Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Корреляционно-регрессионный анализ и его значение в экономико-статистических исследованиях


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в X Международной студенческой научно-практической конференции
"Студенческая наука XXI века"

Библиографическое описание
Медведева К. А. Корреляционно-регрессионный анализ и его значение в экономико-статистических исследованиях [Текст] / К. А. Медведева // Студенческая наука XXI века : материалы X Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 июня 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (10). — С. 243–245. — ISSN 2413-3825.
Просмотров всего: 63
  • 60HTML просмотр
  • 3PDF скачано
  • 63Всего

КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ


студентка
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина»
Краснодарский край

Аннотация: в данной статье раскрыта сущность и практическое значение такого метода эконометрического анализа, как множественный (многофакторный) корреляционно-регрессионный анализ. В ходе исследования автором раскрыты цели и задачи этого метода, на примере рассмотрены основные взаимосвязи факторов, установленные с помощью корреляционно-регрессионного анализа, и сделаны выводы на его основе. Не всегда очевидные, казалось бы, выводы являются истинными, а с помощью данного метода анализа процесса или явления возможно установить истинные взаимосвязи, в этом и заключается актуальность выбранной темы научной статьи. Была раскрыта цель, с которой используется рассматриваемый метод исследований во многих отраслях, в особенности в экономике, – принятие объективные, взвешенных и точных управленческих решений, исходя из полученных результатов многофакторного корреляционно-регрессионного анализа.

Abstract: the article reveals the essence and the practical value of multivariate correlation and regression analysis. The study reveals the aims and objectives of this method, as well as the interconnections of the basic factors, studuied through the example and established by means of correlation and regression analysis on which the conclusions are based. The main objective was defined as accurate and objective managerial decision making.

Ключевые слова: результативный признак, факторный признак, эконометрическое наблюдение, экономическое явление, многофакторный корреляционно-регрессионный анализ.

Keywords: multivariate correlation and regression analysis, econometric observation.



Изучаемые явления в природе и обществе находятся между собой во взаимосвязи и взаимной обусловленности. Одни явления оказывают влияние на другие явления, которые в свою очередь формируются под влиянием третьих. В зависимости от задачи и цели исследования выделяют признаки или показатели факторные и результативные. Факторными (независимыми, экзогенными, внешними) называются признаки или переменные обуславливающие изменения других признаков или переменных. Признаки, изменяющиеся под влиянием факторных признаков, называют результативными или зависимыми (эндогенные).

В экономике зачастую исследователи сталкиваются с проблемой не строгой или стохастической связи между различными переменными. Как правило экономисту, имея дело со стохастическими наблюдениями, приходится делать по ним определенные выводы, давать объективные и обоснованные рекомендации, что конечно же является затруднительным, в силу неполноты получаемой в ходе исследований информации. В таких ситуациях для моделирования поведения изучаемого объекта целесообразнее всего воспользоваться эконометрическим, в частности, корреляционным, подходом.

В тех случаях, когда на результативный признак влияет не один, а несколько факторов, а они в свою очередь имеют между собой сильные взаимосвязи, и, следовательно, их необходимо рассматривать в совокупности, используют многофакторный (множественный) корреляционно-регрессионный анализ. Этот метод исследования позволяет оценить степень влияния на исследуемый результативный показатель каждого из введенных в модель факторов при фиксированных на среднем уровне других факторах. С помощью корреляционного анализа оценивается направление и теснота связи. Регрессионный анализ заключается в определении аналитического выражения связи между переменными, то есть в выборе и обосновании уравнения, связывающего переменные. Оценка тесноты связи дает ответ на вопрос: переменные независимы или обладают слабой, средней или сильной связью, что необходимо для эффективности проведения анализа. Математически задача корреляционно-регрессионного анализа сводится к поиску аналитического выражения, которое как можно лучше отражало бы связь факторных признаков с результативным.

Как уже было сказано, многофакторный корреляционно – регрессионный анализ позволяет определить совместное влияние множества взаимосвязанных и единовременно действующих признаков, а также отдельное влияние каждого признака на экономическое явление (процесс), что позволяет в масштабе одной организации вести обоснованное управление, принимать обдуманные управленческие решения, а масштабе края определять направления развития и совершенствования, к примеру, сельского хозяйства, в масштабе государства – определять общие тенденции развития(спада) экономики, правильно оценив причины этих изменений и принятия дальнейших решений по их поддержанию или ликвидации.

На основании данных о себестоимости продукции, нагрузки на технику, энерговооруженности, площади сельскохозяйственных угодий и потреблении электроэнергии тридцати сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края ранее нами был проведен многофакторный корреляционно-регрессионный анализ. Результативным фактором в анализе выступила выручка от продажи произведенной продукции.

Анализ показал, что наибольшим влиянием на изменение выручки от продажи продукции растениеводства оказывают такие факторные признаки как себестоимость продукции, расходование электроэнергии и среднегодовая численность работников предприятия. Из чего можно сделать вывод о том, что для организаций, если их целью является повышение выручки, необходимо повышать себестоимость производимой продукции, энергопотребление на сбор и обработку единицы продукции и сохранять на данном уровне (либо снижать) штат работников. Проводя корреляционно – регрессионный анализ организации будет легче анализировать причины возникновения и изменения тех или иных явлений, на основании чего будут приниматься более взвешенные и обоснованные управленческие решения.

Таким образом, мы определили сущность и значение множественного корреляционно-регрессионного анализа – основные задачи корреляционно-регрессионного анализа – это выявление факторов, существенно влияющих на экономический результат явления или процесса, и использование полученной информации для усовершенствования планирования экономического процесса или явления.

Список литературы
  1. 1. Агаев А.Е. Актуальные вопросы миграции (на примере Краснодарского края) [Текст] / А.Е. Агаев, Н.Х. Ворокова // Инновационные технологии в науке и образовании: Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – №1 (5). – С. 158–160.
  2. 2. Ворокова Н.Х. Сборник тестов по теории вероятностей и математической статистике [Текст]. – Краснодар, 2016. – 41 с.
  3. 3. Ворокова Н.Х. Теоретические основы формирования нравственных ценностей и ценностных ориентаций студенчества [Текст] / Н.Х. Ворокова // Образование и общество. – 2009. – №4. – С. 88–91.
  4. 4. Ворокова Н.Х. Формирование нравственно-ценностных ориентаций учащихся колледжа на основе использования проблемных жизненных ситуаций: Автореф. … дис. канд. пед. наук. – Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2012.
  5. 5. Жминько А.Е. Анализ деятельности предприятий Краснодарского края в контексте использования трудовых ресурсов / А.Е. Жминько, А.Е. Сенникова, М.Е. Никогда // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – №08 (112). – С. 1011–1021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/74.pdf
  6. 6. Жминько А.Е. Ретроспективный анализ использования ресурсов в организациях Краснодарского края / А.Е. Жминько, А.Е. Сенникова, А.Е. Агаев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – №08 (112). – С. 1038–1057 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/75.pdf
  7. 7. Жминько А.Е. Маркетинговое планирование и его роль в определении стратегии хозяйствующего субъекта / А.Е. Жминько, Н.А. Гребенщикова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 2014. – №99. – С. 1188–1198. Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/77.pdf
  8. 8. Озова Б.Х. Анализ поисковых запросов [Текст] / Б.Х. Озова, Н.Х. Ворокова // Инновационные технологии в науке и образовании: Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2016 г.): В 2 т. Т. 2 / Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – №1 (5). – С. 220–222.
  9. 9. Сенникова А.Е. Методы и модели эффективного управления ресурсами для обеспечения жизнеспособности сельскохозяйственных организаций [Текст] / А.Е. Сенникова // Terra Economicus. – 2011. – Т. 9. – №4–2. – С. 86–88.

Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.