article presents an overview of correction and developing work methods for the cultivation of spatial functions at preschool and early school age children. Basic types of geometric puzzles are investigated. The paper also describes the options for their use in the work on the formation and development of spatial functions.

Ключевые слова: конструирование, ориентация в пространстве, пространственные представления, пространственные функции, геометрические игры, головоломки, зрительно-пространственный гнозис, зрительно-моторная координация, пространственное восприятие.

Keywords: construction, orientation in space, spatial concepts, spatial functions, geometry games, brainteasers, visual-spatial gnosis, hand-eye coordination, spatial perception.



Конструируя из различного материала, дети дошкольного возраста включают в работу максимальное количество анализаторов, что в свою очередь позволяет добиваться положительных результатов в развитии пространственных функций. Эти задания всегда интересны детям, повышают работоспособность на занятиях, развивают творческие и речевые способности детей [3]. В свою очередь, головоломки имеют тысячелетнюю историю, т.к. склонность к геометрическим загадкам свойственна людям разных эпох и национальностей. Поэтому отдельное место в развитии пространственных функций занимают геометрические игры-головоломки «Танграм», «Магический квадрат», «Магический круг», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Игра Пифагора», «Колумбово яйцо», «Стомахион» («Игра Архимеда»), «Сфинкс», «Пентамино» («Пять квадратов»), «Гексатрион», «Абрис», «Чудесный круг», «Листик», «Т-образная головоломка» [2; 5; 6; 7; 8; 9]. Все эти игры представляют части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала, иных форм для составления плоскостных изображений предметов, людей, животных, птиц, рыб, разных видов транспорта и др. (рис. 1).

Рис. 1. Игры-головоломки «Танграм», «Игра Пифагора», «Магический квадрат», «Монгольская игра», «Магический круг», «Вьетнамская игра»,
«Чудесный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Т-образная», «Абрис»,
«Гексатрион», «Сфинкс», «Стомахион» («Игра Архимеда»), «Пентамино»

 

Успешность освоения игр-головоломок в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Конструируя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры [1]. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разделения и составлять их из частей. Такие игры стимулируют образное, пространственное мышление, развивают память и воображение, способствуют совершенствованию интегративных функций посредством координации в системах «глаз – рука» (зрительно-моторная интеграция) и «ухо – глаз – рука» (слухо-зрительно-моторная интеграция) [2].

Суть головоломок не просто в собирании первоначальной фигуры, а в конструировании фигур по предложенным схемам и силуэтам, а также придумывании собственных фигур. Однако важно придерживаться определенных правил. Для классического конструирования силуэтов из игр-головоломок, важное значение имеет включение всех элементов в фигуру. Располагать элементы необходимо так, чтобы они примыкали друг к другу, а не накладывались друг на друга. Поэтому чем больше деталей имеет головоломка, тем труднее их правильно разместить [4].

На первом этапе освоения каждой игры-головоломки проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой. Детям предлагаются разные задания: составлять фигуры по образцу, устному заданию, замыслу.

Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры – составлению фигур по расчлененным образцам. Для успешного воссоздания фигур необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Дети часто допускают ошибки в соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении. Содержание работы на втором этапе развертывания игр – это обучение детей анализу образца и словесному выражению способа соединения пространственного расположения частей. Затем следуют упражнения в составлении фигур. В случае затруднений дети обращаются к образцу. Он изготовляется в виде схемы такой же по размеру фигуры, как и наборы фигур, имеющиеся у детей. Это облегчает на первых занятиях конструирование, а затем анализ и проверку воссозданного изображения с образцом.

Третий этап освоения игры – это составление фигур по образцам контурного характера, нерасчлененных силуэтов. При условии обучения данный тип заданий доступен детям 67 лет. За играми на составление фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу.

Сначала игра-головоломка может быть частью занятия в течение 57 минут. После этого можно вводить элемент соревнования и предоставлять головоломки для самостоятельной деятельности детей. Это позволяет проводить математические досуги, викторины, где дети играют до 2040 минут.

Играя с головоломками, конструируя из данного материала, дети также закрепляют разнообразный речевой материал. При составлении рассказов по результатам конструирования, у детей заметно расширяется качественный словарь: формируются умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; употреблять прилагательные сравнительной и превосходной степени (один предмет широкий, другой шире, третий самый широкий). Дети составляют простые и сложные предложения, рассказы о своих действиях при выкладывании той или иной картинки. Следующий этап по усложнению игр-головоломок – подбор речевого материала к картинкам: загадки, веселые короткие стишки, скороговорки, чистоговорки, считалки, физминутки. Речевой материал к схемам для игр-головоломок подбирался так, чтобы загадки, стихи, скороговорки были короткими, веселыми, меткими, интересными, чтобы они легко воспринимались и запоминались детьми, чтоб дети получили эмоциональную разрядку и отдых.

Список литературы
  1. 1. Акентьев В.В. Веселые тайны / В.В. Акентьеа. – М.: Детская литература, 1964.
  2. 2. Бурачевская О.В. Геометрические игры-головоломки как средство развития пространственных функций у детей с нарушением речевого развития // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – №2. – С. 61–63.
  3. 3. Бурачевская О.В. Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи // Образование и воспитание. – 2016. – №1. – С. 22–25.
  4. 4. Бурачевская О.В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №2. – С. 55–57.
  5. 5. Китайский танграм. Магический круг. Вьетнамская игра: Игры-головоломки / Сост. М.В. Драко. – Минск: Попурри, 2009.
  6. 6. Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: Игры-головоломки / Сост. М.В. Драко. – Минск: Попурри, 2009.
  7. 7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. – М.: Просвещение, 1985.
  8. 8. Стомахион. Игра Пифагора. Пентамино: Игры-головоломки / Сост. М.В. Драко. – Минск: Попурри, 2009.
  9. 9. Сфинкс. Магический квадрат. Гексатрион: Игры-головоломки / Сост. М.В. Драко. – Минск: Попурри, 2009.

Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.