List of publications on a keyword: «этническая»
Педагогика
Vysokogorskii D/S "Baigysh" , Татарстан Респ
«Problema polikul'turnogo obrazovaniia i vospitaniia doshkol'nikov»
Данная статья исследует проблему поликультурного образования и воспитания дошкольников. В современном мультикультурном обществе, где дети из различных культур и национальностей встречаются в детских садах и школах, важно разработать эффективные методы обучения и воспитания, учитывающие этнокультурную разнообразность. Целью данного исследования является выявление проблем, связанных с поликультурным образованием и воспитанием дошкольников, а также предложение практических рекомендаций для педагогов.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
MBOU "SSh 7" , Ямало-Ненецкий АО
«Prepodavanie russkogo iazyka v klasse s det'mi-inofonami: osnovnye problemy i sposoby ikh preodoleniia»
В статье речь идёт о том, что в связи с увеличением числа обучающихся, для которых русский язык является неродным, система российского школьного образования столкнулась с проблемой преподавания русского языка в полиэтнической среде. Возникает противоречие между требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы по русскому языку выпускником российской школы и реальным уровнем знания языка учащимися, для которых русский язык родным не является. В данной работе анализируются причины возникновения данной проблемы, пути и способы работы по ее преодолению на уроках русского языка.
Теория и методика дошкольного образования
Olesia F. Gorbunova , candidate of pedagogic sciences , associate professor
FSFEI of HE "Katanov Khakass State University" , Хакасия Респ
«Osobennosti predstavlenii o sem'e u detei starshego doshkol'nogo vozrasta raznykh etnicheskikh grupp»
Дошкольная педагогика
Olga V. Khabenko
MBDOU "TsRR D/S "Khrustalik" , Хакасия Респ
«Formirovanie kul'tury mezhnatsional'nogo obshcheniia u detei starshego doshkol'nogo vozrasta v polietnicheskom detskom sadu»
Теория и методика общего образования
Svetlana L. Diudiaeva
MOU Starobesovskaia OOSh , Ульяновская обл
«Sovmestnaia deiatel'nost' sem'i i shkoly kak vazhneishii faktor vospitaniia v etnopedagogike»
Каждый ребенок овладевает родным языком, усваивает исторический опыт своих предков в процессе общения дома в семье, а потом уже и в процессе обучения в школе. Важным фактором воспитания этнической идентичности личности ребёнка является создание организационных условий и учебно-методического обеспечения сопровождения образовательного процесса.
Политология
AS RS(Ya) , Саха /Якутия/ Респ
«Etnopoliticheskie protsessy v Respublike Sakha (Iautiia) na rubezhe vekov (KhKh-KhKhI vv.)»
Статья обращает внимание на политические факторы, воздействующие на этническое развитие этноса. Национально-государственный статус может оказаться важнейшим ориентиром в выборе стратегий межэтнического взаимодействия, что и определяет актуальность изучения данного направления. В основу работы легли материалы социологического опроса 1999 года, проведенного в Республике Саха (Якутия) Институтом этнологии и антропологии РАН и Институтом социологии РАН под руководством Л.М. Дробижевой, участие в которых принимала и автор настоящей статьи. В статье обращается внимание на то, что в 90-х годах концепция перехода к самоуправлению и самофинансированию получила свою реализацию в подготовке и провозглашении суверенитета Республики Саха (Якутия). Укрепление государственности Якутии в постсоветский период связывается с установлением конституционно-договорных отношений с федеральными органами власти. Этносоциологические данные свидетельствуют о необходимости дальнейших усилий для повышения степени доверия населения к властным структурам как на республиканском, так и на федеральном уровнях, совершенствования договорных отношений между федеральным центром и республикой, развития гражданского общества. В целом данные опроса свидетельствуют о том, что региональная принадлежность оказалась для якутян наиболее актуальной формой консолидации, нежели общегражданская.
Культурология и искусствоведение
AS RS(Ya) , Саха /Якутия/ Респ
«Ethnic Features of the Settlement of the Yakuts in the Late XX and Early XXI Centuries»
As you know, the nature and use of space for the resettlement of ethnic groups is important for the study of ethnocultural identity and ethnicity in general. This article is devoted to the influence of the ethnic factor on the features of the settlement of the Yakuts, the indigenous population of the North-East of Siberia of the Russian Federation in extreme, sharply continental climate conditions. The author draws attention to the fact that the natural habitat acquires an ethnic orientation of survival in these conditions. It is now recognized that the indigenous people, like the Yakuts, have acquired high adaptive capabilities in extreme conditions for many generations. The bulk of the Yakuts live in the countryside of central Yakutia, and only a small part of the Yakut ethnic group lives in the northern ulus of the republic. On the territory of central Yakutia there are meadow «islands», the so-called alases (from the Yakut word «alaas») suitable for cattle breeding and horse breeding. Haymaking is the basis of the Yakuts' hay and pasture cattle breeding. Northern cattle breeding, with its haymaking as a traditional way of farming, is known to contribute to the formation of behavioral stereotypes of the Yakuts. Nevertheless, we note that in the modern conditions of globalization, industrial development of the North, value orientations are also changing, many traditional stereotypes of Yakut behavior are being overcome. The article draws attention to the traditional outlook of the Yakuts about the spiritual unity of man and nature, that the sustainable development of the Yakuts is largely related to the problem of the ecology of ethnic culture.
Педагогика
Tatiana N. Dutova
RSBEI "Boarding school for students with hearing disabilities" , Томская обл
«Vospitanie etnicheskoi tolerantnosti mladshikh shkol'nikov s narusheniiami slukha na osnove programmy "Stiraia granitsy»
В данной статье рассматриваются вопросы воспитания этнической толерантности, формирования этно-толерантного поведения при организации учебно-воспитательной работы на основе ценностей многонационального общества Томской области; описываются благоприятные условия для воспитания нравственных чувств у младших школьников с нарушениями слуха. Автор излагает принципы соблюдения прав и свобод человека, базирующиеся на воспитании солидарности и справедливости на национальном и правовом уровне равных возможностей, развитии интереса к человеку другой национальности, стремлении к самовоспитанию и самосовершенствованию.
MBOU "Shkola-internat osnovnogo obshchego obrazovaniia" , Ямало-Ненецкий АО
«Vneklassnoe razvitie rechi pervoklashek, dlia kotorykh russkii iazyk ne iavliaetsia rodnym»
Филология и лингвистика
FSOMEI of HE "Military University" of the Ministry of Defense of Russian Federation , Москва г
«Armeiskaia professional'naia sreda SShA v znakakh iazyka i kul'tury (na materiale angliiskogo iazyka)»
Настоящая статья выполнена в русле антропологической парадигмы исследований и посвящена самобытному лингвокультурному коду социально-профессиональной группы военнослужащих США. Именно военный субъязык как иноформа бытования национального языка отражает культурно-историческое наследие и систему ценностей армейской субкультуры. Исследование проведено на материале английского языка и адресовано специалистам филологического профиля.
FSOMEI of HE "Military University" of the Ministry of Defense of Russian Federation , Москва г
«Iazykovaia kontseptualizatsiia mira kak metaforicheskii obraz»
Настоящая статья раскрывает метафоричность понятия языковой картины мира. Языковая картина мира по своей природе избирательна и понимается как отраженная в языковых формах и категориях система представлений данной этнической общности об окружающей действительности. Эта система национально специфична и складывается из отдельных концептов, описывающих в своей совокупности предметы и элементы объективной реальности.
FSBEI of HE “Samara State University of Economics” , Самарская обл
«Otrazhenie sotsiokul'turnykh izmenenii v iazyke. Politkorrektnost'»
Социология
FSBEI of HPE "North Ossetia State University named after K.L. Hetagurov" , Северная Осетия - Алания Респ
«Transformatsiia etnicheskoi kul'tury Osetin»
В современном обществе происходят значительные изменения в деятельности социальных институтов семьи, культуры, нравственности и государства. Формирование новых типов культуры приводит к изменению тех традиций, обычаев и правил, которые создавались человечеством на протяжении столетий. В связи с этими уже очевидными изменениями автор считает достаточно интересным рассмотрение традиционных обрядов и ценностей в осетинском обществе.
Педагогика
SBEI of HE “Tambov State Musical-Pedagogical Institute named after S.V. Rachmaninoff” , Тамбовская обл
«Natsional'nye chuvstva kak faktor formirovaniia etnicheskoi samoidentichnosti molodezhi v usloviiakh sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti»
Педагогика общеобразовательной школы
MBOU "Mnogoprofil'naia shkola 181" Sovetskogo raiona g. Kazani , Татарстан Респ
«Формирование и развитие межкультурной компетенции учащихся как одно из условий качественного функционирования УВП»
В современных условиях для повышения качества образования и раскрытия способностей каждого учащегося предусматривается переход к деятельностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия. В этих условиях особую актуальность приобретает формирование у учащихся межкультурной компетенции. В предлагаемой статье рассмотрена возможность развития межкультурной компетенции учащихся через актуализацию педагогического потенциала диалога культур как содержательного источника развития познавательного интереса и, как результат, повышение качества образования.
Психология
Volgograd Institute of Management, branch of FSBEI of HE "Russian Presiden-tial Academy of National Economy and Public Administration (The Presidential Academy, RANEPA)" , Волгоградская обл
«Культурно-историческое опосредствование этнопсихологического хронотопа сознания (на примере поволжских немцев)»
В статье обосновывается исследовательский потенциал концепта хронотопа субъективной реальности – временно-пространственной организации субъективного мира человека. Представлены этапы и результаты эмпирического исследования этнического самосознания двух групп респондентов: потомков поволжских немцев и титульного этноса (русских).
Биологические науки
FSBEI of HE "Astrakhan State University" , Астраханская обл
«Полиморфные варианты генов фолатного обмена у студентов ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»»
В работе представлены результаты изучения полиморфизма генов фолатного цикла у добровольцев г. Астрахани двух этнических групп: русской и казахской. Фолатный цикл является сложным и важным этапом обмена веществ, в котором происходит метаболизм гомоцистеина. Дефицит фолиевой кислоты приводит к различным нарушениям в организме.
Психолого-педагогические аспекты образования
FSBEI of HE "Chechen State University" , Чеченская Респ
«Исследование этнической толерантности студентов»
В статье рассматриваются результаты исследования этнической толерантности студентов – будущих педагогов-психологов. Присутствующие в сознании испытуемых признаки интолерантности и превосходства своей этнической группы перед остальными, по мнению автора, говорят о необходимости формирования у будущих педагогов-психологов этнической компетентности и проведения комплексной работы по развитию этнической толерантности.
Педагогика
МБОУ«СОШ №34» , Иркутская обл
«Этнопедагогика как способ развития экологической компетенции школьников»
Целью данной статьи является выявление элементов этнопедагогики, поиск путей их внедрения в систему экологического образования школьников для повышения его эффективности. В настоящее время мало кто из взрослых, а из школьников практически никто не может назвать себя экологически грамотной личностью. И задача учителей-географов и других предметников – научить школьников правильному обращению с природой. Составной частью экологии является этнопедагогика, которая изучает, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей.
Биологические науки
FSBEI of HE "Astrakhan State University" , Астраханская обл
«Полиморфные варианты генов фолатного цикла у людей разных национальностей»
В работе представлены результаты изучения полиморфизма генов фолатного цикла у добровольцев г. Астрахани двух этнических групп: русской и казахской. Фолатный цикл является сложным и важным этапом обмена веществ, в котором происходит метаболизм гомоцистеина. Дефицит фолиевой кислоты приводит к различным нарушениям в организме. Исследование проводили на женщинах добровольцах 18–33 лет.
Социология
Sergei V. Konstantinov
Филиал ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» , Дагестан Респ
«Многоуровневая идентичность народов Дагестана»
Педагогика
FSBEI of HE "Moscow State University of Education" , Москва г
«Actual problems of ethnocultural education in the Republic of Khakassia»
Народная культура как содержательная основа патриотического, духовно-нравственного, этнокультурного, художественно-эстетического, экологического воспитания
Anna S. Riazanova
FSFEI of HE "Katanov Khakass State University" , Хакасия Респ
«Исследование традиций воспитания детей дошкольного возраста в современной хакасской семье»
Этнокультурная деятельность в условиях вуза
FSAEI of HE "St.Petersburg Polytechnic University named after Peter the Great" , Санкт-Петербург г
«What do Saint-Petersburg students think of the problems concerning cross-cultural communications?»
В статье представлены результаты исследования на тему «Межнациональные процессы в РФ» на примере г. Санкт-Петербурга, проведенного студентами в рамках изучения дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов. Исследование выявило проблемы кросс-культурного взаимодействия, такие как социокультурная дистанция и стереотипизация, их формирование и зависимость от социально-демографических характеристик.
Этнокультурное образование и воспитание детей в условиях дошкольного, общего и дополнительного образования
Olesia F. Gorbunova , candidate of pedagogic sciences , associate professor
FSFEI of HE "Katanov Khakass State University" , Хакасия Респ