Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Роль и место текстовых задач в обучении математике


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в IX Международной научно-практической конференции
"Развитие современного образования: теория, методика и практика"

Библиографическое описание
Малина В. В. Роль и место текстовых задач в обучении математике [Текст] / В. В. Малина // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 4 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (9). — С. 66–68. — ISSN 2413-4007.
Просмотров всего: 85
  • 71HTML просмотр
  • 14PDF скачано
  • 85Всего

РОЛЬ И МЕСТО ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ


учитель
МКОУ БГО Танцырейская СОШ
Воронежская обл

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема решения текстовых задачи в школьном образовании. Автором изучаются различные методы решения текстовых задач, подробно анализируются этапы решения, а также же описываются способы проверки решения задач. Исследователь отмечает необходимость использования на уроках математики различных задач в целях развития мышления и речи, сообразительности и памяти.

Ключевые слова: развитие речи, развитие мышления, методы решения задач, развитие памяти, решение текстовых задачи, этапы решения задач, способы проверки решения, развитие сообразительности.



Текстовые задачи в школьном образовании всегда занимали особое место. Разнообразные методы решения текстовых задач были известны еще в Древнем Египте, Индии, Китае задолго до нашей эры. Текстовая задача представляет собой словесную модель ситуации, явления, события, процесса, в которой описываются количественные и функциональные характеристики данного события или явления. Особенностью текстовых задач является то, что в них не указывается, какое действие должно быть выполнено для получения ответа. Задачи в процессе обучения являются и средством стимулирования, и средством мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.

Существуют различные методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, геометрический, логический и др.

Решить задачу арифметическим методом – значит найти ответ на требование задачи посредством выполнения арифметических действий над числами. Одну и ту же задачу можно решить различными арифметическими способами.

Решить задачу алгебраическим методом – это значит найти ответ на требование задачи, составив и решив уравнение или систему уравнений. Одну и ту же задачу можно также решить различными алгебраическими способами. Задача считается решенной различными способами, если для ее решения составлены различные уравнения или системы уравнений, в основе составления которых лежат различные соотношения между данными и искомыми.

Решить задачу геометрическим методом – значит найти ответ на требование задачи, используя геометрические построения или свойства геометрических фигур.

Решить задачу логическим методом – это значит найти ответ на требование задачи, как правило, не выполняя вычислений, а только используя логические рассуждения.

Решение любой текстовой задачи состоит из нескольких этапов:

- анализ содержания задачи.

- поиск пути решения задачи и составление плана ее решения.

- осуществление плана решения задачи.

- проверка решения задачи.

- формулировка окончательного ответа на вопрос задачи.

- дополнительная работа над решенной задачей.

Вот некоторые этапы решения задачи:

1. Анализ содержания задачи.

Основная цель ученика на первом этапе – это понять задачу. Ученик должен четко представить себе: о чем эта задача? Что в задаче известно? Что нужно найти? Как связаны между собой данные (числа, величины, значения величин)? Какими отношениями связаны данные и неизвестные, данные и искомое? Что является искомым: число, отношение, некоторое утверждение?

2. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения.

Цель ученика на втором этапе – выделить величины, данные и искомые числа, входящие в задачу, установить связи между данными и искомым и на этой основе выбрать соответствующее действие.

Использование различных методических приемов при обучении решению текстовых задач способствует развитию кругозора учащихся, правильному пониманию математического смысла различных жизненных ситуаций, активизирует их познавательную активность. На данном этапе используются различные способы моделирования.

3. Осуществление плана решения задачи.

Выбрав какой-нибудь метод решения, учащиеся переходят к его выполнению, т. е. к третьему этапу решения задачи.

Выполнение плана решения задачи представляется учеником устно или письменно (целиком или фрагментарно). Иногда выполняемые записи или построения сопровождаются устным комментарием.

4. Проверка решения задачи.

Способов проверки решения задачи много:

Самый элементарный – прикидка ответа (установление границ искомого числа). Прикидка позволяет заметить неправильность рассуждения, несоответствие между величинами, но для многих задач она не применима.

Самый полезный, универсальный – составление и решение обратной задачи. Этот способ проверки развивает мышление, способность рассуждать, но является громоздким и отнимает много времени.

Самый надежный способ проверки – решение задачи другим способом.

Эффективным средством формирования творческой активности и мышления учащихся, дающим возможность более полно реализовать обучающие, развивающие и воспитывающие функции задач, является дополнительная работа над уже решенной задачей:

- изменение условия задачи;

- постановка нового вопроса;

- сравнение содержания данной задачи и ее решения с содержанием и решением другой задачи;

- анализ выполненного решения;

- обоснование правильности решения;

- составление задач по аналогии.

Таким образом, практическая ценность обучения школьников решению текстовых задач разнообразными методами в современных условиях заключается совсем не в том, что это обучение раз и навсегда вооружит их примерами решения различных задач, возникающих на практике и в дальнейшем обучении, а в том, что оно обогатит их опыт мыслительной деятельности. Использование на уроках математики различных задач способствует развитию мышления и речи, развитию сообразительности и памяти. Роль задач при обучении математики чрезвычайно велика. В процессе обучения математике они имеют большое и многостороннее значение.

Список литературы
  1. 1. Демидова Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач. – М.: Академия, 2002. – 288 с.
  2. 2. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. – М.: Просвещение, 1977. – Ч. I. – 110 с.
  3. 3. Митенева С.Ф. Развитие творческих способностей учащихся в процессе решения нестандартных задач по математике: Монография. – Вологда, 2008. – 150 с.
  4. 4. Митенева С.Ф. Формирование творческих способностей обучающихся при изучении математики / Среднее профессиональное образование. – 2010. – №5. – С. 14–15.
  5. 5. Митенева С.Ф. Роль математики в развитии логического мышления школьников // Современные вопросы науки и образования: Сборнике. – XXI век». – Ч. 5. – Тамбов, 2012. – C. 93–94.

Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.