Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Приемы педагогической техники, способствующие развитию памяти детей старшего дошкольного возраста


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в VI Международной научно-практической конференции
"Педагогический опыт: теория, методика, практика"

Библиографическое описание
Михайлова Г. А. Приемы педагогической техники, способствующие развитию памяти детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Михайлова, Г. Х. Кафиятуллова, Л. Д. Сирачова // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 269–272. — ISSN 2412-0529.
Просмотров всего: 161
  • 149HTML просмотр
  • 12PDF скачано
  • 161Всего

ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


воспитатель


воспитатель


воспитатель
АНО ДО «Планета детства «Лада» – Д/С №169 «Лесная сказка»
Самарская обл

Аннотация: в данной статье рассматривается одно из основных свойств личности – память. Авторами определяются приемы педагогической техники, способствующие развитию того или иного вида памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: развитие, память, приемы педагогической техники, принципы педагогической техники.



Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств.

Память – это впечатления, которые человек получает об окружающем мире. Эти впечатления оставляют определенный след. Они сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся [3].

Под общим названием памяти объединяются разные ее типы: наглядно-образная, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов; словесно-логическая, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины; эмоциональная, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства; кратковременная, когда материал запоминается быстро, но ненадолго; долговременная, которая требует больших усилий, но позволяет сохранить информацию на многие годы. Также существует механическая и смысловая память. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрежке), а другая часть – к осмысленному запоминанию. Следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными.

Память является одним из важнейших процессов познавательного развития. Сегодня очень актуальна проблема изучения эффективности развития у детей дошкольного возраста их познавательных функции, среди которых память занимает не последнее место, так как от уровня ее развития напрямую зависит успешность обучения ребенка в школе. Проблема развития памяти детей старшего дошкольного возраст раскрывается в работах таких известных психологов и педагогов, как А.И. Белоусова, П.П. Блонский, Л.М. Житникова, П.И. Зинченко, З.М. Истомина, Н.А. Корниенко, Л.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов и других.

Также в настоящее время многие педагоги и психологи заняты поиском и разработкой новых средств, методов, программ, способствующих повышению уровня познавательного развития детей, в частности развития их памяти.

В контексте педагогической деятельности педагогическая техника является одной из главных составляющих успешной творческой работы педагога, его мастерства и представляет собой совокупность умений и приемов, используемых педагогом для наиболее полного достижения целей своей деятельности [2].

Большое внимание педагогической технике и ее взаимосвязи с мастерством педагога-воспитателя уделяли А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ю.П. Азаров, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский и многие другие отечественные ученые.

Достичь высоких оптимальных результатов при малых затратах сил педагог способен, если он владеет приемами педагогической техники, которые помимо умений педагога управлять собой и управлять другими, позволяют ему ориентировать своих воспитанников на развитие тех или иных познавательных функций.

Прием мы рассматриваем как способ педагогических действий в определенных условиях. А. Гин считает, что приемы педагогической техники – сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему. Он рассматривает основные принципы педагогической техники. Их всего пять. Зато каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приемов.

1. Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ребенку право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

2. Принцип открытости. В учебно-познавательном процессе нужно не только давать знания – но еще и показывать их границы. Сталкивать ребенка с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Данный принцип связан с тем, что дети весьма смутно представляют границы своей информированности и уж совсем в тумане границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой всякое обучение – лишь воспитание исполнителей!

3. Принцип деятельности. Освоение детьми знаний, умений, навыков должно быть преимущественно в форме деятельности. «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ребенок напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», – говорил академик А.Л. Минц, А. Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность».

4. Принцип обратной связи. Педагог должен регулярно контролировать процессы обучения и воспитания с помощью развитой системы приемов обратной связи. Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, – тем больше в ней механизмов обратной связи. Педагог на занятии отслеживает параметры: настроение детей, степень их заинтересованности, уровень понимания. Педагог не имеет «термометра настроения», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.

5. Принцип идеальности. Важно максимально использовать возможности, знания, интересы самих детей с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени, денег. Идеальность действий тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты [1].

Мы определили приемы педагогической техники как способы педагогических действий воспитателя, направленные на решение задач частного характера при создании определенных условий. В нашем случае частной задачей выступает развитие памяти детей старшего дошкольного возраста. Какие же конкретно приемы педагогической техники может использовать педагог, воспитатель, психолог, решая эту задачу?

Память ребенка старшего дошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (домам, животным, птицам, деревьям, цветам и так далее), а также и несущественные признаки, частные детали, которые ребенок подмечает у отдельного дома, у отдельного животного, у одного дерева и так далее. Иногда какая-нибудь несущественная черта, свойственная разнородным явлениям, кажется ему общей, тогда сами явления ребенок трактует как равноценные, равнозначные.

Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть стихотворение или сказку.

Использование педагогом на занятиях и прогулках, в свободной и игровой деятельности, индивидуальной и групповой работе разработанных нами приемов педагогической техники, представленных в таблице 1, будет способствовать развитию того или иного вида памяти у детей старшего дошкольного возраста.

 

Таблица 1

Приемы педагогической техники, способствующие развитию памяти

Прием педагогической техники

Содержание (примеры)

Слуховая память

Запомни ритм

Воспитатель предлагает детям прослушать ритм, который она отстучит. Дети должны его запомнить и правильно
повторить.

Послушай, запомни и повтори

Ребенку предлагается прослушать скороговорку, потешку
или стихотворение и повторить его.

Вспомни героев

После прослушивания сказки ребенку предлагается назвать всех героев, которых он запомнил.

Вспомни песню

Ребенку наигрывают мелодию, он должен вспомнить
название песни.

Запомни и назови

Ребенку предлагается прослушать ряд слов, после чего он называет те, которые запомнил.

Пропой песенку

Воспитатель наигрывает ребенку мелодию любой песенки, он должен ее пропеть.

Заучи четверостишие

Воспитатель вместе с детьми заучивает четверостишие. Затем дети должны попытаться сами воспроизвести четверостишие.

Угадай музыкальный инструмент

Воспитатель за ширмой поочередно играет на разных
музыкальных инструментах. Дети должны угадать эти
инструменты и назвать их.

Продолжи стихотворение

Воспитатель читает детям стихотворение, затем читает еще раз начало стихотворения, а дети должны его закончить.

Зрительная память

Делай как я

Воспитатель показывает детям некоторые простые движения, дети должны их запомнить и повторить.

Запомни

Детям предлагается посмотреть на стол или на карточку
и запомнить все предметы. Затем ребенка просят отвернуться и назвать, что он видел.

Посмотри и вспомни

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку
с животными и вспомнить кто как кричит.

Опиши игрушку

Ребенку предлагается рассмотреть несколько игрушек,
а затем описать их как можно подробнее.

Будь внимательным

Ребенку предлагается ряд предметов, затем он должен назвать предметы, которые запомнил.

Двигательная память

Посмотри и повтори

Воспитатель показывает детям ряд движений, после чего дети должны правильно их повторить

Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем

Дети с помощью движений пытаются показать то, что они
делали до этого (уборка со стола, вытирание пыли и т. д).

Кто за кем

Детям предлагается построиться в колонну по росту, затем они должны запомнить, кто за кем стоит. Дается задание
о том, что в следующий раз они должны построиться так же, как и сегодня.

Образная память

Вспомни цвета

Воспитатель предлагает детям подумать и назвать все цвета, какие они знают.

Угадай на ощупь

На столе расставляемся ряд предметов, детям предлагается закрыть глаза, взять какой-либо предмет со стола и рассказать о нем, назвать что это.

Вспомни и назови

Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать все
геометрические фигуры.

 

Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Еще Л.С. Выготский (1931) отмечал, что память в дошкольном возрасте становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Одним из наиболее эффективных средств развития памяти у детей старшего дошкольного возраста на наш взгляд являются приемы педагогической техники. Использование педагогами в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста разработанных нами приемов педагогической техники качественно повлияет:

- на развитие способности детей легко заучивать наизусть какое-либо стихотворение или сказку;

- на развития умения ребенка запомнить пропущенную деталь при пересказе сказки, текста;

- на развитие умения детей анализировать, сравнивать, выделять в предметах свойства и признаки;

на развитие у детей творческого воображения и творческой активности.

Список литературы
  1. 1. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя / А.А. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2002. – С. 88.
  2. 2. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – М.: Педагогическое общество России, 2001 – 256 с.
  3. 3. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964.

Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.