Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Философская проблематика И.А. Ильина


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в X Международной студенческой научно-практической конференции
"Студенческая наука XXI века"

Библиографическое описание
Журавлева Е. С. Философская проблематика И.А. Ильина [Текст] / Е. С. Журавлева // Студенческая наука XXI века : материалы X Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 июня 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (10). — С. 168–170. — ISSN 2413-3825.
Просмотров всего: 49
  • 40HTML просмотр
  • 9PDF скачано
  • 49Всего

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И.А. ИЛЬИНА

PHILOSOPHICAL TOPICS BY I.A. ILIN


студентка
ФГБОУ ВПО «Костромской государственный технологический университет»
Костромская обл

Аннотация: данная статья представляет обстоятельный научный анализ философских взглядов выдающегося представителя русской религиозной философии конца XIX – первой половины XX веков И.А. Ильина. Автором исследуется историко-философский аспект трактовки проблем, идей и вопросов, включенных в оригинальную философскую систему И.А. Ильина. В этой связи анализируется совокупность религиозно-философских, публицистических работ и осуществляется попытка показать взаимосвязь проблем человека, общества и государства.

Ключевые слова: Россия, религия, русская философия, русский народ, монархия.



И.А. Ильин – русский религиозный философ, национальный мыслитель, правовед публицист и литературный критик. Был редактором-издателем журнала «русской волевой идеи», «Русский Колокол» подготовил 9 выпусков. Философ оставил после себя большое литературное наследие – книги, статьи, брошюры часть книг опубликовано на немецком языке, письма, неоконченные работы, воспоминания, документы, находящиеся в архивах различных стран. В.В. Зеньковский считает, что в основе построений И.А. Ильина лежит мысль, что философия есть «опытная наука», что есть особый «философский опыт» [1, с. 130]. Современный исследователь В.В. Сербиненко писал: «И.А. Ильин – автор глубоких историко-философских сочинений, трудов по философии права, нравственной философии, философии религии, эстетике» [5, с. 354]. Для него философия – всегда взгляд на бытие, жизненное исследование духа и духовности. Главное призвание философа И.А. Ильин видел в предметном созерцании и мышлении, при которых процесс познания становится более объективным. Исследующий философ не смеет повелевать предмету, не смеет искажать его в своем изображении; за это он несет полную ответственность исследователя.

Все философское творчество И.А. Ильина включает в себя антропологический, этический, социально-политический и религиозный разделы. Его исследования были связаны, с изучением тех или иных философов и их идей, которое составило основное содержание его рукописей в основном неопубликованных, и также многочисленные критические рецензии, включенные в его публицистику. Нравственный аспект философии И. Ильина связан с проблемой человека, темой войны, духовности русского народа. Этим вопросам посвящены его работы «О любезности. Социально-психологический трактат» (1912), «Основные нравственные противоречия войны» (1914), «Духовный смысл войны» (1915) и особенно знаменитая книга «О сопротивлении злу силою» (1925), вызвавшая полемику как в России, так и за рубежом. На двуединый вопрос: «Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Может ли человек, верующий в Бога, приемлющий Его мироздание и свое место в мире, не сопротивляться злу мечом и силою?» [2, с. 7]. Ильин ответил так: «...физическое пресечение и понуждение могут быть прямою религиозною и патриотическою обязанностью человека; и тогда он не вправе от них уклониться» [2, с. 171].

Следует отметить, что И.А. Ильин принадлежал к идеалистически-религиозному направлению русской мысли, но он не являлся идейным последователем Вл. Соловьева, с которым связывают обычно русский религиозно-философский ренессанс нач. ХХ в. Важным в философии И.А. Ильина была связь философии и религии. Он считает, что у религии и философии не только единый предмет – Бог, но и «единый духовный опыт». Тонкие грани между религиозным восхождением к Истине и философской рефлексией об истине позволяют философу настаивать на «религиозном смысле философии».

Для философа религия как человеческое состояние есть прежде всего религиозный опыт, основу которого составляет внутренняя «сила», психическая «среда» и внешняя включенность в вещественный мир. Поэтому субъективен и религиозный опыт человека. Согласно И.А. Ильину, аксиома человеческой субъективности заключается в ее элементарных повседневных проявлениях [4, с. 15].

Эстетика, философия художества и литературная критика как разделы его философского наследия Ильина не включаются в контекст серебряного века и имеет другой источник. Для него понятие «красота» не является ее центральным пунктом или единственным предметом. Главное для него понятие «художество» как процесс рождения и воплощения эстетического образа, а на вершине – художественное совершенство, которое внешне может быть лишено «красоты». Искусство философ рассматривает как «служение и радость». А художник, по мнению Ильина, есть «прорицатель», который творчески созерцает духовное, невидимое и находит ему точное словесное выражение. И.А. Ильин написал две эстетические монографии и большое количество лекций о Пушкине, Гоголе, Достоевском, Толстом, Бунине, Ремизове, Шмелеве, Мережковском, Метнере, Шаляпине и др.

Основной темой историко-философских построений у И.А. Ильина является Россия и русский народ. Этой теме посвящены его работы, «Родина и мы» (1926), «О России. Три речи» (1934), «Творческая идея нашего будущего: Об основах духовного характера» (1937), «Основы борьбы за национальную Россию» (1938), «Сущность и своеобразие русской культуры» (1942, на нем.), «Наши задачи» (1956) и другие. В вышеперечисленных сочинениях ярко был отражен политический мотив его философии. Политический пафос И.А. Ильина подчеркивает неприятие социалистической идеологии и социальной практики с позиций идеала монархического устроения России. Он считает, что будущее должно быть «государственно-историческим», государственно-национальным, государственно-патриотическим, государственно-религиозным».

Следует отметить, что эволюция философских взглядов И.А. Ильина происходит под влиянием социально-политических и исторических событий конца XIX и первой половины ХХ веков. В русской философии наиболее актуальной темой была проблема общественного идеала как представление о наилучшем государственном устройстве при существующих условиях человеческой жизни. В своей работе «О грядущей России» философ подробно рассматривает государственные формы правления. Для него государственная форма есть не отвлеченное понятие, и не «политическая схема» безразличная к жизни народов. Он считает главным стержнем государственной формы должен быть народ, понимающий свой жизненный строй, и умеющий организоваться так, чтобы уважать законы этого строя и вкладывать свою волю в эту организацию.

Список литературы
  1. 1. Зеньковский В.В. История русской философии [Текст] / В.В. Зеньковский. – Кн. 2. – Ч. 2. – Л.: ЭГО, 1991. – С. 129–133.
  2. 2. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. – Берлин, 1925 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://web.archive.org /web/20071102102125/ (дата обращения: 14.05.2016).
  3. 3. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры // Москва. – 1996. – №3. – С. 159.
  4. 4. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. – М.: Русская книга, 2003. – 604 с.
  5. 5. Сербиненко В.В. История русской философии / В.В. Сербиненко. – М.: РГГУ: Омега-Л, 2005. – 464 с.

Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.