Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Разработка инновационного проекта создания кластеров


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в V Международной научно-практической конференции
"Инновационные технологии в науке и образовании". Том 2

Библиографическое описание
Иваненко А. А. Разработка инновационного проекта создания кластеров [Текст] / А. А. Иваненко, Л. В. Иваненко // Инновационные технологии в науке и образовании : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (5). — С. 195–198. — ISSN 2413-3981.
Просмотров всего: 75
  • 59HTML просмотр
  • 16PDF скачано
  • 75Всего

РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ КЛАСТЕРОВ


канд. экон. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет»
Самарская обл


д-р экон. наук , доцент, профессор
ФГАОУ ВО «Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королёва (НИУ)»
Самарская обл

Аннотация: в статье рассмотрен процесс концептуального проектирования кластеров и региональных кластеров. Представлено содержание терминов «кластер» и «региональный кластер». Отмечено, что процесс концептуального проектирования, а также создание инновационных структур – кластеров и регионального кластера – требует колоссальной подготовительной работы, включающей разнообразные виды деятельности. Представлены четыре стадии проектирования и несколько видов работ, которые содержит инновационный концептуальный проект кластера.

Ключевые слова: кластер, этапы проектирования, региональный кластер, инновационный концептуальный проект, первоначальная модель кластера.



В последнее время территориальная региональная экономика в результате осуществления процесса кластеризации претерпевает определенные изменения. В связи с чем, возникла необходимость разработки инновационных проектов создания кластеров и, соответственно, региональных кластеров. Актуальность инновационного проектирования определяется содержанием термина «кластер». Это пространственная форма территориальной организации экономики, совокупность постоянно взаимодействующих интегрированных независимых фирм, обладающих способностью к генерации и реализации инноваций и создающих добавленную стоимость, работающих в одной сфере или отрасли, и группа предприятий, которая оказывает основным субъектам или членам кластера сервисные услуги. Региональный кластер представляет собой специфическую форму территориальной самоорганизации интегрированных кластеров, функционирующих в условиях особой инновационной среды и создающих единые цепочки накопления добавленной стоимости. Таким образом – это региональная совокупность всех кластеров, характеризующихся высоким уровнем инноваций. Практически обосновано, что кластеры представляют собой инновационные структуры в экономике.

Сегодня в регионах сложилась такая ситуация, когда процесс формирования отдельных кластеров, не может находиться вне компетенции региональных управленческих органов, а их создание подчинено объективным законам развития природы и общества, которые необходимо учитывать. В качестве примера можно рассмотреть, во -первых, закон взаимодействия между кластерами в региональном кластере, который проявляется в квантификации влияния кластеров друг на друга и в накоплении потенциала, а, во-вторых, надо обратить внимание на то, что действие закона интеграции членов кластера очень похож, аналогичен действию закона Кулона и др.

Однако следует отметить, что процесс концептуального проектирования, а также создания кластеров и регионального кластера, как инновационных структур, требует колоссальной подготовительной работы, включающей следующие виды деятельности:

выявление закономерных предпосылок на основе оценки состояния жизнедеятельности региона;

создания институциональных основ;

разработки правил вхождения в кластер;

четкого разделения кластеров по видам на базовые и вспомогательные;

пересмотра принципов, подходов и функций управления и, соответственно, переустройства властных структур в регионе;

формирования механизма ответственности членов кластера за соблюдение всех требований.

В целях упорядочения формирования, функционирования и развития кластеров и регионального кластера предусмотрен мониторинг как элемент информационного обеспечения регионального управления.

Мониторинг деятельности кластеров и регионального кластера в целом заключается в проведении глубокого периодического многоаспектного анализа хозяйственной деятельности всех членов (предприятий, организаций, фирм) или субъектов, входящих в состав кластерных инновационных структур.

В региональном кластере кроме органа управления должен быть отдел с внедренческо-мониторинговыми функциями. Механизм работы этого отдела предполагает качественную экспертизу – проверку субъекта и объекта, прежде всего на инновационность, на инвестоспособность, инвестовосприимчивость, а также оценку персонала на командность, креативность, мотивированность, т.е. должна быть создана когнитарная команда.

Отмечается необходимость повышения эффективности управления и качества жизни населения региона с позиций синергизации межкластерного взаимодействия в соответствии с установленными и формализованными правилами выработки мегауправляющего воздействия, их взаимодействия и степени влияния внешней среды.

При проектировании кластеров может возникнуть ряд сложностей:

результаты принятых решений на момент проектирования кластеров не видны, поэтому следует рассматривать несколько альтернатив;

в процессе проектирования необходимо выполнить ряд ограничений, возникающих из вектора требований;

в связи со сложностью проектирования задачу разделяют на ряд заданий;

проектирование требует обоснования пространственных, т.е. территориальных ограничений.

Задача разработки инновационного проекта кластеров в данной работе формулируется как разработка математической модели. Следует отметить, что не все задачи в системе управления поддаются формализации.

Многие важные факторы в процессе проектирования кластеров являются количественными, а не качественными. В связи с этим оценку экономических показателей субъектов, находящихся в составе кластера и в региональном кластере в целом, можно производить с помощью таких групп критериев, как:

уровень доходности, уровень затрат;

объем добываемых природных ресурсов и др.;

общий рейтинг, т.е. рейтинг потенциала субъектов, находящихся в составе кластера, и регионального кластера в целом.

Типовая модель разработки инновационного проекта кластера или регионального кластера часто изображается в концептуальном виде.

Каждый этап проектирования состоит из множества подпроцессов анализа (оценки модели и множества подпроцессов модификации) и инновационного процесса совершенствования модели кластера. Процесс проектирования кластеров начинается с заданного множества требований. Сначала экспериментально оценивается первоначальная модель кластера. Это важнейший подпроцесс концептуального проектирования.

С целью получения предполагаемых функциональных свойств кластера, производится анализ модели. Учитывая, что на данном этапе модель кластера еще недостаточно точно определена, нецелесообразно проводить тщательный анализ. В связи с этим осуществляется ориентировочная или качественная оценка модели кластера.

Инновационный проект кластера содержит четыре стадии и несколько видов работ, которые можно представить следующим образом.

А. Концептуальное проектирование кластера:

определение первоначальной конфигурации;

выявление участников или субъектов кластера;

оценка эффективности;

ощущение устойчивости;

определение экономических и социальных характеристик;

проведение приближенного структурного анализа;

определение уровня предварительной проработки принципиальных решений.

Б. Предварительное проектирование кластера:

определение экономического соответствия субъектов кластера: распределение функций, оценка экономического вклада каждого субъекта;

проведение анализа внутрирегионального и межрегионального значения каждого субъекта кластера и регионального кластера;

проведение анализа возможностей управления субъектами кластера и региональным кластером;

проведение структурного анализа кластера.

В. Окончательное проектирование:

формирование внутренней структуры кластера;

проведение социально-экономических расчетов деятельности субъектов, входящих в кластер;

выполнение анализа системы управления на уровне кластера.

Г. Формирование кластера и тестирование:

выявление экономических параметров кластера, предназначенных для контроля его функционирования;

генерация и тестирование данных по качеству формирования кластера;

управление процессом формирования кластера.

Требования, предъявляемые к кластеру, по форме представления можно разделить на две части:

структура и состав участников кластера;

функциональные характеристики кластера (в том числе инновации и структурные ограничения).

Затем модель кластера анализируется и оценивается относительно заданных целей его формирования.

Аналогично разрабатывается инновационная концептуальная модель регионального кластера.

Список литературы
  1. 1. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. – М.: Вильямс. – СПб.; М.; Киев, 2003. – 608 с.
  2. 2. Кластеризация как способ обеспечения конкурентоспособности региона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ecsoсman.edu.ru / db / msg / 220562.html
  3. 3. Лялин А.М. Управление проектами социально-экономического развития территориальных систем: Монография / А.М. Лялин. – М.: ГУУ, 2002. – 103 с.
  4. 4. Новые формы организации инновационного процесса. Международный опыт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.subcontract.ru / Docum/Docum Show_Docum/D_174.html

Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.