Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Психокоррекционное занятие с детьми дошкольного возраста «Зримая сказка»


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в VI Международной научно-практической конференции
"Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики"

Библиографическое описание
Беребен О. И. Психокоррекционное занятие с детьми дошкольного возраста «Зримая сказка» [Текст] / О. И. Беребен // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 3 апр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 241–246. — ISSN 2411-8117.
Просмотров всего: 186
  • 172HTML просмотр
  • 14PDF скачано
  • 186Всего

ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗРИМАЯ СКАЗКА»


педагог-психолог
МДОУ «Д/С КВ №59»
Ленинградская обл

Аннотация: в данной статье представлен конспект психокоррекционного занятия «Зримая сказка», способствующий развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста. В работе представлены упражнения и игры, направленные на индивидуальное самовыражение ребенка, его творческих особенностей.

Ключевые слова: творчество, рефлексия, воображение, сказкотерапия, эмоции, самовыражение, нравственность, познавательный интерес, мелкая моторика, проблемная ситуация, арттерапия, образ, координация, внимание, игротерапия, память, музыкотерапия, восприятие, волшебство, невербальное общение, вербальное общение, смысловая речь, психодинамическая игра, позитивность.



Детство – период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей полно раскрыть свой внутренний мир. Однако из практики работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста можно отметить, что у многих детей наблюдается угнетенная эмоциональная сфера. Они не могут выразить свои чувства, свои желания, а если и выражают их, то в неконструктивной форме. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами и страхами. Творческий мир под куполом отрицательных эмоций блекнет и утопает. Тем не менее, многим взрослым и детям свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. И некоторые взрослые, в том числе и дети, хотят чего-то нового, неожиданного… Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка. В данном психокоррекционном занятии представлены упражнения и игры, которые направлены на индивидуальное самовыражение ребенка, его творческих особенностей. Основные критерии психокоррекционного занятия «Зримая сказка» заключаются в следующем: доброжелательность, положительное установление контакта с группой, умение выражать собственные эмоции, распознавать эмоции свои и других детей, взаимодействие с окружающим миром, обогащение словарного запаса, нравственные желания, выражение театральных и танцевальных навыков, закрепление позитивных эмоций. Приведенный конспект занятия использовался в работе с детьми, где были полученные положительные ожидаемые результаты. Таким образом, учитывая эффективность данного занятия, конспект можно рекомендовать воспитателям, родителям, психологам ДОУ в рамках групповых и индивидуальных занятий.

Цель занятия: развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Задачи занятия:

1. Развивать навыки вербального и невербального общения.

2. Развивать умения работать в группе и самостоятельно находить пути решения проблемных ситуаций в рамках занятия.

3. Активизировать, обогатить словарный запас и смысловую речь.

4. Учить передавать свое эмоциональное состояние, посредством различных выразительных средств.

5. Способствовать индивидуальному самовыражению детей.

6. Снять психоэмоциональное напряжение.

Ожидаемые результаты:

1. Дети больше узнают об эмоциях и их выражении (мимика, жести, походка).

2. Посредством игры, сказки и рисования обогатится творческое воображение и словарный запас.

3. Процесс группового обсуждения и решения, проблемной ситуации, обогатит жизненный опыт ребенка.

4. Дети подчеркнут положительные представления о себе.

5. Снизиться уровень эмоционального напряжения.

Использованные технологии и методические приемы:

- интерактивно-коммуникативные технологии;

- игротерапия;

- сказкотерапия;

- арт-терапия;

- музыкотерапия.

Этапы занятия:

1. Организационный этап – знакомство с детьми, создание эмоционального настроя в группе.

2. Мотивационный этап – сообщение темы занятия, стимуляция интереса, позитивный настрой.

3. Практический этап – подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие эмоционально-познавательных и творческих способностей.

4. Рефлексивный этап – обобщение полученных знаний; подведение итогов занятий.

Оснащение занятия:

1. Музыкальныое сопровождение.

2. Мультимедийный проектор.

3. Прозрачные мольберты.

4. Пальчиковые краски.

5. Сундук.

6. Атрибуты театральных костюмов.

7. Заготовка жар-птицы.

8. Заготовка «Волшебной палочки».

9. Заготовка «Цветика-восьмицветика».

10. Заготовки из ватмана, «сказочных колон».

Занятие ориентировано для детей 6–7 лет. Численность группы на занятии: 8 человек. Продолжительность занятия: 30 минут.

Игровые упражнения:

I этап. Организационный.

1. Знакомство и приветствие «Здравствуй, это я».

Цель: познакомиться с участниками группы, установление контакта для дальнейшего сотрудничества.

Ведущий: «Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много интересного. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать ответ.

«Есть мир загадочный, чудесный!

И он не каждому известный.

Там можно делать все, что пожелаешь ты.

И удивляться, и смеяться, и грустить, и восхищаться.

И даже с любимыми героями там, можно, повстречаться.

Там красота и целая поляна красок!

Скорей, вперед! Нас ждет увлекательный мир (сказок).

(Ответы детей «сказка».)

Вопросы ведущего: «Ребята, вы любите сказки? А какие сказки знаете? (Ответы детей.) Как можно попасть в сказку? С помощью чего можно зайти в сказку? После ответов детей, звучит музыка и дети через «волшебное окно» попадают сразу в сказку. Попав в сказку, дети представляются, называют свое имя весело и задорно.

Ведущий: «Ребята, мы с вами в сказке и для того, чтобы нам интересней было играть, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей. Как бы вы хотели произнести свое имя так, чтобы гости вас запомнили? Подсказка от ведущего, когда ребенок называет свое имя, можно добавить какое-то движение, которое дети выберут сами.

II этап. Мотивационный.

Цель: сообщение и расширение темы занятия, повышение интереса, позитивный настрой.

Ведущий: «После приветствия, психолог выделяет особенности имён, произнесенного каждого ребенка и говорит: «Ребята, наше занятие сегодня называется «Зримая сказка», это значит, что ваша сказка будет оживать. Вы хотите, придумать свою сказку и ее оживить? (ответы детей). Тогда вам надо очень постараться. Для этого вам понадобятся ваши умения, находчивость, хорошее настроение и дружная команда.»

III этап. Практический.

Этюды.

1. Игра «Кривое зеркало».

Цель: закрепление умений и навыков выражать собственные эмоции и узнавать эмоции других детей.

Ведущий: «Ребята, мы с вами в Зазеркалье, будем играть в игру «Кривое зеркало». Представьте, что это «кривые зеркала». Сейчас все мальчики будут «зеркалом», а все девочки – гостьями. Каждый стоит напротив своего зеркала и смотрит на него. Гости – девочки, смотрят в «зеркало» и показывают любое свое настроение. А «кривое зеркало», то есть, мальчики, делают все наоборот, передразнивают гостья, и показывают настроение наоборот. Ведущий выделяет особенности действий каждого ребенка.

2. Игра «Угадай настроение друга» (продолжение игры с мольбертами).

Цель: развитие мелкой моторики, умение изображать эмоции в рисовании.

Ведущий: «Ребята, какие вы знаете настроения? (Ответы детей.) Психолог подтверждает ответы. Ребята, следующая игра называется «угадай настроение друга». Сейчас внимательно посмотрите друг на друга через стекло, ничего не говорите, молча, про себя подумайте, какое настроение у вашего друга? Теперь возьмите краски и нарисуйте настроение своего товарища напротив. Дети рисуют под музыкальное сопровождение. После выполнения задания, психолог спрашивает у ребенка, который рисовал, какую эмоцию он нарисовал? И, также, спрашивает у ребенка, которого эмоцию изображали, угадал ли друг эмоцию?

Ведущий: «Ребята, вы очень хорошо справились с рисованием, каждый из вас проявил свои яркие, художественные таланты.

Перед игрой «Театр теней», детям нужно придумать, как можно сделать «волшебную палочку».

Ведущий: «Ребята, в сказке могут совершаться волшебства? (Ответы детей.) А какие предметы нужны для волшебства? (Ответы детей.) Дождаться ответа детей, где прозвучит слово «волшебная палочка».

Ведущий: «Спрашивает у детей, как может появиться «волшебная палочка?», а можно ли самим сделать ее? Как можно сделать «волшебную палочку? (Ответы детей.) Дети приступают к изготовлению «волшебной палочки». Психолог хвалит каждого ребенка, и говорит: Спасибо, вы сами сделали такую красивую, оригинальную «волшебную палочку», она нам, очень нужна, ведь сказочная история еще впереди.

3. Игра «Театр теней».

Цель: развитие внимания, наглядно-образной памяти, восприятия целостности, координации, ловкости.

На стол выкладываются парные картинки с животными, картинки животных и их теней.

Ведущий: «Игра продолжается… Ребята, скажите, пожалуйста, вы знаете, что такое тень? (Ответы детей.) А вы когда-нибудь были в театре теней? (Ответы детей.) А хотите сами поиграть в игру «Театр теней». Психолог добавляет к высказываниям детей, у каждого из нас есть тень, а также есть тень у животных. Мы часто не обращаем на нее внимание.

Инструкция к игре: «Ребята, перед вами лежат перевернутые картинки, которые имеют одно сходство, это сходство вам надо самим найти. Внимательно посмотрите, что изображено на картинке и постарайтесь найти себе пару с похожей картинкой. Будьте внимательны, один из вас может оказаться тенью. Придумайте сами как найти свою пару, это могут быть звуки, движения, походка. Далее, по команде психолога, каждая образовавшееся пара (животное и его тень), озвучивает звуки соответствующим животным. С помощью «волшебной палочки», психолог дирижирует, указывая на пару детей, а дети в порядке очереди произносят звуки. Темп переключения внимания нарастает.

4. Психодинамическая игра «Играем в сказку».

Цель: развитие воображения, чувствительности к образам; умение передавать эмоциональные состояния различными выразительными средствами, ощущение свободных движений.

Ведущий: «А сейчас самое главное. Репетиция сказки, превращение в сказочных героев. Психолог оглядывается вокруг и эмоционально возмущенно говорит: «Ой, а так просто нам не превратиться в сказочных героев. Ребята, мне нужна помощь. Что для превращения нам понадобится? (Дети ищут способы, чтобы превратиться в сказочных героев.) Находят волшебный сундук. Психолог потом говорит, что здорово как вы быстро нашли выход и помогли найти волшебный сундук. В этом сундуке мы найдем атрибуты, которые помогут превратиться в любимых сказочных героев. После того, как каждый ребенок и психолог (в образе жар-птицы) выбрал себе сказочный атрибут, психолог просит продемонстрировать своего сказочного героя. «И так, сказочные герои, давайте знакомиться. Каждый из вас покажет своего сказочном героя, но не словами, а движением, походкой, изобразит, может быть, звуки этого сказочного героя. А остальные участники будут отгадывать, кто это за сказочный герой? из какой он сказки? Ведущий начинает первый.

После выбора и показа сказочных героев, ведущий говорит: «Наша сказка оживает, все сказочные герои встречаются на балу. Приглашаю всех на бал!

Ведущий: «Посмотрите вокруг, что бывает на балу? Что можно использовать для того, чтобы создать обстановку для бала? Чем можно украсить зал? Какая музыка звучит? Подумайте, какое время года? Идет подготовка на бал, украшение зала. Спасибо вам, вы создали сказочное, осеннее настроение.

5. Игра «Осенний, сказочный бал».

Цель: развитие танцевально-образных, пластично-двигательных навыков, пространственной и временной ориентации, сплочение детского коллектива.

Дети выбирают себе пару и под звуки фортепиано, по кругу танцуют. В конце танца реверанс. Психолог в роли жар-птицы играет на фортепиано музыкальный отрывок «Золотой ключик».

6. Игра «Мы – волшебники».

Цель: формирование нравственных качеств, нравственного поведения, сплочение коллектива.

Ведущий: «Хвалит детей, как они красиво, грациозно, выразительно танцевали. Очень удивительный и волшебный бал получился. Мы в сказке и мы волшебники. Мы можем загадывать любые желания, а поможет нам в этом волшебный цветок «Цветик-восьмицветик». Какие бывают желания? Далее, придя к тому, что желания есть общие, для всех людей.

Ведущий говорит: «Сейчас оторвите лепесток и загадайте желание».

7. Игра «Птица желаний».

Цель: закрепление нравственных желаний детей.

Ведущий: «С помощью волшебной жар-птицы наши желания быстрей исполнятся. Она нам в этом поможет. Приклеивайте свои лепестки желаний, и птица поднимется в небо.

IV этап. Рефлексивный.

Цель: выход из сказки, обратная связь, закрепление положительных эмоций, подведение итогов.

Ведущий: «Дорогие, сказочные герои. Наша сказка заканчивается, и нам пора превращаться в самих себя, в девочек и мальчиков. Под музыку превращаются. Снимают костюмы и складывают в сундук. Психолог выделяет особенности каждого ребенка, их самостоятельность, активность, инициативность, и спрашивает, какая игра понравилась больше всего? Какая игра была трудней? После ответов детей, прощаются и уходят.

Список литературы
  1. 1. Васькова О.Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина. – СПб.: Детство пресс, 2012. – 112 с.
  2. 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. – М., 2009.
  3. 3. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. – М.: Скрипторий 2003, 2006. – 88 с.
  4. 4. Капская А.Ю. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников / А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 96 с.
  5. 5. Каяшева О.И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Самара: Бахрах – М, 2012. – 286 с.
  6. 6. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 160 с.
  7. 7. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  8. 8. Микляева Н.В. Развитие чувства юмора у дошкольников: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  9. 9. Микляева Н.В. Сказкотерапия в ДОУ и семье / Н.В. Микляева, С.Н. Толстикова, Н.П. Целикина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  10. 10. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 128 с.
  11. 11. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Н.Н. Яковлева. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.

Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.