Список публикаций по ключевому слову: «ноктюрн»
Культурология и искусствоведение
ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский университет культуры, искусств и туризма» , Крым Респ
«Теоретические аспекты изучения жанра фортепианного ноктюрна»
Цель статьи – систематизировать основные аспекты теории жанра ноктюрна в музыкальном искусстве. Применены: метод анализа и обобщения научной литературы, исторический метод, метод музыковедческого целостного анализа. Ноктюрн относится к фортепианным жанрам, которые в истории европейской музыкальной культуры отмечены долгой и богатой эволюцией. Развитие жанра обусловлено становлением клавишных инструментов, обогащением жанровой палитры, сменой музыкальных стилей. Жанровые характеристики ноктюрна сложились в эпоху романтизма, в основном благодаря фортепианному творчеству Дж. Фильда и Ф. Шопена. Как камерный, преимущественно фортепианный, жанр инструментальной миниатюры ноктюрн характеризуется краткостью, моноóбразностью, лиризмом, романтическим настроем, включением виртуозного начала, а также сочетанием мелодии типа инструментальной кантилены с фигурированным аккомпанементом.
Культурология
Мартыненко Елена Петровна , аспирант
ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский университет культуры, искусств и туризма» , Крым Респ
«Фортепианные ноктюрны Ф. Пуленка в контексте развития жанра»
Большинство музыковедческих работ, посвященных Ф. Пуленку, раскрывают вопросы его творческой биографии, деятельности «Французской шестерки», особенностей музыкального театра Ф. Пуленка (оперы, балеты). Фортепианным произведениям, и в частности ноктюрнам, до сих пор не уделено должного внимания. Поэтому изучение его фортепианной музыки является достаточно востребованным направлением развития научной мысли и обусловливает актуальность выбранной темы. Кроме того, исследование ноктюрнов Ф. Пуленка способствует привлечению исполнительского внимания к этим произведениям, незаслуженно забытым современными пианистами. В процессе работы был задействован метод анализа и обобщения научной литературы, исторический метод, а также метод музыковедческого целостного анализа. Иследуя фортепианное наследие Ф. Пуленка, можно заключить, что его отличает масштабность и богатое разнообразие жанров – от миниатюр до крупных фортепианно-симфонических полотен. В ряду новаторских фортепианных сочинений композитора его ноктюрны предстают как более традиционный, проникнутый особым лиризмом жанр. Новаторство проявляется в том, что он усиливает в ноктюрнах программное, звукоизобразительное, мистическое начало, свободно обращается с фактурой и гармонией, обновляет средства выразительности за счет современного музыкального языка.