Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Домашняя работа учащихся в условиях введения ФГОС: быть или не быть


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в VII Международной научно-практической конференции
"Приоритетные направления развития науки и образования"

Библиографическое описание
Михайлова Е. В. Домашняя работа учащихся в условиях введения ФГОС: быть или не быть [Текст] / Е. В. Михайлова // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 4 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (7). — С. 105–107. — ISSN 2411-9652.
Просмотров всего: 547
  • 473HTML просмотр
  • 74PDF скачано
  • 547Всего

ДОМАШНЯЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ


учитель английского языка
МБОУ «Сиверская СОШ №3»
Ленинградская обл

Аннотация: данная статья поднимает проблему выполнения домашних заданий обучающимися, методику его проверки и целесообразность домашних заданий в условиях реализации ФГОС.

Ключевые слова: ФГОС, методика, английский язык, СанПиН, домашняя работа, проверка.



«… ни один день юношество не должно заниматься

больше 6 часов и притом только в классе; на дом

ничего не следует задавать, кроме того, что имеет

отношение к развлечениям и домашним услугам».

Коменский Я.А.

В настоящее время ведутся споры о целесообразности домашних заданий по предметам. Родители возмущаются, что сейчас дети их очень перегружены, имея только один выходной день в неделе при шестидневке, ребята целиком и полностью заняты только уроками и не имеют времени заниматься свободными от учебы делами. Среди учителей бытует мнение, что сегодняшние ученики совсем перестали выполнять свои домашние задания, пользуются ГДЗ, или списывают на переменах. А недавние исследования показали, что выполнение домашних заданий, в том виде как они задаются сейчас, ни коем образом не влияют на улучшение качества успеваемости или расширение кругозора учащихся. Да и сами обучающиеся не видят смысла в выполнении домашних заданий, поэтому относятся к ним формально. Вот возникает вопрос о целесообразности домашних заданий и как сделать их более полезными.

8 признаков традиционного домашнего задания:

1. Прошел урок – получи задание на следующий (97% учителей задают домашнее задание на каждом или почти на каждом уроке. Это вдвое выше среднего значения в мире (43%)).

2. Учеников в классе много – задание одно для всех.

3. Содержание домашних заданий – те же задания из учебника.

4. Задаем на дом то, что легче проверить и оценить.

5. Домашние задания учеников 3, 6, 10 классов не имеют существенной разницы.

6. Домашние задания в сентябре и мае не имеют существенной разницы.

7. Задания по разным предметам не согласовываются.

8. В школе нет механизма разделения времени на выполнение домашних заданий, каждый учитель задает столько заданий, сколько считает необходимым для своего предмета.

Что же происходит в условиях введения ФГОС с переходом на новые стандарты? Происходит изменение качества домашних заданий от узкой целенаправленности к предметам с целостной системой обучения, т. е. направлено на достижение не только предметных, но метапредметных результатов. По словам специалистов «целостная система позволяет изменить такие свойства как целостность, целенаправленность, интегративность, динамичность, управляемость и открытость. Домашняя работа занимает равноправное положение, «идет рядом с уроком». Проектирование возможности равноправного положения урока и домашней работы позволяет реализовывать как образовательную, так и развивающую функции.

Т.В. Рогозина  в своей работе «Изменения в домашней учебной работе школьников в условиях перехода на ФГОС нового поколения» пишет «доминирующими целями домашней работы являются: создание условий для развития навыков самостоятельной работы, творческой деятельности в рамках проблемных и образовательных ситуаций. Структура самостоятельной познавательной деятельности реализуется в полном объеме. Домашние задания связаны с учебным процессом, дополнительным образованием, социально-творческой деятельностью и самообразованием как компонентами образовательного процесса, поэтому содержание домашних заданий – не только задания из учебников, но и из других информационных источников, различные по степени обязательности, индивидуализация, дифференциация» [1, с. 37]. Домашняя работа должна быть инициативной и ее управление осуществляется через домашние задания.

Важное отличие домашних работ в связи с введение ФГОС то, что домашняя работа выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции, а не сводится к выполнению того, что не успели в классе. Основной целью работы является развитие навыков самообразования: самореализации личности ученика, его самоопределения. Данная цель определяет, что домашняя работа, являясь частью образовательного процесса, выходит за рамки школьного образовательного процесса. Домашняя работа в данном случае предполагает непосредственную связь с другими видами образовательной деятельности: внеурочной деятельностью, дополнительным образованием, социально-творческой деятельностью. Примерами таких домашних работ может быть как защита проектов, концерты, спектакли, радио передачи, творческие мастерские, уроки в начальной школе или работа дублера и другие.

Особое внимание к домашним заданиям должно быть уделено в подростковом возрасте: «поскольку в нем учебная мотивация не является ведущей, то необходимо дать детям такой способ работы, который позволил бы сократить время, необходимое для выполнения домашнего задания, за счет плодотворной деятельности на уроке, чтобы ученик сказал себе: «Я это понимаю» а уже потом – «Мне это интересно». Школьная неуспешность в этом возрасте оказывает сильное влияние на эмоциональную сферу ребенка: растет агрессивность, причиной всех неуспехов оказывается школа, возникают конфликты с учителями» [2, с. 27]. Таким образом, в подростковой школе структура домашней работы должна быть изменена за счет введения заданий, связанных с социально-творческой деятельностью, дополнительным образованием, а также поддержки и стимулирования элементов самообразования.

Проблема снижения значимости и интереса к домашней работе может быть разрешена при построении образовательного процесса в аудиторной и внеаудиторной работе на основе принципов Уильяма Дж. Брозо [с. 4950]: необходимо уравновесить активность учителя и ученика в учебном процессе; необходимо расширить возможности и варианты для выбора; необходимо помнить об общественной природе обучения и ею пользоваться. В связи с данными принципами возрастает роль инициативной работы школьников в формирование опыта выбора. Ученик должен осознавать, что, если он имеет право выбора, он несет ответственность за свой выбор.

Возвращаясь к 8 признаком традиционного домашнего задания, можно сказать, что в условиях ФГОС:

1. Необязательно задавать задание на дом каждый урок. Важно, чтобы учитель мог объяснить как детям, так и администрации, почему отсутствует домашнее задание. Например, в документе «О требованиях законодательства Российской Федерации в области образования при оформлении и ведении классных журналов в общеобразовательных учреждениях» написано

а) в графе «Домашнее задание» записывается содержание задания, страницы, номера задач и упражнений с отражением специфики организации домашней работы (например, «Повторить …..; «Составить план, таблицу, вопросы…; «Выучить наизусть, ответить на вопросы и т. д.»), кроме того, при изучении ряда дисциплин домашние задания носят творческий характер (например, «Сделать рисунки…,»Написать сочинение и т. п.), тогда в графе «Домашнее задание» пишется: творческое задание и указывается характер задания; если задание носит индивидуальный характер, тогда в графе «Домашнее задание» можно записывать: индивидуальные задания; если на конкретном уроке домашнее задание не задаётся, графа остается пустой;

б) объем и степень сложности домашнего задания на каждый учебный день должен соответствовать требованиям санитарных норм и правил для данной возрастной группы обучающихся; В постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали астрономических часах): во 2 – 3 классах – 1,5 ч., в 4 – 5 классах – 2 ч., в 6 – 8 классах – 2,5 ч., в 9 – 11 классах – до 3,5 ч.».

2. Задание не может быть одно для всех, у учеников должно быть право выбора.

3. Домашние задания в сентябре и мае должны иметь существенную разницу.

4. Задания по разным предметам должны согласовываться между учителями предметниками.

5. В школе должен быть разработан механизм разделения времени на выполнение домашних заданий, каждый учитель задает столько заданий, сколько считает необходимым для своего предмета.

Таким образом, концепция формирования системы домашних заданий в современном образовательном процессе выступает как личный образовательный ресурс школьника, использование которого должно отражать потребности и возможности школы, ученика и его семьи.

Список литературы
  1. 1. Рогозина Т.В. Изменения в домашней учебной работе школьников в условиях перехода на ФГОС нового поколения: Учеб.-метод. пособие / Т.В. Рогозина. – СПб.: ЛОИРО, 2011. – 60 с.
  2. 2. Рогозина Т.В. Проектирование системы домашних заданий в современной школе: Учеб.-метод. пособие / Т.В. Рогозина. – СПб.: ЛОИРО, 2011. – 97 с.
  3. 3. О требованиях законодательства Российской Федерации в области образования при оформлении и ведении классных журналов в общеобразовательных учреждениях Письмо КО Ленинградской области от 17.10.12 №19–7314/12.
  4. 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.