Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в VII Международной научно-практической конференции
"Образование и наука в современных условиях". Том 1

Библиографическое описание
Орлова Ю. А. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Ю. А. Орлова, Н. Д. Середкина // Образование и наука в современных условиях : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 мая 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (7). — С. 167–169. — ISSN 2412-0537.
Просмотров всего: 544
  • 517HTML просмотр
  • 27PDF скачано
  • 544Всего

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


студентка
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»
Иркутская обл


старший преподаватель
Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»
Иркутская обл

Аннотация: в статье рассматривается проблема развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Авторами представлены различные точки зрения исследователей на сущность понятий «Познавательный интерес». В работе показаны компоненты «поисковой деятельности», а также выделены критерии и уровни познавательного интереса.

Ключевые слова: методы, познавательный интерес, интерес, критерии, компоненты «поисковой деятельности».



Проблема развития познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально – психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Ее разработке посвятили свои труды многие ученые: Л.И. Божович, Л.А. Вегнер, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина и др.

Г.И. Щукина выделяет следующую структуру познавательного интереса: Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

- интеллектуальные – логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;

- эмоциональные – переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;

- регулятивные – волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;

- творческие – воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов [3].

Познавательный интерес – интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях [2].

Таким образом, «познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности».

Для формирования интереса нужны все компоненты «поисковой деятельности». Она предполагает:

а) возникновение в ходе деятельности недоумения и вопроса у самого ребенка;

б) постановку и принятие ребенком задачи для самостоятельного (или совместного с воспитателем) решения;

в) организацию поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату;

г) решение задачи (учебной, трудовой, внеклассной и т. д.) и показ перспективы данной работы, вызывающей новые вопросы и ставящей новые задачи для решения, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более стойким.

Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения. Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов [4].

Для выявления уровня развития самостоятельности, ее проявлений и влияния семьи и детского сада на воспитание самостоятельности нами было выбрано две группы: экспериментальная и контрольная. Всего участвовало 30 детей.

Представим ниже детальную характеристику использования диагностических методов и их критерий.

Таблица 1

Методы исследования

Критерий

Методы исследования

1

Интеллектуальная

(Возникновение познавательных вопросов; обращенность к изучаемому объекту; представления об окружающем)

Методика «Беседа» (авт. М.В. Марусинец)

Цель: выявление у ребенка наличия познавательной мотивации, направленности его интересов.

2

Эмоционально – волевая

(проявление эмоций, связанных с познанием; активность и самостоятельность в преодолении трудностей)

Методика «Загадка» (авт. Э.А. Баранова)

Цель: выявление степени выраженности положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности.

3

Процессуальная

(исследовательский подход в решении умственных и поисковых задач; стремлении найти нестандартный способ решения поисковой задачи)

Методика «Мотивы умственной деятельности у старших дошкольников» (авт. Е.Э. Кригер)

Цель: выявление доминирующих мотивов умственной деятельности у старших дошкольников.

 

На основе выделенных нами критериев, были представлены уровни развития познавательного интереса:

Высокий уровень: представления системы; наличие интереса к выявлению закономерностей, высокая самопроизвольная активность; увлеченная самостоятельная работа; стремление к преодолению трудностей; стойкая эмоционально – познавательная направленность на определенную сферу окружающей действительности. Обращенность на процесс познавательной деятельности; интерес к преобразованию и совершенствованию собственной деятельности; использование разнообразных нестандартных способов в решении задач.

Средний уровень: дифференциация представлений об окружающем; интерес к познанию явных и существенных свойств предмета; конкретизация и усложнение познавательных вопросов. познавательная активность, требующая стимулирования со стороны взрослого; проявление ситуативной самостоятельности; преодоление трудностей с помощью взрослого; эмоционально – познавательное отношение к деятельности. обращенность на постановку целей и задач; интерес к содержанию объекта познания; ситуативное включение в диалог с партнером по познавательной деятельности; интерес к различным способам решения задач.

Низкий уровень: представление бессистемны; наличие широкого недифференцированного интереса; интерес к новым фактам и явлениям; наличие познавательных вопросов предметного характера. Познавательная инертность, уход от деятельности в случаи затруднений; минимальная самостоятельность; эпизодическое эмоциональное переживание. Обращенность на результат познавательной деятельности; репродуктивность в решении поставленных задач; индивидуальный характер деятельности [1].

Познавательный интерес старших дошкольников находятся преимущественно на среднем и низком уровне в экспериментальной группе и на среднем уровне в контрольной группе.

Мы выявили 27% экспериментальной группы и 17% контрольной группы детей имеют высокий уровень развития познавательного интереса. 44% экспериментальной группы и 53% контрольной группы показали средний уровень познавательного интереса, соответственно 31% экспериментальной группы и 30% контрольной группы находятся на низком уровне развития познавательного интереса.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей старшего дошкольного возраста развития познавательного интереса недостаточно и необходима систематическая целенаправленная работа педагогов дошкольного образовательного учреждения с детьми по развитию познавательного интереса у старших дошкольников.

Список литературы
  1. 1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. – СПБ, 2005. – 15 с.
  2. 2. Годовикова Д.Н. Формирование познавательной активности / Д.Н. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 2007. – №8. – С. 19–20.
  3. 3. Гризик Т.А. Познаю мир: методические рекомендации по познавательному развитию / Т.А. Гризик // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С. 32–38.
  4. 4. Михайлова З.А. Диагностика личностных проявлений ребёнка в логико – математической деятельности / З.А. Михайлова, Е.А. Носова // Дошкольная педагогика. – 2011. – №12. – С. 4–5.

Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.