Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Особенности личностного самоопределения в отечественной теории и практике


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в VII Международной научно-практической конференции
"Образовательная среда сегодня: стратегии развития"

Библиографическое описание
Бадашкеев М. В. Особенности личностного самоопределения в отечественной теории и практике [Текст] / М. В. Бадашкеев // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 16 сент. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (7). — С. 8–10. — ISSN 2411-8184.
Просмотров всего: 45
  • 39HTML просмотр
  • 6PDF скачано
  • 45Всего

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ


канд. пед. наук , педагог-психолог
МБОУ «Тарасинская СОШ»
Иркутская обл

Аннотация: в данной статье исследователь рассматривает теоретические особенности личностного самоопределения школьников, в работе также представлено авторское видение личностного самоопределения школьников. Анализируется теоретическое видение и понимание личностного самоопределения школьников отечественными педагогами и психологами.

Ключевые слова: развитие личности, самоопределение, личностное самоопределение.



Отечественные ученые педагоги, психологи личностное самоопределение рассматривают в зависимости от условий «внешних» и «внутренних», то есть организационно-педагогические мероприятия направлены на совершенно разные компоненты личностного самоопределения. В нашем исследовании мы рассматриваем внутренние условия как процесс взаимосвязанный с развитием личности сельского школьника (индивидуальные способности, внутренние желания, генетические предпосылки, жизненная позиция, интеллектуальные способности, психофизиологические особенности и т.д.), а внешние условия мы рассматриваем в рамках организационно-педагогического процесса и влияния образовательного пространства современного села (проектирование образовательной среды сельской школы, педагогизация образовательного пространства современного села, организационно-педагогические мероприятия и т.д.).

Основой классического подхода является принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна, который предполагает, что «внешние условия не прямо и непосредственно определяют конечный результат, а преломляясь через действие внутренних условий, собственную структуру данного тела или явления» [5, с. 287]. По мнению С.Л. Рубинштейна внешняя детерминация предполагает преобразование и активизацию внутренних процессов, которые в последующем характеризуют мотивы выбора профессии и жизненного пути.

Таким образом понятие «личностное самоопределение» включает в себя индивидуальные предпосылки профессионального выбора, внутренние мотивы, жизненную позицию, активность и свободу личности, которые в принципе являются основой развитой личности.

Также для нашего исследования интересно мнение М.Р. Гинзбурга. На наш взгляд видение и понимание личностного самоопределения М.Р. Гинзбурга является более полным и отражает максимально научные исследования зарубежных и российских исследователей [3, с. 24]. Так, например, М.Р. Гинзбург личностное самоопределение рассматривал одновременно как «процесс», так и «явление», тем самым расширив рамки исследований педагогов и психологов, а также определил статический и динамический аспекты и предложил структурные компоненты как психологическое настоящее, психологическое прошлое и психологическое будущее, которые обладают ценностно-смысловым и пространственно-временным аспектами. В данном случае личностное самоопределение предстает как обретение человеком ценностно-смыслового единства и самореализация [3, с. 36].

Интересен подход Л.И. Божовича, который рассматривает процесс развития личностного самоопределения через «выбор будущего пути», подразумевающий развитие у школьника смысла жизни, собственной жизненной концепции, жизненных целей, которые формируются в зависимости социальных норм, национальных традиций ценностей, принятых в данном социуме [2, с. 380].

Н.С. Пряжникова под личностным самоопределением понимает нахождение самобытного «образа я», постоянное саморазвитие личности и данного «образа я» и самореализации в социуме [4, с. 240].

Таким образом, в отечественной теории и практике проблема личностного самоопределения включает внутренние и внешние процессы и возникает на стыке взаимодействия личности и социума. В наших научных трудах рассматривается личностно-профессиональное самоопределение, где основной акцент производится на внешнем процессе, но на основании проведенного аналитического исследования можно утверждать, что в результате любого внешнего воздействия возникают внутренние новообразования, которые абсолютно по иному могут определить выбор жизненного пути [1, с. 85]. В условиях сельской местности невозможно не рассматривать внешние условия, поскольку богатейший социокультурный опыт сельский школьник воспринимает даже не осознавая до конца всей значимости мероприятий, праздников, соревнований в развитии своего самосознания и жизненной позиции в профессиональном и жизненном выборе [1, с. 78].

На основании вышеизложенного мы можем конкретизировать определение: «Личностное самоопределение – процесс построения межличностного взаимодействия в социуме как в настоящем, так и в будущем в зависимости от развития самосознания, новообразований в чувственно-эмоциональном восприятии бытия и социальных явлений, диктующих переосмысление собственного «образа Я».

Таким образом, мы считаем, что процесс личностного самоопределения протекает на протяжении всей жизни человека и является базисным для всех видов самоопределения. Влияет на принятие жизненных решений, смены сферы профессиональной деятельности в зависимости от социально-экономических условий в государстве. На наш взгляд рассматривать личностное самоопределение только на уровне юности недостаточно, поскольку тенденции современности постоянно диктуют самосовершенствование как в профессиональной деятельности, так и в общеинтеллектуальном развитии личности. Также для нашего исследования важно расширение понятия «личностное самоопределение», поскольку считаем рассмотрение его как «процесса» и «явления» в совокупности приведет к конкретизации составляющих компонентов.

Список литературы
  1. 1. Бадашкеев М.В. Психологические аспекты личностно-профессионального самоопределения учащихся в условиях сельской школы [Текст] / М.В. Бадашкеев // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2016. – №2. – С. 78–87.
  2. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
  3. 3. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. – 1988. – №2. – С. 19–26.
  4. 4. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников: Учеб. пособие. – М., 2001. – 480 с.
  5. 5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. – М.: Педагогика, 1976. – 418 с.

Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.