Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в VI Международной научно-практической конференции
"Педагогический опыт: теория, методика, практика"

Библиографическое описание
Шамова М. Н. Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа [Текст] / М. Н. Шамова // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 297–298. — ISSN 2412-0529.
Просмотров всего: 298
  • 276HTML просмотр
  • 22PDF скачано
  • 298Всего

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ЕГО ПРИОБЩЕНИЯ К ЦЕННОСТЯМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСВОЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА


музыкальный руководитель
МАДОУ «Д/С №21»
Белгородская обл

Аннотация: в статье поднимаются вопросы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Автор делает попытку рассмотреть взаимодействие образовательного учреждения и семьи, раскрывает вопросы православного воспитания детей на примере народных игр, фольклора, народных праздников. Рассказывает о воспитании патриотических чувств, связывающих разные поколения. Статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений и родителей.

Ключевые слова: православные традиции, семья, ребенок, духовно-нравственное воспитание, народные игры, сказки, праздники.



Дошкольный возраст самый чувствительный из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, её культурные ценности, формируются нравственные качества личности дошкольников, такие, как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, ребёнок приобщается к ценностям культуры.

В работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников были включены различные виды деятельности: познавательно-исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществлялась в интегративной форме во всех образовательных областях и в процессе совместной деятельности воспитателя и музыкального руководителя с детьми: посещение музея МАДОУ «Русская старина», посещение местного «Краеведческого музея», посещение Храма Ксении Петербургской, выступление казачат на региональном конкурсе по казачеству, посещение выставки картин на православную тематику.

Целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:

- воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения;

- совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка;

- формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей;

- формирование духовно-нравственных качеств;

- создание условий, оптимально обеспечивающих процесс формирования у детей позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;

- сохранение духовно-нравственного здоровья детей;

- приобщение дошкольников к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

В деле православного воспитания ребенка большое значение имеет работа с семьей. Особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду, главным условием которого является включение родителей в жизнь детского сада так, чтобы семья и сад не заменяли, а дополняли друг друга.

Работая в направлении «Духовно-нравственное воспитание», мы старались создать стройную систему приобщения детей дошкольного возраста к народным, духовным традициям и общечеловеческим нормам морали. Развивать духовно-нравственные качества личности ребенка решили с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. Для формирования духовно-нравственных качеств детей используем игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером, воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям, помогают ребенку в накоплении социального опыта: «Петушки и Лисичка», «Кучер и лошадки», «Ваня-простота».

Ни для кого не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому мы используем их во всех видах деятельности с дошкольниками. Игры, которые мы разучиваем вместе с детьми, помогают нам в проведении обрядовых праздников: Святки, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный спас. Широко используем игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания.

Духовно-нравственные качества личности можно развить и с помощью детского фольклора. Ребенок стремится подражать героям народных сказок, которые ему симпатичны. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.

Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Например, сказки «Репка», «Теремок» – учат детей быть дружными, трудолюбивыми; «Гуси лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» – учат слушать родителей. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики». Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается: «Хаврошечка», «Царевна Лягушка». Всю работу по развитию у дошкольника духовно-нравственных качеств мы проводим вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка. С целью установления контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании духовно-нравственной культуры используем следующие методы: групповые родительские собрания, консультации, дни открытых дверей, папки-передвижки, совместные праздники.

Задача педагогов состоит в том, чтобы соединить обучение и воспитание через изучение традиций отечественной культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков, вводя произведения во все виды занятий, по капельке добавляя в повседневную жизнь детского сада. А вершиной этой работы становятся наши праздники, которые являются результатом сотворчества детей и сотрудников в области народного словесно-поэтического, музыкального, танцевального, драматического искусства. Значения народных праздников заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулирует оптимистическое настроение. Для приобщения детей к традиционной культуре посредством праздников в нашем детском саду была создана предметно-развивающая среда: в театральных уголках размещены сказочные персонажи для различных видов театров, оформлен мини музей «Русская старина», в группах есть уголки православной книги, совместная творческая деятельность детей, педагогов, родителей проходит в рамках организации и проведения праздников, чаепитий, ярмарок, оформлен православный уголок «Казачество».

Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Народные праздники по своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей и взрослых. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, впитывая в себя церковную, православную религиозную обрядность.

Основные цели приобщение детей к православным традициям:

- сохранение духовно-нравственного здоровья детей;

- приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры;

- изучение православной культуры и народных традиций;

- формирование общей духовной культуры.

Особенность духовно-нравственного образования и воспитания в том, что оно содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Представляется, что наиболее правильным в дошкольном возрасте должно стать изучение православной культуры в рамках главных православных праздников (православный литургический год), которые вводят детей в светлый, радостный и праздничный мир Православия: «Рождество», «Крещение», «Сретение», «Благовещение», «Вербное воскресенье», «Пасха», «Троица», «Успение», «Покров».

При подготовке к празднику мы стараемся наполнить новым смыслом знакомые с детства мелодии и сказки. И это, оказывается, так здорово, когда тебя и здесь встречают знакомые герои. И те ценности, о которых они говорят, такие близкие и такие понятные: верность, дружба, искренность, уважение, доверие. В праздниках используем не только стихи великих русских поэтов, но и стихи, сочиненные педагогами, участниками праздников, потому что мы ставим своей целью привить русским детям любовь к Богу, Церкви, Родине и к родному слову, написанному столь талантливо, с верой и болью, слову, пропущенному через огонь сердца.

Список литературы
  1. 1. Князева О.Л. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры: Учебно-методическое пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханёва. – 2-е издание перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.
  2. 2. Орлова Н. Азбука для православных детей. – 10-е издание. – 2001.
  3. 3. Султанова Н.Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / Н.Н. Султанова, Н.В. Цилько. – Печоры, 2003.
  4. 4. Шевченко Л.Л. Православная культура. 1-й год обучения. – Кн. 2. – 2009.
  5. 5. Семилетова Л.В. Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/07/19/formirovanie-duhovno-nravstvennyh-i-sotsialnyh-kachestv-lichnosti

Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.