Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Создание программно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: постановка проблемы и пути ее решения


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 3 (Всего: 4)

Статья опубликована в VII Международной научно-практической конференции
"Педагогическое мастерство и педагогические технологии"

Библиографическое описание
Харчевникова А. Н. Создание программно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: постановка проблемы и пути ее решения [Текст] / А. Н. Харчевникова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 282–285. — ISSN 2411-9679.
Просмотров всего: 70
  • 62HTML просмотр
  • 8PDF скачано
  • 70Всего

СОЗДАНИЕ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ


канд. пед. наук , методист
ГБОУ Начальная школа – Д/С №36 Василеостровского района
Санкт-Петербург г

Аннотация: в статье отражена проблема осуществления начального общего образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Автор раскрывает основные пути решения поставленной проблемы посредством создания программно-методических комплексов, учитывающих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Ключевые слова: ФГОС, родители, ограниченные возможности здоровья, начальное общее образование, учителя, ОВЗ, программно-методические комплексы, коррекционные курсы.



В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности Минобрнауки России является работа по обеспечению доступного качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом их особых образовательных потребностей.

Признание прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на образование, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, организация комплексной помощи в процессе его развития и обучения, обеспечение оптимальных условий для его благоприятной социальной ситуации развития в настоящее время представляется одной из важнейших задач образования. (Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 2013 г.)

Процессы реформирования системы специального образования привели к глобальным изменениям в структуре системы интеграции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, поиску новых вариативных организационных форм получения образования и сопровождения обучающихся с ОВЗ в образовательном процессе.

В соответствии с содержанием новых образовательных стандартов ФГОС НОО ОВЗ (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья») педагоги начального образования должны быть готовы осуществлять начальное общее образование для учащихся с различными образовательными потребностями и возможностями.

В связи с этим возникла необходимость в создании специальных программ сопровождающей поддержки процессов обучения и воспитания детей с ОВЗ по четырем направлениям развития личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) и условий для расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся. Разработка программно-методических комплексов должна быть направлена на решение актуальных задач, указанных в ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ:

формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально – личностное, интеллектуальное, физическое);

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение социального и эмоционального благополучия;

формирование основ учебной деятельности;

формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;

обеспечение вариативности и разнообразия содержания образования и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;

формирование социокультурной и образовательной среды.

Проблема исследования отражает одно из направлений стратегии развития системы образования города (информационно-методическое письмо Комитета по образованию СПб от 16.02.2016 г. об организации деятельности по признанию образовательных учреждений экспериментальными площадками городского уровня в 2016 году) в разработке программно-методического сопровождения детей с ОВЗ.

При составлении проекта опытно-экспериментальной работы и программы действий мы опираемся на теоретические аспекты организации образовательного процесса в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, общие направления модернизации образования в России, которые изложены в положениях Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Закона Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461–83 «Об образовании в Санкт-Петербурге», с учетом положений государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы от 15.04.2014 №295 и государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015–2020 годы от 4 июня 2014 года №453, Приказа Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Концепции ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 2013 г., Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

В нормативных документах отмечается, что актуальной и требующей особого внимания является проблема методического сопровождения образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, создания специальных программных комплексов в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями каждого обучающего с ОВЗ.

Одним из главных приоритетов ГБОУ начальной школы – детского сада №36 является формирование здоровьесозидающей среды и здорового образа жизни ребенка, сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей; воспитание у них внутренней потребности вести здоровый образ жизни. В ГБОУ накоплен большой опыт по здоровьесозидающей деятельности: коллективом ОУ разработана программа «Азбука здоровья». Стратегическими целями программы «Азбука здоровья» являются:

формирование мотивации к здоровому образу жизни за счет создания комплекса здоровьесберегающих мероприятий, формирующих нормы и правила здорового образа жизни;

создание здоровьесозидающей среды образовательного учреждения, обеспечивающей достижение успешности в деятельности при сохранении и укреплении здоровья каждого участника образовательного процесса;

создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа «Азбука здоровья» является основой для разработки программно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. нового этапа инновационной деятельности ОУ – региональной опытно – экспериментальной площадки.

При разработке проекта ОЭР были учтены опыт и результаты работы педагогического коллектива ГБОУ за последние три года, результаты основных тенденций развития начального образования, наличие высококвалифицированного кадрового состава.

Научная и практическая ценность ожидаемых результатов экспериментальной работы состоит в следующем:

результаты эксперимента позволят создать программно-методические комплексы, обеспечивающие реализацию ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ;

в ходе работы будут созданы методические разработки по сопровождению коррекционных курсов, обогащающие содержание образовательного и воспитательного процесса, обеспечивающие разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально – личностное, интеллектуальное, физическое);

результаты деятельности экспериментальной площадки позволят разработать программу сотрудничества и взаимопомощи «Учитель- Ребенок – Родитель» для определения различных вариантов сопровождения и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, формирования основ гражданской идентичности и мировоззрения;

результаты деятельности экспериментальной площадки позволят усовершенствовать существующие формы работы для успешной социализации детей с ОВЗ (создание программы «Истории успеха»);

результаты эксперимента позволят пополнить и усовершенствовать программно-методическую базу реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

результаты деятельности экспериментальной площадки позволят содержательно обновить маршруты индивидуального сопровождения детей с ОВЗ.

II. Цель проекта ОЭР: создание программно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

III. Задачи проекта ОЭР.

1. Разработать и апробировать программы коррекционных курсов, направленных на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

2. Создать методические разработки по сопровождению коррекционных курсов, учитывающие особые образовательные потребности обучающихся.

3. Разработать и апробировать диагностический материал для мониторинга достижений обучающихся при реализации программ коррекционных курсов.

4. Разработать программу сотрудничества и взаимопомощи «Учитель-Ребенок – Родитель» для определения различных вариантов сопровождения и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.

5. Разработать программу социальной адаптации «Истории успеха»: создание фото и видео-контента на основе повседневной школьной жизни обучающихся с ОВЗ в сотрудничестве с детьми из общеобразовательных классов.

 


Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.