Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Взаимосвязь показателей методики PARI с показателями детско-родительских отношений в семьях с тяжелобольным ребенком


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в VIII Международной научно-практической конференции
"Инновационные технологии в науке и образовании"

Библиографическое описание
Федоренко М. В. Взаимосвязь показателей методики PARI с показателями детско-родительских отношений в семьях с тяжелобольным ребенком [Текст] / М. В. Федоренко, Р. И. Набиева // Инновационные технологии в науке и образовании : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 сент. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (8). — С. 185–186. — ISSN 2413-3981.
Просмотров всего: 125
  • 87HTML просмотр
  • 38PDF скачано
  • 125Всего

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕТОДИКИ PARI С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ


канд. психол. наук , доцент


студентка
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Татарстан Респ

Аннотация: в данной статье представлены результаты диагностики детско-родительских отношений в семьях с ребенком больным острым лимфобластным лейкозом. Корреляционный анализ показал, что существуют достоверно сильные взаимосвязи между показателями методики PARI, предназначенной для изучения отношения матерей к разным сторонам семейной жизни и показателями диагностики детей, больных острым лимфобластным лейкозом.

Abstract: the paper presents the results of diagnostics of parent-child relationships in families with a child with acute lymphoblastic leukemia. Correlation analysis showed that there was significantly strong relationship between indicators PARI techniques designed to study the relationship of mothers to different sides of family life and performance diagnostics of children with acute lymphoblastic leukemia.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, семейные роли, методика PARI, острый лимфобластный лейкоз.

Keywords: the PARI technique, acute lymphoblastic leukemia, parent-child relationship, family roles.



Не вызывает сомнений актуальность исследования детско-родительских отношений в семьях с тяжелобольным ребенком. Известно, что в семье формируется психика ребенка и происходит его социализация. Когда ребенок болен, то, как правило, основную нагрузку по уходу за ним и воспитанию, берет на себя мать.

Установлено, что у матерей, воспитывающих детей-инвалидов, чаще, чем у других матерей, выявляются эмоциональные нарушения, отрицательное отношение к разводу и предоставление мужу ведущей роли в семье, реже встречается гипоопека ребенка. Они понимают, что их ребенок нуждается в помощи квалифицированных специалистов, но чаще не удовлетворены общением с ними, недооценивают собственную роль в реабилитации [2, с. 98].

Нами проведено исследование детско-родительских отношений в ситуации, когда ребенок болен острым лимфобластным лейкозом. Было обследовано 25 семей с больными детьми старшего дошкольного возраста. С помощью программы STATISTIKA 7.0 и прикладного пакета Microsoft Excel выявлены и описаны значимые корреляции между показателями методики PARI (parental attitude research instrument) предназначенной для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) (авторы – американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл) и показателями детских проективных методик: Рене Жиля (TF), исследующий межличностные взаимоотношения ребенка и «Рисунок семьи» (FP) Р.Бенса и С. Кауфмана [3, с. 163].

Показатель методики PARI «Чрезмерная забота» имеет обратную связь с показателями методики RG «Отношение к братьям и сестрам», «Любознательность» и «Доминантность» (r = –0,44, r = –0,39, r = –0,44, при p < 0,05). Таким образом, чем более забота матери о больном ребенке будет входить за рамки необходимой, тем хуже у него будет отношение к сиблингам, и тем меньше ребенок будет проявлять любознательность и лидерские качества.

Показатель методики PARI «Ощущение самопожертвования» имеет прямую связь с показателями методики TF «Отношение к отцу» (r = 0,48, при p < 0,05) и сильную прямую связь с показателем методики FP «Тревожность» (r = 0,60, при p < 0,05). Т. е. если мать, в ситуации болезни ребенка, ощущает себя жертвой, то у больного ребенка будет повышаться тревожность, но будут улучшаться отношения с отцом.

Показатель методики PARI «Безучастность мужа» имеет прямую сильную связь с показателями методики TF «Доминантность» и «Общительность» (r = 0,65, r = 0,73 при p < 0,05). Если мать оценивает своего супруга, как безучастного к семейным проблемам, то будут расти показатели общительности и доминантности больного ребенка.

Можно сделать вывод, и это подтверждается другими исследованиями [1, с. 338], что матери тяжелобольных детей в стремлении помочь своим детям склонны к установлению оптимального эмоционального контакта, несмотря на имеющиеся, на уровне тенденций, дефектные установки.

Список литературы
  1. 1. Афанасьев П.Н. Психологические особенности детско-родительских отношений в семье с тяжелобольным ребенком / П.Н. Афанасьев, Т.П. Шарай // Казанская наука. – 2015. – №10. – С. 335–339.
  2. 2. Кочерова О.Ю. Психологические особенности матерей, воспитывающих детей инвалидов / О.Ю. Кочерова, О.М. Филькина, Н.В. Долотова, А.И. Малышкина, Е.Н. Антышева // Вестник РАМН. – 2014. – №5–6. – С. 98–100 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-materey-vospityvayuschih-detey-invalidov (дата обращения: 16.08.2016).
  3. 3. Федореко М.В. Психологическая коррекция детско-родительских отношений в семьях с больными детьми / Горохова Л.Г., Аввакумов С.И. // Казанская наука. – 2015. – №7. – С. 162–165.

Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.