Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Современные представления об оценке качества обучения будущего специалиста в военном вузе


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в II Международной научно-практической конференции
"Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития"

Библиографическое описание
Леницкий К. С. Современные представления об оценке качества обучения будущего специалиста в военном вузе [Текст] / К. С. Леницкий // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 7 февр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 61–66. — ISBN 978-5-9907919-1-6.
Просмотров всего: 103
  • 83HTML просмотр
  • 20PDF скачано
  • 103Всего

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ВОЕННОМ ВУЗЕ


старший преподаватель
Омский автобронетанковый инженерный институт ФГВОУ ВПО «Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева» Минобороны России
Омская обл

Аннотация: в статье определен подход к рассмотрению качества обучения будущего специалиста. Автором проведен анализ отечественного и зарубежного опыта оценки качества обучения, рассмотрена оценка качества обучения будущего военного специалиста через компетентностный подход. Сформулировано также определение оценки качества обучения будущего специалиста в военном вузе.

Ключевые слова: компетентностный подход, военно-профессиональная деятельность, оценка качества обучения.



В новой образовательной ситуации оценка качества обучения будущего специалиста приобретает явно выраженные мотивационную и исследовательскую функции, становясь, с одной стороны, источником новых знаний о педагогических явлениях и процессах, с другой стороны, стимулируя развитие инновационной образовательной практики, инициируя изменения в управлении качеством обучения. Она выступает структурной составляющей системы качества подготовки наряду с планированием, управлением, обеспечением и улучшением качества. В Бергенской декларации (2005 г.) оценка качества подготовки трактуется как подтверждение того, что требования к качеству выполнены (или не выполнены).

Научные представления об оценке в контексте вузовской практики различаются соответственно предметности науки, в рамках которой осуществляется исследование. В современных работах по управленческой и экономической тематике (А.Г. Бермус, Г.А. Бордовский, К.В. Павленко, С.Ю. Трапицын, Е.В. Яковлев и др.) оценка трактуется как инструмент выявления состояния всех элементов деятельности вуза (собственно образовательной и обслуживающей образовательный процесс) и элемент системы менеджмента качества подготовки. С позиции социологии (Н.В. Щипачева) рассматривается оценка качества подготовки будущего специалиста в вузе как мерило ее результативности по таким параметрам, как уровень ее соответствия современным потребностям развития страны, интересам различных социальных групп. В педагогических исследованиях (С.Л. Атанасян, А.И. Вроейнстийн, В.Г. Ерыкова, Б.А. Жигалев, М.П. Карпенко, Л.М. Качалова, H.A. Селезнева, В.П. Тараканов и др.) раскрывается оценка качества подготовки будущего специалиста в вузе как механизм стимулирования, мотивации и формирования новых отношений к учебно-профессиональной деятельности; как инструмент влияния на состояние субъектов образовательного процесса и др.

Целесообразным является подход к рассмотрению качества обучения будущего специалиста в вузе через качество высшего образования. Заметим, что в педагогической теории в настоящее время сложилась совокупность представлений об оценке качества образования. Их сопоставление свидетельствует об отсутствии единой, однозначной и универсальной трактовки интересующего нас понятия. Причина этого лежит, в частности, в уже отмеченной нами многозначности и сложности оцениваемого явления – качества образования.

Подтверждением сделанного вывода могут служить характеристики понятия, выделенные В.А. Болотовым, отмечающим, что оценка качества образования – это объективная оценка образовательных достижений обучающихся, оценка эффективности реализации образовательного процесса в образовательном учреждении, оценка эффективности деятельности всей образовательной системы страны и ее территориальных подсистем.

Ряд исследователей рассматривает оценку качества образования, подчеркивая закономерную связь между двумя категориями – «оценкой» и «качеством», которая выражается через понятие «норма». При этом норма качества образования выступает выявленной и документально зафиксированной системой требований к качеству образования, соответствующая потребностям личности, общества и государства. В рамках данного представления В.А. Кальней и С.Е. Шишов, Н.А. Селезнева оценку качества образования трактуют как меру качества (числовую или семантическую) образования (как результата, процесса, образовательной системы), выражающую собой соотнесенность функций, измерений свойств (допущений, характеристик, параметров, отношений) с базой, которая фиксирует норму качества. Опираясь на приведенное определение, оценку качества образования Н.А. Селезнева называет сравнительной оценкой.

Таким образом, интересующая нас оценка качества обучения будущего специалиста может выступать как проектируемая цель (обусловливает гарантированное движение к повышению качества подготовки) и как важнейшая форма фиксации уровня (состояния) качества подготовки в соответствии с его требуемым (нормативным) уровнем.

Оценка качества обучения будущего специалиста в том или ином виде является обязательным компонентом любой образовательной системы – одним из средств определения его результатов. Эта мысль подчеркнута, например, С.Н. Широбоковым, который рассматривает оценку как процедуру, которая с помощью системы методик выявляет состояние субъекта (специалиста), позволяет определить параметры и критерии личностно-профессиональных свойств, характеристик, соответствующих потребностям общества, различных социальных групп, рынка образовательных услуг и рынка труда.

Смысловой анализ понятия «оценка» показывает значительную разницу в определении оценки как результата и как процесса. Принятый нами подход к трактовке качества обучения будущего специалиста обусловливает дальнейшее рассмотрение оценки качества обучения будущего специалиста в вузе как оценки результата данного процесса. Главное назначение оценки в этом случае заключается в установлении уровня овладения обучающимся компетенциями, в сравнении характеристик установленного уровня с принятыми критериями, образцами или нормами. Заметим, что именно по результату склонны оценивать качество подготовки будущего специалиста социальные заказчики.

Анализ зарубежной практики указывает на то, что с конца 90-х гг. ХХ века во многих зарубежных странах, имеющих высокоразвитую культуру в области педагогических измерений, сформировался динамический подход к оценке качества подготовки будущего специалиста в вузе. Наш интерес к нему обусловлен тем, что его применение предполагает накопление данных о познавательной творческой активности, уровне сформированности компетенций, освоенных знаниях и умениях или о других учебных достижениях студентов на протяжении всего периода обучения и фиксацию этих данных для анализа прироста качества в виде дескриптивной (описательной) статистики и различных документов на количественном и качественном уровнях измерения. Таким образом, при динамическом подходе осуществляется оценка качества подготовки будущего специалиста, которая строится на многофакторном анализе изменений показателей качества подготовки, позволяющих выявлять тенденции изменений, прогнозировать их и принимать не только оперативные, но и стратегические управленческие решения.

Значимым для нашего исследования положением является выделение теоретического и практического уровней оценки качества высшего образования. Б.А. Жигалев, в частности, отмечает, что на теоретическом уровне она представляет собой сложную коммуникативно-ориентированную педагогическую систему, на практическом – определяется как целенаправленная деятельность по выявлению, фиксированию, интерпретации и презентации информации о качестве образования в вузе.

Очевидна гносеологическая общность категорий «оценка» и «информация». Оценка позволяет получить достоверные факты, характеризующие качество обучения и будущего специалиста в вузе на разных его этапах, уровень готовности обучающихся к профессиональной деятельности (т. е. уровень сформированности знаний, умений и навыков, компетенций) и т. д., что обеспечивает достоверное представление о качестве обучения. Следовательно, роль оценки качества обучения будущего специалиста в вузе в период модернизации системы высшего образования определяется тем, что получаемая в ходе оценочной деятельности оперативная, достоверная, полная и объективная информация об изменениях качества обучения приобретает принципиальное значение для создания условий и выявления внутренних механизмов инновационного развития вуза в целом.

Модернизация высшего военного образования актуализировала проблему качества подготовки будущего военного специалиста. Рассмотрение нами этой проблемы опирается на современное представление о высшем профессиональном военном образовании как процессе и результате усвоения систематизированных военно-профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых военнослужащим для выполнения обязанностей воинской службы, сопровождающихся достижением обучающимися определенных государством образовательных уровней профессионального образования.

С.И. Горбенко в число задач, стоящих в настоящее время перед высшим профессиональным военным образованием, включает повышение качества подготовки будущего специалиста и направленности на удовлетворение личностных запросов, потребностей вооруженной защиты российского общества и государства. Это предполагает обновление содержания высшего профессионального военного образования, которое должно гибко реагировать на достижения педагогической науки в подготовке кадров, разработку новых образовательных технологий, в основу которых заложен творческий характер образовательного процесса, сочетающийся с глубоким проникновением в суть практической деятельности, обеспечивающий овладение на высоком уровне общекультурными и профессиональными компетенциями.

В последнее десятилетие интерес ученых вызывают вопросы управления качеством подготовки будущих военных специалистов (С.И. Горбенко), управления качеством образовательного процесса в военном вузе (С.Ю. Трапицын). Экономические и педагогические аспекты качества подготовки будущего специалиста в военном вузе рассматриваются в работах Л.А. Логиновой, В.С. Неделько. Однако немногочисленность исследований отдельных сторон собственно качества обучения будущего специалиста в военном вузе дает основания констатировать, что данная проблема пока не получила теоретической и практической завершенности и остается открытой для изучения.

Подготовка будущего военного специалиста связана с решением многих вопросов. Оценка качества службы выпускников военных вузов в войсках свидетельствует о снижении уровня их умений руководить подразделениями, ставить подчиненным задачи, эффективно и правильно использовать технику и вооружение. Выпускники военных вузов сталкиваются с ощутимыми сложностями в организации обучения и воспитания личного состава. Ориентация высшего профессионального военного образования на формирование компетенций будущего военного специалиста становится насущной потребностью.

Основываясь на представлениях о диалектической взаимосвязи и взаимозависимости качества и результата обучения будущего специалиста в военном вузе, остановимся на рассмотрении оценки качества обучения как результата данного процесса. Закономерным становится в этом случае обращение к компетентностному подходу.

Изначально отметим значимую для нашего исследования точку зрения ряда авторов на компетенции как результат профессионального образования (В.А. Болотов, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.); немаловажной выступает и трактовка сформированности компетенций как основного критерия оценки качества профессионального образования (В.И. Байденко, Г.И. Ибрагимов, А.М. Новиков, Б. Оскарссон и др.).

Компетентностный подход предполагает формирование и развитие у будущего военного специалиста способности ориентироваться в различных сложных и непредсказуемых ситуациях, представлений о последствиях своей деятельности, а также способности нести за них ответственность. Это ориентирует образовательный процесс на конечный результат обучения, для чего в учебные программы изначально закладываются отчетливые и сопоставимые параметры того, что должен знать и уметь выпускник вуза.

На основании принятого определения качества обучения будущего специалиста в военном вузе оценка этого качества понимается нами как оценка результата обучения, выражающегося в сформированности компетенций, отражающих способность военного специалиста осуществлять военно-профессиональную деятельность в соответствии с квалификацией, на определенном уровне эффективности, с пониманием социальной ответственности за результаты этой деятельности.

В соответствии с российскими нормативными документами качество обучения будущего специалиста в военном вузе при компетентностном подходе подразумевает оценивание с позиции сформированности целой совокупности компетенций, которую можно определить как «профиль специалиста». Он отражает требования к подготовке специалиста (установленные, прежде всего, ФГОС), специфику профессиональной деятельности, требования Вооруженных Сил РФ, а также социальные и личностные ожидания самого обучаемого.

Известно, что будущий военный специалист должен обладать системой компетенций, соответствующих квалификационным требованиям по военной специальности. Следовательно, оценке подлежит совокупность компетенций, системно увязанная со спецификой военно-профессиональной деятельности. Сами же компетенции должны оцениваться с учетом сформированной у выпускника совокупности знаний и умений, интегративно отражающих эти компетенции. В силу этого готовность выпускников военного вуза к военно-профессиональной деятельности будет пониматься нами как наличие профессиональной компетентности, сформированной на уровне, обеспечивающем выполнение выпускником функциональных задач по первичной офицерской должности.

Отметим отличительную особенность существующей практики: главным оценщиком готовности выпускников военного вуза к воинскому труду выступают Вооруженные Силы РФ в лице армейских командиров, которые участвует в процессе оценки, оформляя отзывы о прохождении молодыми офицерами службы в воинских частях.

В научных публикациях оценка качества подготовки будущего специалиста в вузе представлена как целостная система, состоящая из неразрывно связанных элементов, образующих тем самым ее структуру как целое, обладающее объективными и субъективными характеристиками. По мнению Б.А. Жигалева, системный характер оценке придают такие характеристики, как целесообразность, процессуальность, многофункциональность, разнонаправленность, результативность.

Таким образом, оценку качества обучения будущего специалиста в военном вузе тоже следует рассматривать как сложную педагогическую систему. Обоснованием этого может служить тот факт, что данная система является инструментом выявления уровня сформированности профессиональной компетентности будущего военного специалиста на различных этапах его профессионального становления, средством преобразования субъектов процесса обучения путем изменения их установок, потребностей, отношения к учебной деятельности, качеству получаемого образования. Данная система реализуется посредством оценочной коммуникации, обеспечивающей взаимодействие субъектов оценочной деятельности. Н.Ф. Ефремова подчеркивает важную мысль о том, что оценивание должно интерпретироваться как конструктивная обратная связь на всем пути освоения содержания программ обучения.

Обозначив основные подходы к проблеме оценки качества обучения будущего специалиста в военном вузе можно сделать следующие выводы. В соответствии с компетентностным подходом оценка качества обучения выступает объективной оценкой результата обучения, который выражается в сформированности компетенций, отражающих способность военного специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с квалификацией, с пониманием социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности.

Список литературы
  1. 1. Актуальные проблемы качества образования в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования: Материалы учебно-метод. конф. / Под ред. В.Г. Агаеева. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2010. – 148 с.
  2. 2. Бергенская декларация министров стран участниц Болонского процесса, 20 мая 2005 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bolognabergen.no.13
  3. 3. Болотов В.А. Становление общероссийской системы оценки качества образования / В.А. Болотов // Справочник заместителя директора школы. – 2007. – №10. – С. 18–23.
  4. 4. Васильев Ю.С. Оценка качества как система. Из опыта Санкт-Петербургского политехнического университета / Ю.С. Васильев [и др.] // Высшее образование сегодня. – 2003. – №10. – С. 12–17; №11. – С. 2–7.
  5. 5. Горбенко С.И. Управление качеством подготовки специалистов в условиях стандартизации образования на примере военно-инженерного вуза: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / С.И. Горбенко. – Ставрополь, 2002. – 22 с.
  6. 6. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: Учеб. пособие / Н.Ф. Ефремова. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки спец-тов, 2010. – 216 с.
  7. 7. Жигалев Б.А. Система оценки качества профессионального образования в лингвистическом вузе: Автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 / Б.А. Жигалев. – Шуя, 2012. – 45 с.
  8. 8. Жигалев Б.А. Педагогическая система оценки качества образования в вузе: современное состояние и перспективы развития / Б.А. Жигалев // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. – 2009. – №1. – С. 24–29.
  9. 9. Ромашкина Г.Ф. Оценка качества образования: опыт эмпирического исследования / Г.Ф. Ромашкина // Университетское управление: практика и анализ. – 2005. – №5. – С. 83–88.
  10. 10. Савченко Б.Н. Организация процесса военно-профессиональной подготовки в системе военного образования: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Б.Н. Савченко. – Ставрополь, 2006. – 172 с.
  11. 11. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования: Учеб. пособие для вузов / Н.А. Селезнева; Исслед. центр проблем качества подготовки спец-тов Моск. гос. ин-та стали и сплавов (технол. ун-та). – 7-е изд., испр. и доп. – М.: ИЦПКПС, 2008. – 95 с.
  12. 12. Соколов В.С. Оценка качества подготовки специалистов в российской высшей школе / В.С. Соколов // Педагогика. – 2006. – №6. – С. 3–9.
  13. 13. Широбоков С.Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в России и Соединенных Штатах Америки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/conf/conf46.htm
  14. 14. Шишов С.Е. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: Монография / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.Ю. Гирба // Научная мысль. Образование. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 206 с.

Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.