Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Родительский контроль как элемент реализации социального контроля в дошкольном образовательном учреждении


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в Международной заочной онлайн-конференции
"Научный диалог: вопросы социологии, политологии, философии и истории"

Библиографическое описание
Супрунова О. Н. Родительский контроль как элемент реализации социального контроля в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] / О. Н. Супрунова // Научный диалог: вопросы социологии, политологии, философии и истории. URL: https://interactive-plus.ru/article/80669/discussion_platform (дата обращения: 08.12.2016).
Creative commons logo
Просмотров всего: 61
  • 47HTML просмотр
  • 14PDF скачано
  • 61Всего

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ КАК ЭЛЕМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


воспитатель
МБДОУ Д/С №6
Белгородская обл

Аннотация: в статье анализируются теоретические аспекты государственно-общественного управления образованием в дошкольном учреждении. Автор приходит к выводу о значимости такого вида взаимодействия государства и общества, как государственно-общественное управление образованием, обеспечивающее реализацию и удовлетворение образовательных потребностей общества и его подсистем.

Ключевые слова: управляющий совет, педагогический совет, дошкольное учреждение, попечительский совет, государственно-общественное управление образованием, родительский комитет.



В последние десятилетия в российском обществе утверждаются представления о качественном образовании как необходимом условии повышения уровня жизни граждан и роста экономического потенциала государства. Одновременно отмечается тенденция роста активности граждан в формулировании заказа к образованию, поиске оптимальных форм получения качественного образования, включая альтернативные формы.

Государственно-общественное управление дает возможность решить важнейшие задачи, которые стоят перед системой образования – качество, доступность и эффективность. Целью государственно-общественного управления образованием является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, социума и властей.

Задачами государственно-общественного управления являются:

- реализация законодательно определенных прав педагогов, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательным учреждением; демократизация государственного управления образованием;

- удовлетворение потребностей и интересов участников образовательного процесса; развитие согласительных механизмов разрешения противоречий и конфликтов между всеми субъектами.

Содержание государственно-общественного управления составляет деятельность субъектов по двум направлениям:

1) обеспечение функционирования образовательной сферы: участие в подготовке, принятии и реализации нормативно-правовой базы; взаимодействие государственных и общественных органов, способствующих гармонизации и гуманизации взаимоотношений участников образовательного процесса; привлечение сил и средств юридических и физических лиц; представление и защита интересов образования;

2) развитие системы образования: разработка и реализация соответствующих программ, в том числе направленных на его модернизацию; совершенствование содержания, форм и методов образовательной деятельности; подготовка, принятие и введение в действие документов по мерам стимулирования деятельности учреждений образования и органов управления им и др. В системе дошкольного образования процесс расширения общественного участия в управлении образованием происходит заметно медленнее, чем в общем образовании.

В системе дошкольного образования процесс расширения общественного участия в управлении образованием происходит заметно медленнее, чем в общем образовании. Сохраняется закрытость системы дошкольного образования от внешнего влияния, ограниченная способность адекватно реагировать на запросы современного общества, что приводит к росту неудовлетворенности населения качеством и доступностью дошкольного образования, снижает эффективность управленческой и экономической деятельности учреждений.

Существующие в дошкольных образовательных учреждениях органы общественного самоуправления, такие как: советы, родительские комитеты не являются реальными субъектами системы управления учреждением, имеют, как правило, только совещательные функции. Позиция участников образовательного процесса не учитывается при принятии ключевых управленческих решений о стратегии развития учреждения, содержании и условиях организации образовательного процесса.

Создание и обеспечение деятельности в учреждениях дошкольного образовании коллегиальных представительных органов, наделенных комплексом управленческих полномочий, будет способствовать расширению возможностей для удовлетворения общественного заказа на дошкольное образование, привлечению в образовательные учреждения дополнительных ресурсов. От участия родителей в образовании детей напрямую зависит уровень их достижений.

В дошкольных учреждениях общественное управление представлено следующими органами:

- педагогический совет;

- управляющий совет;

- родительский комитет;

- попечительский совет.

Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Он проводится для рассмотрения и решения основных вопросов образовательной работы в ДОУ. Его деятельность определяется «Положением о Педагогическом совете дошкольного образовательного учреждения». Педагогический совет создается во всех образовательных учреждениях, где больше трех педагогов.

Управляющий совет – новая форма общественного управления в образовании, являющаяся высшим органом управления и представляющая интересы всех участников образовательного процесса.

Родительский комитет – коллегиальный орган общественного самоуправления ДОУ, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и ДОУ. Родительский комитет действует в соответствии с 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения и Положения о родительском комитете ДОУ.

Целью родительского комитета является обеспечение постоянной и систематической связи детского сада с родителями (законными представителями), содействие педагогической пропаганде для успешного решения задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС в дошкольном образовании.

Попечительский совет – государственно-общественный орган управления образованием, обладающий правом распорядителя фонда развития образования; одна из форм самоуправления образовательного учреждения. Попечительский совет занимается совершенствованием деятельности и развития образовательного учреждения и осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе. Попечительский совет несет ответственность за невостребованность фонда развития образования; нецелевое использование получателем финансовых средств фонда развития образования; несвоевременное финансовое наполнение фонда развития образования.

Попечительский совет выполняет следующие функции:

- регламентирует поступление и распределение внебюджетных средств по внутренним фондам, созданным при Попечительском совете;

- содействует: совершенствованию материально-технической базы учреждения, благоустройству его помещений и территории, организации и совершенствованию образовательного процесса, поддержке социально не защищенных семей воспитанников, улучшению условий труда педагогических и других работников учреждения;

участвует в организации соревнований, конкурсов и других массовых мероприятий образовательного учреждения.

По нашему мнению, все многообразие выше перечисленных задач управляющего и попечительского совета, а также родительского комитета обосновывают целесообразность и необходимость разделения их функций и выделения отдельного органа социального контроля – группы родительского социального контроля.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственно-общественное управление образованием – один из видов взаимодействия государства и общества. Его функция заключается в обеспечении реализации и удовлетворении образовательных потребностей общества и его подсистем.

В дошкольных учреждениях общественное управление представлено педагогическим советом, управляющим советом, родительским комитетом, попечительским советом.

Список литературы
  1. 1. Моисеев А.М. Методические рекомендации по развертыванию и организации деятельности управляющих советов [Текст] / Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Готика, 2005. – 180 с.
  2. 2. Акинфеева Н.В. Государственно-общественное управление образовательными системами [Текст] / Н.В. Акинфеева, А.П. Владимирова. – Саратов: СЛОВО, 2001. – 149 с.
  3. 3. Акинфиева Н.В. Становление государственно-общественных отношений и взаимодействия в образовательных системах [Текст] / Н.В. Акинфеева // Инновации в управлении как фактор развития образовательных систем: Материалы научно-практической интернет-конференции (11 мая 2001 г.). – Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 2001. – 384 с.
  4. 4. Бочкарев В.И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? [Текст] / В.И. Бочкарев // Педагогика. – 2001. – №2. – С. 9–13.

Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.