Список публикаций по ключевому слову: «этническая»
Педагогика
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» , Ставропольский край
«Этническая культура и ее влияние на взаимоотношения разных народов в Ставропольском крае»

В статье рассмотрены научно-методические подходы к организации полиэтнического образования в общеобразовательных организациях Ставропольского края. Представлен анализ мероприятий, проведенных в соответствии с разработанной и действующей в Ставропольском крае программой по этнографическому просвещению населения «Наш дом – Северный Кавказ». Сделаны выводы о влиянии Программы на формирование основ патриотизма, этнокультурной осведомленности и этнической толерантности современной молодежи.
Биологические науки
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет» , Астраханская обл
«Полиморфные варианты генов фолатного цикла у людей разных национальностей»

В работе представлены результаты изучения полиморфизма генов фолатного цикла у добровольцев г. Астрахани двух этнических групп: русской и казахской. Фолатный цикл является сложным и важным этапом обмена веществ, в котором происходит метаболизм гомоцистеина. Дефицит фолиевой кислоты приводит к различным нарушениям в организме. Исследование проводили на женщинах добровольцах 18–33 лет.
Общая педагогика
Евдокименко Анастасия Юрьевна , студентка
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» , Ставропольский край
«Проблема современных межэтнических отношений в студенческой среде»
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» , Москва г
«Этническая культура как источник и средство духовно-нравственного образования младших школьников»

В статье выделяются ключевые задачи духовно‐нравственного образования в начальной школе с учетом специфических особенностей полиэтнической среды и рассматриваются направления решения этих задач посредством использования национальных традиций как регулятора духовно‐нравственных межэтнических отношений в регионе.
Биологические науки
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет» , Астраханская обл
«Полиморфные варианты генов фолатного цикла в популяции города Астрахани русской и казахской национальностей»

В работе представлены результаты изучения полиморфизма генов фолатного цикла у добровольцев г. Астрахани двух этнических групп: русской и казахской. Фолатный цикл является сложным и важным этапом обмена веществ, в котором происходит метаболизм гомоцистеина. Дефицит фолиевой кислоты приводит к различным нарушениям в организме. Исследование проводили на женщинах добровольцах 18–33 лет.
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет» , Астраханская обл
«Полиморфные варианты генов фолатного обмена у студентов ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»»

В работе представлены результаты изучения полиморфизма генов фолатного цикла у добровольцев г. Астрахани двух этнических групп: русской и казахской. Фолатный цикл является сложным и важным этапом обмена веществ, в котором происходит метаболизм гомоцистеина. Дефицит фолиевой кислоты приводит к различным нарушениям в организме.
Народная культура как содержательная основа патриотического, духовно-нравственного, этнокультурного, художественно-эстетического, экологического воспитания
Рязанова Анна Сергеевна , студентка
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» , Хакасия Респ
«Исследование традиций воспитания детей дошкольного возраста в современной хакасской семье»
Система образования
Яр Венера Юрьевна , студентка
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» , Санкт-Петербург г
«Особенности кочевой формы образования в условиях современных проблем формирования этнической и гражданской российской идентичности (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)»

В данной статье рассматриваются разнообразные формы организации образовательного процесса в условиях компактного проживания коренных малочисленных народов Севера и Арктики с учётом этнорегиональной специфики, традиционного уклада и образа жизни этих народов. Авторами на примере Ямало-ненецкого автономного округа описывается опыт функционирования в современных условиях эффективной формы образования для детей оленеводов – кочевые школы и детские сады.
Парадигмы современного образования (различные направления)
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» , Иркутская обл
Смолева Татьяна Октябриновна , канд. пед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирская государственная академия образования» , Иркутская обл
«Саногенная рефлексия в теории и практике подготовки специалистов»
Система образования
ГБУ «Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева» , Адыгея Респ
«Этнический этикет: опыт изучения»
Этнокультурная деятельность в условиях вуза
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» , Санкт-Петербург г
«Проблемы кросскультурных коммуникаций глазами петербургских студентов»

В статье представлены результаты исследования на тему «Межнациональные процессы в РФ» на примере г. Санкт-Петербурга, проведенного студентами в рамках изучения дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов. Исследование выявило проблемы кросс-культурного взаимодействия, такие как социокультурная дистанция и стереотипизация, их формирование и зависимость от социально-демографических характеристик.
Теория и методика общего образования
МАОУ «Гимназия №1» , Коми Респ
«Квест-ориентирование как эффективная форма воспитания при обучении английскому языку»

В статье представлен опыт учителя английского языка по организации внеурочного мероприятия для учащихся 7 классов. Приведены преимущественные характеристики квест-ориентирования как приключенческой игры, формы деятельности учащихся, способствующей развитию социокультурной компетентности. Автором приведен маршрутный лист на английском языке, карта города, краткое описание этапов мероприятия, впечатления учащихся, личные впечатления и выводы.
Шевцова Ирина Ивановна , старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения» , Ростовская обл
«Формирование культуры межнационального общения у учеников младших классов»
История и политология (археология, этнография, этнология и антропология, историография и др.)
ФГБУН «Владикавказский научный центр РАН» , Северная Осетия - Алания Респ
«Роль СМИ в перерастании осетино-ингушского конфликта в горячую фазу»
История и политология
НИЛ «Культура, искусство и социум Приднестровья» ГОУ ВПО «Приднестровский государственный институт искусств» , Молдова
«Референдум как возможность сохранения культурно-исторической памяти народа»

Особенность и важность референдума о независимости Приднестровской Молдавской Республики заключается в том, что его результаты позволили предопределить дальнейшую политику государства и пути его развития. Основной акцент в работе сделан на истории заселения и освоения приднестровского края различными народами и формирование приднестровской «суперэтнической» общности.
Психолого-педагогические аспекты образования
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» , Чеченская Респ
«Исследование этнической толерантности студентов»

В статье рассматриваются результаты исследования этнической толерантности студентов – будущих педагогов-психологов. Присутствующие в сознании испытуемых признаки интолерантности и превосходства своей этнической группы перед остальными, по мнению автора, говорят о необходимости формирования у будущих педагогов-психологов этнической компетентности и проведения комплексной работы по развитию этнической толерантности.
Педагогика профессиональной школы и СПО
Терсакова Анжела Арсеновна , канд. пед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» , Краснодарский край
Литвишко Галина Олеговна , учитель иностранного языка
,
«Готовность будущего учителя к взаимодействию с семьёй в условиях полиэтнической среды»
Исторические науки
Беляева Надежда Федоровна , д-р ист. наук , профессор, преподаватель
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» , Мордовия Респ
«Современные институты трансляции этнической культуры мордвы»

В статье рассматриваются проблемы сохранения и развития этнической культуры мордвы, характеризуется идеологическая база мобилизации этничности с целью возвращения этнокультурного наследия, анализируется практический опыт этнической социализации личности, показывается роль современных институтов трансляции этнической культуры.
Этнокультурное образование и воспитание детей в условиях дошкольного, общего и дополнительного образования
Горбунова Олеся Федоровна , канд. пед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» , Хакасия Респ
«Сравнительный анализ использования поощрения и наказания детей в городской и сельской хакасской семье»
ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» , Ставропольский край
Гагиева Мадина Башировна , студентка
Институт человековедения ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» , Ставропольский край
«Взаимосвязь этнокультурного и социально-эмоционального развития старших дошкольников»

В данной статье обоснована необходимость использования региональных и этнических знаний в социально-эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста, представлены результаты диагностического и корреляционного анализов по проблеме исследования взаимосвязи социально-эмоционального и этнокультурного развития в дошкольном возрасте.
Педагогика общеобразовательной школы
МБОУ «Многопрофильная школа №181» , Татарстан Респ
«Формирование и развитие межкультурной компетенции учащихся как одно из условий качественного функционирования УВП»

В современных условиях для повышения качества образования и раскрытия способностей каждого учащегося предусматривается переход к деятельностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия. В этих условиях особую актуальность приобретает формирование у учащихся межкультурной компетенции. В предлагаемой статье рассмотрена возможность развития межкультурной компетенции учащихся через актуализацию педагогического потенциала диалога культур как содержательного источника развития познавательного интереса и, как результат, повышение качества образования.
Социология
ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» , Самарская обл
«Факторы этнической толерантности в современном российском обществе»
Педагогика общеобразовательной школы
ГБОУ «СОШ №2» , Самарская обл
«Формирование базовых национальных ценностей с учетом предметных и метапредметных знаний и умений при обучении английскому языку»

В данной статье рассматриваются примеры того, каким образом можно решать задачу систематизации имеющихся знаний с целью формирования представлений о базовых национально-культурных ценностях разных народов в процессе изучения темы «Еда» на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
МБОУ «СОШ №29» , Иркутская обл
«Работа с толковым словарём на уроках русского языка как способ обогащения словарного запаса детей-инофонов»

В статье раскрыты возможности использования толкового словаря как средства обогащения словарного запаса учащихся-инофонов на уроках русского языка. Делается вывод о том, что при обучении русскому языку в полиэтнических классах может использоваться работа с толковым словарем как самостоятельный методический прием, способствующий обогащению словарного запаса.
Педагогические науки
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» , Ставропольский край
«Формирование этнокультурной компетентности педагога»

Одной из основных проблем воспитания в настоящее время является проблема формирования личности человека как носителя гуманистических толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении поставленного вопроса принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности. Этнокультурная компетентность является важной чертой современной личности, и в особенности – педагога. Так, педагогу отводиться ведущая роль в формировании и становлении подрастающего поколения. В статье проанализированы понятия «компетентность» и «этнокультурная компетентность». Рассмотрены факты, направленные на формирование этнокультурной компетентности педагога.