Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Физическое воспитание студентов и их подготовленность к здоровьесберегающей деятельности


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в VIII Международной научно-практической конференции
"Педагогическое мастерство и педагогические технологии"

Библиографическое описание
Рютина Л. Н. Физическое воспитание студентов и их подготовленность к здоровьесберегающей деятельности [Текст] / Л. Н. Рютина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 июля 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (8). — С. 302–305. — ISSN 2411-9679.
Просмотров всего: 21
  • 19HTML просмотр
  • 2PDF скачано
  • 21Всего

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ И ИХ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


канд. пед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения»
Иркутская обл

Аннотация: в данной статье автором рассмотрено влияние дополнительных занятий физической культурой на здоровьесберегающую деятельность студентов и их подготовленность к нагрузкам, также выделен деятельностный компонент по совершенствованию показателей здоровья.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, эффективность занятий, компонент готовности.



К выпускникам железнодорожного университета, всегда были высокие требования для приема на работу, так как они планируют работать в той отрасли, где речь идет о безопасности, не только грузов, но и пассажиров. Не меньшие требования и к их физической готовности, даже если говорить о специалистах, которые занимаются умственным трудом, они подвержены нагрузкам не меньше рабочих, работающих непосредственно на путях. Так, в первую очередь нагрузке подвержены зрительные органы, ведь чаще всего они работают на компьютерах, еще большая нагрузка идет на позвоночник, находясь большую часть времени в сидячем положении и при отсутствии возможностей на разминку, со временем это все отражается на их здоровье. Поэтому в этой статье я хочу написать о важности физической культуры в вузах и о пользе пропаганды физического воспитания.

В нашем исследовании выявлялся уровень практической подготовленности (деятельностный критерий) студентов университета к деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Составленный нами опросник включал вопросы, касающиеся практических усилий по укреплению собственного здоровья в повседневной и образовательной ситуации.

В результате подсчета положительных и отрицательных ответов определялся средний балл: 12 баллов – высокий, 8 -11 баллов – средний, 7 баллов – низкий уровень. Результаты диагностики приведены в таблице 1

Таблица 1

Практическая готовность студентов к здоровьесберегающей деятельности %

Группа

Уровень

высокий

средний

низкий

Э-ю

32

18

1

Э-д

28

18

3

К-д

23

9

14

К-ю

16

10

28

 

Данные таблицы, отражают уровень деятельностного критерия готовности студентов к совершенствованию функциональных и физических показателей. Высокий уровень развития практической составляющей у студентов экспериментальной группы (юноши и девушки) составил – 60%, в контрольной – 39%. Средний уровень показателей соответственно 36% – 19%. Низкий уровень 4%, и 42%.

Также помимо обязательных занятий, включенных в учебную программу и проводимую в учебное время, в вузах организуются дополнительные занятия физической культурой в не учебное время, что способствует ее внедрению в жизнь студентов. Это могут быть различные спортивные клубы с разными направлениями, для занятия которыми предоставляются специально оборудованные залы с необходимым снаряжением и дополнительные занятия по рекомендации преподавателя [3, с. 38–40].

И как показывает практика, самостоятельная работа в дополнении к обязательной, гарантирует непрерывность процесса, обеспечивая повышение эффективности занятий, проводимых в рамках учебной программы вуза, что помогает достичь желаемых результатов за более короткое время. Самостоятельные занятия имеют очень большое воспитательное значение, стимулирую студенческую молодежь к занятию физической культурой [2, с. 23].

Осуществляя диагностику практического компонента готовности студентов к здоровьесберегающей деятельности после самостоятельных занятий, была разработана анкета, которая выявляла уровень сформиро-ванности у студентов показателей деятельностного критерия. Результаты нами были распределены по трем уровням: от 0–2 баллов – отсутствие или низкий уровень владения практическими умениями и навыкам; 3–4 балла – средний уровень; 5–6 баллов – хороший и высокий уровень владения практическими умениями и навыками по совершенствованию показателей здоровья.

Таблица 2

Сравнительная характеристика показателей практического компонента
готовности студентов к здоровьесбережению, %

Показатели деятельностного критерия готовности к здоровьесбережению

Группа

Экспериментальная

Контрольная

Уровень

высокий

средний

низкий

Высокий

Средний

Низкий

Диагностические и интерпретационные умения в области здоровьесбережения

 

62

 

36

 

2

 

38

 

19

 

43

Опыт проектирования здоровьесберегающих траекторий в образовании

 

61

 

36

 

3

 

37,5

 

20

 

42,5

Организаторские умения осуществления ЗСД

 

60

 

38

 

2

 

36,8

 

18

 

45,2

 

Результаты исследования убедительно свидетельствуют, что показатели развития деятельностного критерия у студентов в экспериментальной группе в значительной степени отличаются от показателей контрольной группы (табл. 2). Высокий уровень интерпретационных и диагностических умений в экспериментальной группе составил 62%, а в контрольной – 38% студентов. Высокий уровень второго показателя составил в экспериментальной группе 61% студентов, в контрольной – 37,5%. Организаторские умения на высоком уровне развития у 60% студентов в экспериментальной группе, а в контрольной – у 36,8%. Таким образом, данная диагностика наглядно доказывает, что студенты прошедшие дополнительную подготовку демонстрируют положительную динамику в деятельностном критерии готовности, в отличии от студентов контрольных групп [4, с. 125].

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры. В последнее время вопрос физического воспитания все больше заинтересовывает специалистов в этой области, появляются новые научные работы и статьи, различные методы физкультурной деятельности. Особое внимание привлекают работы с новыми подходами к изучению физической культуры и оригинальным решениям в разработке новых концепций [1, с. 2–5].

Но многие из этих работ и направлений еще не нашли своего применения на практике, оставаясь теоретическими наблюдениями, решение которых только предстоит найти. Но в своем исследовании мне удалось выявить компонент готовности студентов к здоровьесбережению, который показан в таблице 1, и мы видим, что у экспериментальной группы все показатели находятся на более высоком уровне, следовательно делаем вывод что дополнительные занятия физической подготовкой дают белее высокие результаты в физическом и нравственном развитии.

Список литературы
  1. 1. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования. – 1996. – С. 2–5.
  2. 2. Сакун Э.П. Построение учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе / Э.И. Сакун: Учебное пособие. – М., 2008 – С. 23
  3. 3. Турманидзе В.Г. Педагогическая практика в образовательных учреждениях: Учебное пособие / В.Г. Турманидзе, М.Х. Спатаева, Е.Ф.  Шамшуалеева. – Омск, 2014. – С. 38–40.
  4. 4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – С. 125.

Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.