Список публикаций по ключевому слову: «инструментальная музыка»


Культурология и искусствоведение (теория и история культуры, музееведение и др.)

Дата публикации: 13.02.2019 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Таштамирова Лилия Шайхуловна , учитель музыки
МАОУ «СОШ №48 им. Героя Советского Союза Д.М. Карбышева» , Тюменская обл

«Развитие инструментальной музыки во Франции последней четверти XIX века. К проблеме вагнеризма»

Скачать статью

В статье говорится, что одним из каналов проникновения вагнеровской музыки во французский социум были концерты инструментальной музыки, сформированные на музыке из опер Р. Вагнера. Как отмечает автор, такое знакомство с немецким симфоническим и оперным мышлением самым положительным образом повлияло на развитие инструментальной музыки во Франции.

Культурология и искусствоведение

Дата публикации: 09.03.2018 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Элькан Ольга Борисовна , канд. культурологии , доцент
ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский университет культуры, искусств и туризма» , Крым Респ

«Теоретические аспекты изучения жанра фортепианного ноктюрна»

Скачать статью

Цель статьи – систематизировать основные аспекты теории жанра ноктюрна в музыкальном искусстве. Применены: метод анализа и обобщения научной литературы, исторический метод, метод музыковедческого целостного анализа. Ноктюрн относится к фортепианным жанрам, которые в истории европейской музыкальной культуры отмечены долгой и богатой эволюцией. Развитие жанра обусловлено становлением клавишных инструментов, обогащением жанровой палитры, сменой музыкальных стилей. Жанровые характеристики ноктюрна сложились в эпоху романтизма, в основном благодаря фортепианному творчеству Дж. Фильда и Ф. Шопена. Как камерный, преимущественно фортепианный, жанр инструментальной миниатюры ноктюрн характеризуется краткостью, моноóбразностью, лиризмом, романтическим настроем, включением виртуозного начала, а также сочетанием мелодии типа инструментальной кантилены с фигурированным аккомпанементом.

Культурология и искусствоведение (теория и история культуры, музееведение и др.)

Дата публикации: 27.02.2018 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Элькан Ольга Борисовна , канд. культурологии , доцент
Мартыненко Елена Петровна , аспирант
ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский университет культуры, искусств и туризма» , Крым Респ

«Эволюция жанра фортепианной фантазии в творчестве Ф. Шуберта (на примере фантазии «Скиталец»)»

Скачать статью

Актуальность темы обусловлена тем, что в музыковедческих исследованиях Фантазия «Скиталец» практически не представлена и в целом в литературе о Ф. Шуберте крайне мало внимания уделено эволюции крупных фортепианных жанров в его творчестве. Цель статьи – исследовать на примере Фантазии «Скиталец» новаторские черты трактовки фантазии в контексте эволюции жанра в творчестве Ф. Шуберта. Методы исследования включают анализ и обобщение научных источников, сравнительный и целостный анализ музыкальных произведений. Виртуозная, многофактурная Фантазия Ф. Шуберта «Скиталец» стала оригинальной трактовкой характерных черт жанра, среди которых – песенность, интонационно-тематическое единство, тяготение к монотематизму, многоплановость драматургии формы, сложность содержания.

Культурология и искусствоведение

Дата публикации: 04.03.2016 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Хотенцева Ираида Алексеевна , канд. пед. наук , доцент
Иванова Александра Германовна , студентка
ГОУ ВО «Государственный социально-гуманитарный университет» , Московская обл

««Времена года»: литературная программность сквозь столетия»

Скачать статью

В статье рассматривается проблема связи музыки и литературы на примере двух разножанровых циклов с одноименным названием – «Времена года» А. Вивальди и П.И. Чайковского. Литературная программность в инструментальной музыке играет далеко не последнюю роль и является ее непосредственным участником, раскрывая образное содержание музыки.

Культурология

Дата публикации: 06.06.2018 г.
Оцените материал Средняя оценка: 4 (Всего: 1)
Элькан Ольга Борисовна , канд. культурологии , доцент
Мартыненко Елена Петровна , аспирант
ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский университет культуры, искусств и туризма» , Крым Респ

«Фортепианные ноктюрны Ф. Пуленка в контексте развития жанра»

Скачать статью

Большинство музыковедческих работ, посвященных Ф. Пуленку, раскрывают вопросы его творческой биографии, деятельности «Французской шестерки», особенностей музыкального театра Ф. Пуленка (оперы, балеты). Фортепианным произведениям, и в частности ноктюрнам, до сих пор не уделено должного внимания. Поэтому изучение его фортепианной музыки является достаточно востребованным направлением развития научной мысли и обусловливает актуальность выбранной темы. Кроме того, исследование ноктюрнов Ф. Пуленка способствует привлечению исполнительского внимания к этим произведениям, незаслуженно забытым современными пианистами. В процессе работы был задействован метод анализа и обобщения научной литературы, исторический метод, а также метод музыковедческого целостного анализа. Иследуя фортепианное наследие Ф. Пуленка, можно заключить, что его отличает масштабность и богатое разнообразие жанров – от миниатюр до крупных фортепианно-симфонических полотен. В ряду новаторских фортепианных сочинений композитора его ноктюрны предстают как более традиционный, проникнутый особым лиризмом жанр. Новаторство проявляется в том, что он усиливает в ноктюрнах программное, звукоизобразительное, мистическое начало, свободно обращается с фактурой и гармонией, обновляет средства выразительности за счет современного музыкального языка.