Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Роль студенческих отрядов в трудовом воспитании молодёжи


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в IX Международной научно-практической конференции
"Новое слово в науке: перспективы развития"

Библиографическое описание
Попов И. Л. Роль студенческих отрядов в трудовом воспитании молодёжи [Текст] / И. Л. Попов // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 7 авг. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (9). — С. 49–52. — ISSN 2411-8133.
Просмотров всего: 82
  • 71HTML просмотр
  • 11PDF скачано
  • 82Всего

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЁЖИ


учитель географии, биологии и экономики
МБОУ Архангельская СШ Соловецких юнг
Архангельская обл

Аннотация: в данной статье рассматривается формирование трудового воспитания молодежи в студенческих отрядах. В работе выделяется значение трудового воспитания в целом.

Ключевые слова: трудовое воспитание, студенческие отряды, формирование профессиональных умений, формирование профессиональных навыков.



Трудовое воспитание является важнейшим элементом педагогического процесса. Воспитание может считаться полноценным, когда учебно-воспитательная работа сочетается с практической трудовой деятельностью. При помощи труда человек может развиваться как духовно, так и физически, а любые попытки избежать его обуславливают проблемы для личности и для общества.

К.Д. Ушинский говорил о значимости труда: «Если бы люди открыли философский камень, то беда была бы еще не велика: золото перестало бы быть монетой. Но если бы они нашли сказочный мешок, из которого выскакивает все, чего душа пожелает, или изобрели машину, вполне заменяющую всякий труд человека; словом, разом достигли тех результатов, которых добиваются техники и политикоэкономы, то самое развитие человечества остановилось бы: разврат и дикость завладели бы обществом, самое общество распалось бы и не одна политическая экономия была бы вычеркнута из списка человеческих знаний; с уничтожением необходимости личного труда сама история должна прекратиться» [3].

В. И. Ленин видел главное направление трудового воспитания в соединении обучения с производительным трудом. Он писал: «...нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания» [2].

Именно такой точкой соприкосновения трудового воспитания и обучения производительному труду стало движение студенческих отрядов.

Началом Движения студенческих отрядов считается 1959 год, когда агропромышленный комплекс страны нуждался в рабочей силе, и 339 студентов-добровольцев физического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова во время летних каникул отправились в Казахстан, осваивать целину. Далее движение год за годом набирало обороты по количеству студентов и по освояемым суммам заработанных денег. Студенческие отряды становятся популярными, практически каждый студент мечтает уехать «за туманом и за запахом тайги». Попасть в стройотряд становится прерогативой и у студентов повышается мотивация к учебной деятельности. Но, движение практически сошло на нет, когда развалился Советский союз, лишь несколькие регионы страны не допустили остановки действия студенческих отрядов.

После упадка, наблюдавшегося в России 90-х годов, в стране начался новый подъем экономики, а, следовательно, и рост потребностей развивающихся отраслей. Таким образом, возрождение студенческих отрядов является закономерным. Всесоюзный студенческий отряд исчез, но появилась новая организация, занявшая эту свободную после распада СССР нишу.

По всей стране точечно начинается формирование студенческих отрядов. К 2000 году количество студентов, организованно работающих в летние месяцы, достигает значительного количества. В различных регионах страны появляются штабы, назревает необходимость объединения усилий. В 2003 году инициатива была поддержана на федеральном уровне – Министерством образования Российской Федерации был проведен комплекс мероприятий, направленных на развитие движения. Сейчас студенческие отряды являются хорошей возможностью трудового воспитания студентов.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» специалист сегодняшнего дня, выпускник вуза должен обладать такими основными качествами, как «гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье» (ст. 2). Кроме этих основных качеств личности специалист с высшим образованием должен обладать современным мировоззрением, навыками управленческой и организаторской работы, высокой общей культурой, инициативой, ответственностью, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способностью принимать решения в ситуациях морального выбора и активно проводить их в жизнь.

История возникновения, становления и развития массового молодежного движения студенческих трудовых отрядов представляет значительный интерес не только как уже состоявшееся историческое событие, но и как определенный исторический опыт самоорганизации и организации молодежи страны для решения важных задач, стоявших перед страной на каждом конкретном историческом этапе ее развития [1].

Студенческие отряды сегодня – это реальная альтернатива потребительскому отношению к жизни, которое на каждом углу навязывается умышленно или нет в данном случае не важно средствами массовой информации современной молодежи, и противостоять которой может далеко не каждый молодой человек.

Получив реальную возможность включиться в настоящую трудовую жизнь, нынешняя молодежь получит не только дополнительный заработок, но и поймет свое место в трудовом коллективе, в жизни общества и страны. Принципиален вопрос в настоящее время: а какие ниши в экономике страны могут занять трудовые отряды? Ответ на этот вопрос малоутешителен, но оптимистичен. Пока в экономике нашей страны сохраняется большой сектор, требующей использования большого количества неквалифицированной рабочей силы, а поскольку студенты есть временные рабочие, то и затраты на их трудоустройство, а соответственно и издержки могут быть значительно ниже, чем на создание постоянных рабочих мест. Кроме того, сфера услуг, если она наберет обороты и приобретет цивилизованные формы, прежде всего в крупных городах, также является потенциальной нишей, где труд студентов может быть востребован. А значит эта часть молодежи, по крайней мере, не будет включена в мутный поток асоциальной деятельности, иными словами она посредством участия в деятельности таких отрядов будет минимально социализована в нужном для общества и страны пространстве, и конечно же и для нее самой, как будущее именно нашей страны.

Ценность труда для тех, кто прошел или пройдет через школу трудовых отрядов резко возрастет, придет и понимание исторической судьбы своих отцов, романтики их молодости, будет восстановлена хоть и на короткое время преемственность поколений в пространстве социальных инициатив.

Современная молодежь демонстрирует серьезную неподготовленность к выдвигаемым жизнью требованиям политического, социально-экономического и кадрового характера. В подготовке молодежи к жизни и труду отмечается несоответствие между предоставленными рынком свободами выбора форм собственности, вида трудовой деятельности, свободы предпринимательства и не подготовленностью основной массы молодежи к их разумной реализации.

Важным моментом в системе современного трудового воспитания является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть индивидуальные природные задатки и склонности человека.

Каждый, прошедший школу трудового семестра, знает, что студенческий отряд – это, прежде всего, самоотверженный труд, дающий радость и удовлетворение, если он принес пользу, и вызывающий разочарование, если оказался плохо организованным или никому не нужным [4].

Работа в СО является важной частью студенческой жизни и имеет большое значение для трудового воспитания студентов и получения ими новых специальностей, новых трудовых навыков и бесценного опыта работы. которые могли пригодиться в дальнейшей жизни.

Список литературы
  1. 1. Юрасова Л. Характер закаляется в стройотряде // Профессиональное образование. – 2007. – №5.
  2. 2. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 2. – 5-е изд. – М., 1973.
  3. 3. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении, 1860.
  4. 4. Плетнев В.В. Студенческие строительные отряды в 1960–1980 гг.: успехи, трудности, проблемы (на материалах Саратовского Государственного Университета) // Вестник ТГУ. – Выпуск 3 (59). – 2008.

Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.