Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Концепция проблемы взаимодействия субъектов образовательного процесса


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в V Международной научно-практической конференции
"Инновационные технологии в науке и образовании". Том 1

Библиографическое описание
Сысоева Е. В. Концепция проблемы взаимодействия субъектов образовательного процесса [Текст] / Е. В. Сысоева // Инновационные технологии в науке и образовании : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (5). — С. 256–265. — ISSN 2413-3981.
Просмотров всего: 398
  • 384HTML просмотр
  • 14PDF скачано
  • 398Всего

КОНЦЕПЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


доцент
АНОО ВО «Одинцовский гуманитарный университет»
Московская обл

Аннотация: автором последовательно анализируется образовательный процесс как система взаимосвязанных элементов, конкретизируются формы и уровни взаимодействия отдельных субъектов системы между собой, а также оценивается эффективность выявленных форм и уровней для достижения максимальной эффективности образовательного процесса в целом. В работе также выявляются проблемы, возникающие в процессе неэффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: образовательный процесс, субъект образовательного процесса, уровень взаимодействия, эффективность образовательного процесса.



Становление мирового образовательного пространства, широкий культурный обмен, интенсивный поиск и внедрение новых субъектно ориентированных технологий в образовательную практику требуют переосмысления актуальных форм и содержания взаимодействий субъектов образовательного процесса. В последних правительственных документах (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральная целевая программа развития образования до 2015 года, доклад «Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях») приводится оптимальная модель образования на ближайшую перспективу.

Содержание и формы взаимодействия субъектов образовательного процесса меняются с течением времени. Осознание происходящих изменений помогает определиться со стратегией и тактикой построения успешных, эффективных взаимодействий. В связи с этим формируется потребность в специальных исследованиях, содержащих научно-теоретический анализ и оценку тенденций и перспектив развития современных подходов к проблеме субъект – субъектного взаимодействия на самых различных уровнях образовательной системы.

В условиях современности обнаруживаются признаки кризисного состояния взаимодействия субъектов образовательного процесса и складываются объективные условия для его преодоления. Взаимодействия и взаимоотношения актуализируются реальными структурами и формами жизнедеятельности человека, но, как показывает практика, не потребляются, не опредмечиваются и не воспроизводятся в достаточной степени в школьном образовании.

Преодоление причин кризиса образования рассматривается сегодня как ведущая детерминанта успешности экономических преобразований, стабилизации политической обстановки и создания условий для развития общества ХХI века.

В настоящее время в теории и практике среднего образования сложился ряд противоречий, требующих научного разрешения:

между личностно-ориентированными приоритетами школьного образования, отраженными в его содержании, структуре, системе, способах организации взаимодействия субъектов образовательного процесса и недостаточным вниманием к проблемам развивающейся личности обучающихся;

между потребностью современного уровневого образования в качественно новом развитии взаимодействия «ученик – учитель» и недостаточной концептуальной разработанностью научных оснований данного процесса;

между актуальностью личностно – ориентированной парадигмы образовательного процесса школы и доминированием традиционных подходов и технологий организации взаимодействия субъектов в практике образовательной деятельности;

между потребностью педагогической практики в формировании компетенций субъектов образовательного процесса школы и недостаточной разработанностью технологического и научно-методического обеспечения развития взаимодействия как формирующего фактора;

между необходимостью организации образовательного процесса с учетом уровневой системы образования и отсутствием специальной подготовки учителей к реализации новых функций и ролей во взаимодействии с учениками.

Проблемам взаимодействия субъектов образовательного процесса во всем периоды отечественной педагогики уделялось существенное внимание, однако, существенная трансформация общественно-экономических отношений и реформирование самой системы образования ставят перед участниками образовательного процесса новые задачи и требуют переосмысления накопленного опыта с современных позиций.

Понятие «образовательный процесс» в современной педагогике охватывает «специально созданное, развивающееся в границах определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и приводящее к изменению индивидуальных качеств личности учащихся» [16].

Термин процесс (от лат. processus – «продвижение») означает, во-первых, последовательную определенную смену состояния, ход развития чего-либо; во-вторых – сочетание определенных последовательных действий для достижения какого-либо результата. Образовательный процесс определяет, устанавливает, формирует целостную систему социально-педагогических взаимоотношений его участников.

Анализ образовательной системы России [9] показывает, что образовательный процесс в современном обществе включает в себя несколько подсистем:

- дошкольное образование;

- общее среднее образование;

- систему профессионального образования.

- Основными участниками образовательного процесса являются:

- педагоги;

- учащиеся (воспитанники детских садов, ученики, студенты);

- родители учащихся;

- работодатели;

- контактные аудитории (государственные органы, курирующие работу системы образования, работодатели и др.).

При этом для основных участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и родителей осуществляется как на индивидуальном уровне, так и на уровне групп (попечительский совет, органы самоуправления учащихся и др.).

В литературных источниках достаточно подробно описывается организация совместной деятельности учителей и родителей в процессе воспитания. Основы организации взаимодействия школы и семьи отражены в трудах Н.И. Болдырева, И.В. Гребенникова, В.Н. Гурова, В.А. Караковского, И.С. Марьенко, М.М. Поташника, Н.Е. Щурковой. Семейному воспитанию посвящены труды К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, П.Ф. Лестгафта, Дж. Локка, А.С. Макаренко, И.Г. Пестолоцци, Н.И. Пирогова, Ж.Ж. Руссо, В.С. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Вопросы педагогического просвещения родителей в процессе взаимодействия со школой отражаются в трудах Н.К. Крупской. С.Т. Шацкий сформулировал методологические подходы к организации взаимодействия школы со средой, частью которой является семья школьников.

Современные проблемы семейного воспитания освещены Ю.П. Азаровым, И.В. Бестужевым-Лада, Э.К. Васильевой, В.А. Кан-Каликом, О.В. Морозовой, А.В. Петровским, А.С. Спиваковой.

Однако анализ литературы и школьной практики показывает, что взаимодействие участников образовательного процесса в школе, в основном, рассматривается как процесс совместного воспитания школьника семьей и школой, то есть, во-первых, только одна сторона образовательного процесса – воспитание, а во-вторых, только линии взаимодействия «учитель-ученик», «учитель-родители», «родители-дети». Остаются за кадром такие линии, как «дети-родители», «ученики-учитель», «родители-учитель», «ученики-ученик» (здесь в каждой паре первый элемент считается субъектом, а второй – объектом воздействия). Это означает, что пока еще далеко не всегда родители и ученики рассматриваются как субъекты в совместной деятельности школы и семьи. В тоже время следует отметить, что «образовательный процесс является целостным, обучение и воспитание следует рассматривать в неразрывном единстве» [10]. В связи с этим существующий подход к организации взаимодействия педагогов и родителей только как воспитателей, можно признать узким, и он не отвечает современным реалиям.

Кроме того, исходя из субъект-субъектного подхода, целесообразно учитывать в этом процессе и позицию ученика. Необходимо выделить три стороны взаимодействия участников педагогического процесса в школе: учитель – ученик, учитель – родители, родители – дети.

Взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений, как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние.

Основными показателями взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние [21].

Охарактеризуем эти показатели:

1) взаимопознание – объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

2) взаимопонимание – понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и школьниками; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;

3) взаимоотношение – проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;

4) взаимные действия – осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, поддержка друг друга;

5) взаимовлияние – способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания [9].

В литературе различают три уровня взаимопонимания [7]:

1. Система социальных и индивидуальных значений у общающихся совпадает, но нет совпадений в уровне взаимооценки личностных качеств.

2. Совпадает не только система значений (социальных и индивидуальных), но и уровень взаимной оценки личностных качеств.

3. Имеет место высокая степень взаимного доверия и открытости общающихся.

Уровни взаимоотношений: 1) Общая цель отсутствует, совместной деятельности нет. Возможно проявление взаимного интереса. 2) Наличие общей цели. Возможно одностороннее воздействие. Обратная связь налажена слабо. 3) Наличие общей цели, общих интересов, взаимодействие на всех уровнях взаимодействующих систем. 4) Наличие цели, общих интересов, сложившиеся взаимодействия на всех уровнях, взаимная ответственность за результаты деятельности.

Характеристика сущности, структуры взаимодействия помогает определить показатели его эффективности. В литературе выделяют три уровня (этапа) развития взаимодействия в процессе совместной деятельности участников образовательного процесса [10]. Уточнение характеристик каждого уровня деятельности участников образовательного процесса представлено в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Уровни взаимодействия участников образовательного
процесса в совместной деятельности [9]

Уровни

Характеристики уровней совместной деятельности

Взаимопонимание

Взаимоотношения

Взаимодействие

Начальный

Понимания общей цели нет, обоюдный интерес друг к другу, ценностные установки у школы и семьи совпадают не всегда

Проявление такта, возможна конкуренция во влиянии на ребенка у родителей и школы

 Воздействие со стороны одного объекта, деловые контакты эпизодичны

Сотрудничество

Понимание общей цели, совпадение установок на совместную деятельность, совпадение в оце3нках и самооценках,

Внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, сопереживание, сочувствие; поддержка и взаимоподдержка

Деловые контакты постоянные, однако не всегда проявляется сработанность на высоком уровне

Партнерство

Понимание общей цели, совпадение установок на совместную деятельность принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; высокая степень взаимного доверия и открытости общающихся.

Эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей.

Долговременность добровольность осуществляемого взаимодействия, высокая срабатываемость и оперативная координация совместных действий.

 

Из таблицы 1 видно, что совместная деятельность именно на уровне партнерства участников образовательного процесса в школе обусловливает постоянное развитие школы, усиление степени удовлетворенности учеников, родителей и педагогов и, следовательно, повышение качества обучения. Рассмотрим детальнее, за счет чего достигается повышение эффективности образовательного процесса при взаимодействии.

Во-первых, участие родителей в делах школы делает для них учебно-воспитательный процесс и процесс внедрения нового более понятным, позволяет увидеть полезность происходящих преобразований, стать субъектами инноваций вместе с педагогическим составом, то есть равноправными партнерами. Очевидно, что в этом случае усиливается поддержка нововведений со стороны родителей (по сути, социального заказчика), устраняется излишний формализм в инновациях. Новое в обучении становится фактором повышения качества обучения.

Во-вторых, общие цели родителей и детей, их совместная деятельность способствует усилению взаимопонимания между участниками учебно-воспитательного процесса, созданию атмосферы сотрудничества и взаимоподдержки – а это является важнейшим условием успешности учения.

Уровни взаимодействия: 1) Конфликт, конфронтация, война, драка. 2) Соперничество, конкуренция, борьба без видимого убийства. 3) Сотрудничество, взаимовыгодные договоренности, взаимоподдержка.

Следствием этого может явиться снижение школьной тревожности, числа конфликтов между родителями и детьми и т. п.

В-третьих, возрастают возможности в более подробной и полной проработке деталей нововведений (например, появляется возможность осуществлять более широкую предпрофильную деятельность, поскольку среди родителей можно найти представителей многих профессий, способных эмоционально и профессионально охарактеризовать свою деятельность; помочь ученикам в выполнении проектов, требующих исследований в области их профессиональных интересов). Следовательно, возрастает степень удовлетворенности родителей и учащихся качеством обучения.

В-четвертых, высвобождается время у педагогов для общего руководства и координации совместных действий, поскольку некоторые виды работ выполняются родителями на добровольной основе. А это дает возможность педагогу больше времени уделять самообразованию, творчеству и т. п.

Сформулированные выводы подтверждаются и в литературных источниках. Например, И. Хоменко отмечает, что следствием сотрудничества помимо знаний в предметных областях, может быть и развитие социальных и общеучебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическая комфортность (в том числе в детской среде), и обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов. Самое главное – могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, имеет шанс прижиться и в семье [14]. В то же время партнерство возможно только в том случае, если будет организовано взаимодействие участников образовательного процесса как целостный комплекс.

Необходимо отметить, что в практике российского образования имеется ряд практических разработок, в существенной мере повышающих эффективность взаимодействия участников образовательного процесса. В современной литературе активно обсуждается и рассматривается возможность комплексной организации совместной деятельности педагогов, родителей и учеников как равноценных субъектов, которая предлагает участие родителей и учеников во всех направлениях деятельности школы. Одним из предлагаемых способов такой организации является создание «открытой образовательной лаборатории как новой внутришкольной структуры, позволяющей организовать совместную деятельность всех участников образовательного процесса на уровне долгосрочного партнерства» [10].

Другим примером может быть – инновационный подход к созданию культурно-образовательной среды в общеобразовательном учреждении – организация Родительской академии наук [1]. Данный подход позволяет преодолеть ряд противоречий традиционной системы обучения и реализовать эффективное развитие способных учащихся в школьной практике.

Создание Родительской академии наук – один из путей решения проблемы обучения способных школьников через развитие потенциала личности каждого учащегося в образовательном пространстве учреждения, образовательный процесс в этом случае приобретает личностный смысл для каждого ученика. Решаются задачи продуктивной школы, сформулированные Д. Дьюи: «ученик получает возможность предъявить свой уровень компетентности перед семьей и сообществом, создаётся система сотрудничества между домом и школой. Родители в данном контексте понимания проблемы – активные участники образовательного процесса своего ребёнка» [6].

Повышается мотивация учебной деятельности школьников за счёт оценки качества образовательного процесса, продукта деятельности, в этом заключается результативная особенность Родительской академии наук. Родители выступают в качестве научного руководителя исследовательской деятельности ребёнка, что позволяет организовать данный вид деятельности мобильно и эффективно. Таким образом, Родительская академия наук органично встраивается в Программу развития способностей учащихся в общеобразовательной школе.

Среди активно опробуемых на практике методов оптимизации взаимодействия участников образовательного процесса можно назвать развитие моделей самоуправления в школе [4], активное использование социально-психологического моделирования и игр в процессе обучения [5], создание локального информационного образовательного пространства на основе информационных технологий (школьные сайты, школьные социальные сети) [11], повышение уровня квалификации педагогических кадров [3].

В части организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса в современных условиях полезным будет анализ зарубежного опыта, моделей и методов управления взаимоотношениями субъектов в образовательной системе. Однако, переосмысление зарубежного опыта взаимодействия участников образовательного процесса применительно к российской образовательной системе пока не носит комплексного характера и осуществляется точечно. Так, к примеру, в рамках системы профессионального образования нашло применение заимствование инструмента тьюторства [11].

Тьюторство как вид деятельности сводится к следующему: это поддержка (особый вид педагогической деятельности, направленный на развитие автономности и самостоятельности субъекта в решении проблем) и путь решения проблемы субъектности в образовании; сопровождение (сопровождение реализации индивидуальных образовательных программ, учебно-исследовательских и проектных работ); фасилитация (путь культурного, профессионального и личностного самоопределения – сопровождение личностного развития) [20]. Институт тьюторства обусловлен вхождением России в единое европейское образовательное пространство и введением Федеральных государственных образовательных стандартов, на основании которых студентам предоставляется возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий. Безусловно, весьма полезен зарубежный опыт функционирования данной деятельности, но с учетом собственного образовательного потенциала и особенностей социокультурной действительности. Однако, чтобы тьютор стал органичным звеном в образовательном процессе, с помощью которого учащийся сможет расширить свои права и возможности для наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных запросов, нужны время, большая работа по научно-методическому и нормативному обеспечению его работы, а также готовность к этому всех участников образовательного процесса.

Другим активно разрабатываемым направлением повышения эффективности взаимодействия участников является расширение взаимодействия между образовательными учреждениями (деловое партнерство) в рамках образовательной системы страны [15].

Деловое партнерство как форма взаимодействия участников образовательного пространства может стать: во-первых, эффективным механизмом их интеграции, особенно работодателей и высшей школы, обеспечивая соответствие профессионального профиля специалиста в сфере занятости, исключая противоречивость диверсификации образовательных программ и их несогласованности с социальным заказом, особенно в условиях нечеткости формулирования бизнесом своих потребностей; во-вторых, едва ли не единственным, кроме церкви, общественным институтом, формирующим ценностно-нравственное богатство личности молодежи.

Деловое партнерство, предполагающее непрерывность образования и воспитания, наиболее адекватно его парадигме, актуализирующей гуманистические ценности, маркетингово ориентированное мышление, идущее на смену технократическому, гуманитаризацию высшего профессионального образования, парадигме, способствующей самопознанию, самопониманию и самоопределению личности.

Ключевая особенность делового партнерства, представленного на рис. 1, заключается не только в участии в нем новых субъектов образовательного пространства – дошкольных учреждений и работодателя, но и в их постоянном взаимодействии с потребителями образовательных услуг.

Рис. 1 Конфигурация сети партнерского взаимодействия [18]

 

В состав участников делового партнерства включены дошкольные образовательные учреждения, так как дошкольное образование закладывает у детей «компетентностный фундамент», на основе которого и будут усваиваться новые знания, новые умения, новые компетенции. И чем больше у ребенка будет компетенций, тем более он будет способен к успешному продолжению обучения.

Сотрудничество школы с вузом может служить основой профильного обучения, целью которого является непосредственная подготовка учащихся к учебе в вузе по выбранной специальности, а также способствовать реализации проектного взаимодействия вуза и школы, сохраняя преемственность образовательных программ.

Таким образом, постоянное взаимодействие участников образовательного процесса, является одним из важнейших факторов повышения качества обучения, активное разрабатываемых в рамках российской образовательной системы. В рамках отечественной педагогики достаточно детально изучены особенности организации обучающего взаимодействия по линии «педагог-учащийся» и система вспомогательного воспитательного взаимодействия по линии «педагог-родители». Между тем, анализ показывает, что наиболее эффективной является модель активного взаимодействия всех участников образовательного процесса, поэтому в современных условиях необходима разработка комплексной модели организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Таким образом, постоянное взаимодействие участников образовательного процесса: учителей, родителей, учащихся, является одним из важнейших факторов повышения качества обучения, активно разрабатываемых в рамках российской образовательной системы.

В рамках отечественной педагогики достаточно детально изучены особенности организации обучающего взаимодействия по линии «педагог-учащийся» и система вспомогательного воспитательного взаимодействия по линии «педагог-родители». Между тем, анализ показывает, что наиболее эффективной является модель активного взаимодействия всех участников образовательного процесса, поэтому в современных условиях необходима разработка комплексной модели организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

В практике российского образования имеются ряд практических разработок, в существенной мере повышающих эффективность взаимодействия участников образовательного процесса. Однако их использование, как и применение зарубежного опыта, к современной системе российского образования не имеет системной разработанной методической базы. Перед педагогическим коллективом имеется широкий выбор психолого-педагогических и организационных методов формирования и усовершенствования взаимодействия участников образовательного процесса, однако, выбор методов и их внедрение в рамках образовательного учреждения обусловлен целым набором социально-экономических факторов, определяющих их эффективность и ограничивающих, либо расширяющих возможности образовательного учреждения.

Основными проблемами оптимизации взаимодействия участников образовательного процесса сегодня являются: сильная дифференциация общества, различный уровень доступности для отдельных учащихся основных и дополнительных образовательных услуг, недостаточный уровень квалификации большинства педагогов в части педагогического управления, недостаточная материально-техническая и информационная база образовательной системы.

Эффективное взаимодействие участников образовательного процесса представляется более эффективным при создании механизма, заключающегося в комплексе последовательно выполняемых процедур с периодичным повторением, то есть формировании определенной технологии, методологии управления взаимодействием субъектов образовательного процесса. При этом такая деятельность должна предусматривать определенный порядок деятельности со стороны руководства учебного заведения, обеспечивающий формирование и развитие механизмов взаимодействия в образовательном учреждении на принципах самоуправления, запускающий и регулирующий самостоятельное развитие системы взаимоотношений, формирующих достижение цели образовательного процесса.

Список литературы
  1. 1. Абрамова Н.Н. Создание культурно-образовательной среды в общеобразовательной школе для развития способностей учащихся в контексте взаимодействия участников образовательного процесса // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. – 2013. – Т. 1. – №33. – С. 77.
  2. 2. Адольф В.А. Тьюторское сопровождение студентов: практический опыт / В.А. Адольф, Н.В. Пилипчевская // Высшее образование в России. – 2011. – №4. – С. 144.
  3. 3. Анненкова Н.В. Готовность педагога к сопровождению семьи в вопросах воспитания // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2010. – №2. – С. 167.
  4. 4. Аракчеева О.Е. Реализация комплексно-целевой программы развития ученического самоуправления // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №2. – С. 172.
  5. 5. Бахонская Ю.В. Тренинг использования альтернативных форм взаимодействия участников образовательного процесса. Курсы повышения квалификации в рамках технологии предупреждения деформации взаимоотношений / Ю.В. Бахонская, Н.В. Федына // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2012. – №5. – С. 260.
  6. 6. Безносов А.Э. Генезис и эволюция инновационных подходов в работе педагогов с одарёнными учащимися: общеметодический аспект исследования // Наука и школа. – №1. – М.: Прометей, 2011. – С. 125.
  7. 7. Белинская Е.П. Социальная психология / Е.П. Белинская, О.А. Тихомарицкая // Хрестоматия. – М., 2000. – С. 326–327.
  8. 8. Кондаков М.И. Реформы школы и педагогическая наука // Народное образование. – 2009. – №5. – С. 12.
  9. 9. Галкин В.В. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия. – М.: Дело, 2012. – С. 17–21.
  10. 10. Елистратова С.И. Взаимодействие учителей, родителей и учащихся как фактор повышения качества обучения в общеобразовательной школе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2013. – Т. 15. – №2–2. – С. 328.
  11. 11. Ковалев Е.Е. Моделирование взаимодействия субъектов в частном образовательном облаке / Е.Е. Ковалев, О.А. Косино // Педагогическая информатика. – 2013. – №3. – С. 97.
  12. 12. Кузьменков Д.А. Виртуальная среда общеобразовательной школы // Социология. – 2013. – №2. – С. 76.
  13. 13. Кокамбо Ю.Д. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса / Ю.Д. Кокамбо, О.В. Скоробогатова // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – №60. – С. 111.
  14. 14. Колотова О.М. Взаимодействия учителя, подростка и его семьи / О.М. Колотова, А.С. Уланова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – 2007. – №1. – С.47; 87–94.
  15. 15. Тюлю Г.М. Управление системой качества образования в школе // Завуч. 2002. – №8. – С. 96–100.
  16. 16. Котляревская И.В. Организационные инновации взаимодействия участников образовательного пространства / И.В. Котляревская, Ю.А. Мальцева, О.Ю. Яценко // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2012. – №5. С. 54–60.
  17. 17. Маркова Л.А. Организация информационного взаимодействия участников образовательного процесса школы // В мире научных открытий. – 2011. – №11. – С. 99.
  18. 18. Нечаева К.М. Социально-моделирующие игры как средство синхронизации действий участников образовательного процесса // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2013. – №2 (15). – С. 40.
  19. 19. Никитина Е.А. Взаимодействие детского сада и начальной школы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2009. – №4. – С. 84.
  20. 20. Серебровская Т.Б. Тьюторство в контексте модернизации высшей школы // Вестник ОГУ. – 2011. – №5. – С.14.
  21. 21. Никитина Е.А. Взаимодействие детского сада и начальной школы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2009. – №4. – С. 83–99.
  22. 22. Юбозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия «Психология межличностного познания» / Под. ред. А.А. Бодалева. – М., 1981. – С. 80–92.
  23. 23. Косоножкин И.М. За качество и эффективность обучения // Народное образование. – 2009. – №12. – С. 8.

Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.