Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Деловая игра в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)

Статья опубликована в VI Международной научно-практической конференции
"Научные исследования: от теории к практике"

Библиографическое описание
Жеребятникова Г. В. Деловая игра в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности [Текст] / Г. В. Жеребятникова // Научные исследования: от теории к практике : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 5 (6). — С. 109–111. — ISSN 2413-3957.
Просмотров всего: 75
  • 66HTML просмотр
  • 9PDF скачано
  • 75Всего

ДЕЛОВАЯ ИГРА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


канд. пед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»
Забайкальский край

Аннотация: в статье представлена характеристика одной из гуманитарных технологий – деловая игра. Автором описывается внедрение в образовательный процесс данной технологии, и ее значение в формировании профессиональной компетенции, направленной на создание личности будущих педагогов, что способствует им быть конкурентоспособными в новых социокультурных условиях.

Ключевые слова: деловая игра, гуманитарные технологии, будущие педагоги.



Охвативший кризис, в последние годы отечественное образование, обусловил настойчивый поиск выхода из создавшейся ситуации. Среди многочисленных вариантов реформирования, в частности и высшего педагогического образования, переход к инновационному обучению и внедрению новых современных педагогических технологий рассматривается сейчас в качестве главного направления развития, с которым большинство связывает надежды на подготовку специалиста нового типа. Современный рынок труда предъявляет высокие требования к молодым специалистам. Сегодня высшее образование ориентируется на подготовку специалистов, сочетающих глубокие специальные знания с умением находить новые решения задач, возникающих в условиях нарастания неопределенностей, способных отвечать запросам рынка труда и уметь развивать свой личностный потенциал [1].

Поскольку в основе процесса профессионального развития специалиста в вузе должен лежать выбор самого студента, преподаватели, организуя учебный процесс, наряду с использованием традиционных форм и методов учебного процесса в вузе – лекций и семинарских занятий, должны отдавать предпочтение таким его формам, которые обусловливают активную позицию студента.

В процессе профессиональной подготовки будущих педагогов, большое значение имеют такие гуманитарные технологии как: диспуты, деловые игры, портфолио, проектирование, дискуссии, самостоятельная работа студентов, научно-исследовательская деятельность. Данные технологии содействуют формированию профессиональной компетенции, направленной на создание их личности, что гарантирует им быть конкурентоспособными специалистами в новых социокультурных условиях.

Раскрывая сущность гуманитарных технологий, Н.А. Кузнецова дает следующее определение гуманитарных технологий – это технологии инноваций, производство новых способов деятельности. Появление нового способа деятельности предполагает новый взгляд, новое представление о реальности. Новый взгляд рождается тогда, когда человек имеет возможность получать новую информацию и знания, которые и формируют его действия, его представления – когда человек знает, где и какая информация и знания ему нужны для принятия решения.

Исходя из выше изложенного определения, можно сказать о том, что задача преподавателя в процессе внедрения гуманитарных технологий обучения состоит в том, чтобы в информационной работе студент мог определить и выделить не только саму информацию, но и осмыслить связь, причину возникновения и предположить обоснованное решение возникшей проблемы; научить студентов навыкам и умению синтезировать полученные знания в области социальной педагогики в современных условиях; строить процесс обучения, направленный на достижение учащимися целей образования; создавать образовательную среду вуза и использовать ее возможности; проектировать и осуществлять профессиональное самообразование. Студенты должны быть подготовлены к решению профессионально-образовательных задач: участвовать в исследованиях по данной проблеме образования; владеть основными методами; владеть методами проектирования, обеспечивающими решение образовательных задач; уметь приобретать новые знания, используя современные гуманитарные технологии; одной из которых является деловая игра.

Ученые Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов дают следующее определение деловой игры – это сложный и трудоемкий инструмент обучения, и применять его нужно лишь там, где нельзя достичь тех же целей более простыми и привычными способами [5].

В.Я. Платов определяет деловую игру как сложное по содержанию и объему явление, ее анализ требует от студента владения многими научными понятиями, умения вычленить основные признаки явления в педагогическом процессе, навыка оперирования научными категориями [6].

В деловой игре явным образом моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студента, которая ограниченна до знаковых систем, текстов, учебной информации, и раскрывается в игровой форме организации учебной деятельности студентов и тем самым усваивается. Знания не оторваны от их практического применения, так как обучающиеся получают достаточный опыт их использования в функции средств регуляции собственных действий, а они усваиваются в контексте практических действий. Деловая игра вносит в существующий образовательный процесс новое качество в силу следующих своих особенностей: системным содержанием учебного материала, представленного в имитационной модели производства; воссозданием структуры и функциональных звеньев в будущей профессиональной деятельности в игровой обучающей модели; приближением учащихся к реальным условиям порождения потребностей в знаниях и их практическом применении, что обеспечивает осмысленность учения, личностную активность студентов, возможности перехода от познавательной мотивации к профессиональной. Исходя из этих особенностей и целей обучения, задается место и роль деловой игры во всей системе обучения. Данную технологию необходимо выбирать для реализации, прежде всего следующих педагогических функций: формирование у будущих специалистов целостного представления о профессиональной деятельности; приобретение как предметно-профессионального, так и социального опыта; в том числе принятия индивидуальных и совместных решений; развитие профессионального теоретического и практического мышления; формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации; формирование профессионально-важных умений и навыков. В структуре деловой игры обычно предусматривают несколько стадий: подготовительный этап, вводную часть – деловую игру, анализ результатов и подведение итогов игры. Организация подготовки студентов к деловой игре состоит из четырех этапов: подбор творческих микрогрупп; введение в игру; распределение ролей; режиссерская работа преподавателя. В зависимости от вида деловой игры и педагогической задачи, критерии отбора студентов будут различными. Когда группе раскрывается суть деловой игры, в ходе которой студенты знакомятся с проблемной ситуацией, сразу же необходимо объяснить студентам позиции, мотивы поведения и эмоциональное состояние человека, которого предстоит сыграть участнику. После чего необходимо составить индивидуальный план работы над полученной ролью. Эффективность таких занятий зависит от условий их реализации. В организационный период точно определяется время на подготовку и проведение деловой игры, проводится консультация по разным возникающим вопросам, а также ознакомление студентов с оформлением документации (если такая предполагается). Ведущая роль преподавателя проявляется в деловой игре на этапах ее проектирования и разработки, а также при подведении итогов и анализе результатов игры. При этом важно, чтобы первичный анализ результатов игры и рефлексию своих действий в ходе ее осуществляли сами студенты. На этапе подготовки студентов к игре преподаватель может выполнять функции консультанта, помогающего найти необходимые материалы, подсказывающего возможные варианты действий в определенных ролях. В некоторых случаях – при достаточно хороших организаторских способностях и подготовленности группы, с целью обучения студентов способам организации деловой игры – функция разработки и подготовки игры также может быть передана студентам. В этом случае подведение итогов игры должно включать в себя анализ эффективности организаторской деятельности студентов. В ходе игры преподаватель может занимать три позиции: быть руководителем игры (игротехником); выступать в одной из ролей (игровая позиция) или в роли помощника и консультанта (фасилитатора); наблюдать и оценивать по окончании действия участников (позиция эксперта).

Форма проведения деловой игры так же зависит от самого педагога. Например, Т.В. Лучкиной и И.В. Николаюк разработано проектирование круглого стола «Здоровьесбережение детей в современном обществе». Из группы выделяется человек на роль «ведущего» и несколько человек, играющих роли членов совета (медик, психолог, социальный работник, педагог). Остальные участвуют в роли «экспертов». Основной акцент сделан на глубине понимания проблемы, аргументированности решения и активной позиции в процессе проведения круглого стола. Выделены следующие вопросы для обсуждения:

- Как различаются подходы к определению понятия здоровья? С чем это связано?

- Что понимается под здоровой личностью?

- Какие социальные факторы оказывают наибольшее воздействие на здоровьесбережение ребенка, а какие на его потерю?

- Как изменяется значение различных социальных факторов на разных возрастных этапах развития ребенка?

- Что понимается под понятием «здоровьесберегающие технологии»?

- Каковы основные критерии эффективности здоровьесберегающих технологий?

- Охарактеризуйте общие тенденции в динамике состояния здоровья детей в разных странах за последние годы.

- Сравните состояние здоровья детей России и США. В чем сходство, различия? Каковы причины расхождения?

- Исходя из результатов статистического анализа, сделайте заключение о тех проблемах, с которыми наверняка придется столкнуться педагогам дошкольных учреждений и начальной школы, социальным работникам в связи с состоянием здоровья рождающихся детей [4].

Подготовка деловой игры требует от преподавателя особой режиссерской техники, специфичность заключается в том, что выбранная педагогом ситуация не читается по ролям, а во-вторых, деловая игра на репетициях полностью не проигрывается, чтобы сохранить эмоциональную настроенность и дать возможность осуществить самостоятельный творческий поиск решения проблемы. Работа педагога заключается в следующем: знакомство с группы студентов с выбранной ситуацией (темой деловой игры); далее начинается поиск вариантов развития сюжета, отыскиваются характерологические особенности действующих лиц, важно при этом опираться на жизненный опыт, эмоциональный багаж студентов. Предварительная работа с творческой группой студентов помогает точнее определить возможности каждого в исполнении той или иной роли. Каждый участник деловой игры отдельно друг от друга определяет свое отношение к ситуации, продумывает свои действия. Познавательная деятельность будущих педагогов в процессе деловой игры требует большого эмоционального и мыслительного напряжения, полного включения личности в игру [3].

Освоение системы ценностных ориентаций, превращение их в личностный фонд, успешно осуществляется при условии, если они рождают эмоциональные переживания и чувства. Вот почему в процессе подготовки деловой игры особую остроту приобретает эмоциональная контактность между студентами и педагогом, а также внутри самой группы. Для установления контакта необходимы, во-первых, равенство партнеров, во-вторых, желание и способность каждого участника общения быстро и адекватно откликаться на эмоциональное состояние партнера, «уметь» войти в их положение. Выбирается и непосредственно лидер группы, который в дальнейшем ведет деловую игру, это необходимо потому, что игра может затянуться или пойти по-другому, случайно возникшему варианту, что не всегда допустимо [2].

Мы считаем, что во время деловой игры главными функциями педагога являются формирование и развитие педагогических способностей, а не фиксирование знания или незнания студентов. Однако, выставлять студентам дифференцированную оценку за участие в деловой игре не рекомендуется, а следует пройти шесть ступеней послеигровой дискуссии, которые определил Д. Медоуз: установить проблемы и явления, которые имели место в игре; определить и показать соответствие игры реальной жизни; выявить причины поведения участников в игре; установить, имеют ли место в реальной жизни подобные образцы поведения; предложить, что нужно изменить в игре, чтобы достичь лучшего результата.

Таким образом, исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что необходимо внедрять новые технологии в процесс обучения будущих педагогов, одной из которых является деловая игра, так как она играет не маловажную роль в развитии профессиональных качеств будущих педагогов и позволяет обучающимся применить полученные знания в ходе деловой игры. Так же очень важно отметить, что от того, как организована работа студентов и преподавателя, в процессе деловой игры, зависит ее результативность и эффективность.

Список литературы
  1. 1. Жеребятникова Г.В. Роль деловой игры в подготовке социальных педагогов к профессиональной деятельности // Проблемы и перспективы развития образования в России. – №1. – 2010. – С. 48–53.
  2. 2. Игнатова В.В. Современные педагогические технологии обучения в техническом вузе: Монография В.В. Игнатова, А.В. Андриенко. – Красноярск: СибГТУ, 232 с.
  3. 3. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. – М. 1998.
  4. 4. Лучкина Т.В. Педагогика в задачах: Учебное пособие для студентов высш. и сред. учебных заведений / Авт. Т.В. Лучкина, И.В. Николаюк; Забайкал. гос. гум. – пед. ун-т. – 2-е изд. перераб. и доп. – Чита, 2012. – 153 с.
  5. 5. Никитина, Н.И. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений проф. образования / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Пастухов. – М.: Мастерство, 2002. – 280 с.
  6. 6. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учеб. пособие для вузов / В.Я. Платов. – М.: Профиздат, 1991. – 192 с.

Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.