Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Паттерн как современный культурный феномен


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в VII Международной научно-практической конференции
"Образование и наука в современных условиях". Том 2

Библиографическое описание
Валишина И. И. Паттерн как современный культурный феномен [Текст] / И. И. Валишина, А. Д. Заболотских, И. Н. Гришаева // Образование и наука в современных условиях : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 мая 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (7). — С. 100–102. — ISSN 2412-0537.
Просмотров всего: 170
  • 153HTML просмотр
  • 17PDF скачано
  • 170Всего

ПАТТЕРН КАК СОВРЕМЕННЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН


старший преподаватель


студентка


студентка
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева»
Красноярский край

Аннотация: в данной статье представлен анализ научной эволюции термина «паттерн» в культурологическом знании. Авторами рассматривается противоречивая ситуация, сложившаяся в отношении смысловых трактовок указанного термина, а также затрагиваются дисциплинарные, междисциплинарные и философские аспекты применения «паттерна» в качестве понятия и научной категории. Отдельно изучается «научная траектория» развития проблемы паттернов самоорганизации сложных системных объектов.

Ключевые слова: культура, феномен, паттерн.



Цель работы – теоретически изучить проблему паттерна как современного культурного феномена. Объект исследования – категория паттерн. Предмет – аспекты паттерна в условиях культурного феномена. Новизна темы обусловлена следующим: в работе представлен анализ трактовок паттерна в различных ракурсах. Исследователи обычно рассматривают паттерн в каком-то одном аспекте: с токи зрения науки, культуры, философии и т. д. Данная статья аккумулирует все сферы существования паттерна и представляет его как культурный феномен.

В современном культурологическом знании все более набирает популярность термин «паттерн». Данная тенденция, в первую очередь, связана с нарастающими процессами интеграции между различными дисциплинами, включая гуманитарное и негуманитарное знание. На данном фоне происходит смешение различных «языков» частных наук, и в результате некоторые термины приобретают междисциплинарное толкование.

Использование термина «паттерн» в современном знании сопряжено с некоторыми трудностями, главная из которых – отсутствие единства в смысловых трактовках «паттерна», а также понимания его понятийного и категориального статуса со стороны научного сообщества. Даже самый беглый анализ основных справочников, словарей и энциклопедий, включая электронные ресурсы, показывает неопределенность и противоречивость изучаемого вопроса.

Феномены «паттерны», составляющие культуру, содержаться в таких сферах действительности, как деятельность (социально-стандартизированные действия); идеи (социально- стандартизированные мысли и чувства); артефакты (социально- стандартизированные артефакты (созданная человеком характеристика окружения). Слово паттерн произошло от английского pattern, что в переводе означает образец, шаблон; форма, модель; схема, диаграмма. Термином «паттерн» определяют схему-образ, действующую как посредствующее представление, или чувственное понятие, благодаря которому в режиме одновременности восприятия и мышления выявляются закономерности как они существуют в природе и обществе [1].

Паттерн понимается в этом плане как повторяющийся шаблон, или образец. Элементы паттерна повторяются предсказуемо. Так, из графических паттернов складываются красивые узоры.

Первоначальное применение термина «паттерн» относится к области биологии и психологии, в частности бихевиористского направления. В данных исследованиях под паттерном понимались некоторые поведенческие «целостности» или образцы. Дальнейшее активное распространение указанный термин получает в области нейрофизиологии, информатики, социологии, экономики и др. Следует отметить, что данный процесс в контексте различных дисциплин сопровождается довольно сильными смысловыми И.В. Леонов. Эволюция термина «паттерн» в культурологическом знании расхождениями в трактовках отмеченного понятия. Более того, в указанных науках термин «паттерн» начинает приобретать категориальный статус, что фактически закрепляет имеющиеся между ними разночтения [2].

В сфере культурологического знания первенство в применении термина «паттерн» принадлежит американской исследовательнице, культурантропологу Рут Фултон Бенедикт (1887–1948), автору книги «Patterns of Culture», изданной в 1934 году. В теоретической схеме изучения культур, созданной Р. Бенедикт и обратившей «… серьезное внимание на то, как из сотен деталей в итоге складываются модели», был сделан акцент на уникальности и своеобразии системных конфигураций каждой культуры в отдельности. Отмеченные системные конфигурации культур, по мнению автора, характеризуют черты постоянства и преемственность. Следует отметить, что в своих работах Р. Бенедикт не выходит на категориальный уровень и использует термин «паттерн» в его буквальном значении, однако исследовательница создала основу для его научной популяризации [1].

Анализ смыслового значения слова «паттерн» раскрывает обыденный уровень, установившийся в его понимании, в первую очередь, как характеристики устойчивых внешних параметров какого-либо феномена. Кроме того, существуют и другие толкования: паттерн – это «целостность»; паттерн – это взаимосвязанное множество элементов, имеющее качественное отличие от простой суммы; паттерн – это стереотип; паттерн – это последовательность операций; паттерн – это интеллектуальный концепт.

Каждый из органов восприятия («чувств») воспринимает паттерны в соответствии со своими особенностями. В соответствии с этим возникают паттерны и в культуре – зрительные, слуховые, читаемые и т. д.

Прямое наблюдение может выявлять визуальные паттерны как они формируются в природе и в искусстве. Визуальные паттерны в природе часто хаотичны. Они не копируют друг друга и часто являются фрактальными.

Когда научные теории исследуют и предсказывают синхронно существующие регулярности в природе и обществе, то это и есть выявление паттернов.

В искусстве и архитектуре для получения определенного устойчивого воздействия декорации и различные визуальные элементы могут комбинироваться и повторяться, образуя паттерны.

В компьютерных науках шаблоны проектирования являются широко используемым решением большого класса проблем программирования.

Под паттерном в медицине понимают устойчивую комбинацию результатов исследований или других признаков (например, симптомов) при сходных жалобах пациента или у больных одной нозологии. Понятие «паттерн» включает несколько признаков (симптомов). Синдром включает один или несколько паттернов. Болезнь включает один или несколько синдромов.

Таким образом, вышесказанное указывает на то, что паттерны являются культурным феноменом, охватывающим все сферы деятельности и жизнедеятельности человека, включая науку, искусство, природу.

Культура – это сфера, реализуемая как в субъективном, так и в объективном плане. Культура сама по себе синтезирует стереотипы и символы, сложившиеся в процессе ее развития, а также обладающие спецификой нации, которой принадлежат.

В условиях нашей страны феномен паттерна приобретает свою специфичность, индивидуальность, основанную именно на «антиномичности» русской культуры. К этому термину апеллирует К.М. Кантор, ссылаясь на труды Н.А. Бердяева. Русская культура отличается тем, что обладает большим количеством свойств, постоянно переходящих друг в друга.

Следует отметить, что паттерн как современный культурный феномен, проявляется в русской культуре двояко: по принципу творчества и по принципу тематизма. Тематические паттерны создают возможность комплексного объяснения познаваемой реальности на основании актуализированных реакций сознания путем приведения «тематических сумм» в «системные целостности». Тематические паттерны соответствуют основным формам культурно-исторической реальности.

Смену паттернов предопределяют внешние условия. Сама историческая действительность направлена на то, что проецирует действительность и действия субъекта в этой действительности. Изменение реальности происходит с различной скоростью и степенью. Каждая культура в процессе развития вырабатывает определенное количество конкретных исторических и культурных паттернов. Данные паттерны и составляют основу понимания специфики культурного и исторического процесса.

Паттерны отражают ментальность культуры, общества в целом, они также находятся в тесной взаимосвязи с культурой субъекта и идентифицируются с ним. Передача паттернов происходит на подсознательном уровне в процессе вхождения человека, индивида в культуру. В процессе исторического развития, таким образом, общество накапливает багаж паттернов, адаптированных в условиях общества, нации в целом. Формирование паттернов на уровне культуры в целом оказывает влияние на процесс развития и становления научных представлений, мышления индивида.

В тот или иной период востребованным становится определенный паттерн или совокупность нескольких паттернов. Тематические паттерны способны воздействовать на ту или иную область научного знания.

Список литературы
  1. 1. Леонов И.В. Паттерны культурно-исторического процесса: парадигмально-тематический анализ: Дис. … д-ра культурологии / И.В. Леонов. – СПб., 2015.
  2. 2. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений: Пер. с англ / П.А. Сорокин. – СПб.: РХГИ, 2010.

Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.