Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Реализация воспитательного потенциала средней профессиональной и высшей школы в условиях деидеологизации российского общества


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в VIII Международной научно-практической конференции
"Развитие современного образования: теория, методика и практика"

Библиографическое описание
Бессалова А. Г. Реализация воспитательного потенциала средней профессиональной и высшей школы в условиях деидеологизации российского общества [Текст] / А. Г. Бессалова // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 июля 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (8). — С. 141–143. — ISSN 2413-4007.
Просмотров всего: 37
  • 30HTML просмотр
  • 7PDF скачано
  • 37Всего

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА


преподаватель
Подольский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)»
Московская обл

Аннотация: статья посвящена особенностям идеологической сферы постреформенной России и проблемам воспитания молодого поколения в условиях идеологического многообразия. Автор определяет задачи, решение которых должен включать воспитательный компонент образования и подчеркивает интегративное значение гуманистической идеологии в современных условиях.

Ключевые слова: либерализм, идеологическая сфера, деидеологизация, идеологическое воздействие, интегральные идеи, гуманистическая идеология.



Идеологияэто многомерная, логически связанная система идей и ценностей, которая непосредственно управляет деятельностью людей. В своей основе идеология представляет собой познавательно-оценочное отражение действительности.

Социальные трансформации в российском обществе в последние десятилетия способствовали деидеологизации общественно-политической жизни. Это в свою очередь породило проблемную ситуацию социальной дезинтеграции, слабости и неаттрактивности базовых социальных ценностей. Данная ситуация усугубляется тем, что институт образования сегодня реализует преимущественно знаниевый компонент. Образовательные учреждения «предоставляют услуги», часто платные, что в значительной степени способствует отчуждению функций образования как транслятора духовно-нравственных, морально-этических, социокультурных ценностей.

Как известно, деидеологизация в российском обществе имела предпосылкой отрицание монополизма марксизма и включала ожидания, связанные с утверждением либеральной идеологии как совокупности представлений о доминировании рыночных механизмов и демократии. При этом в массовом сознании либерализм ассоциировался с антиэтатизмом, индивидуализмом и потребительством. Это во многом способствовало нравственной деградации как взрослого населения, так и подрастающего поколения.

Советская система идеологического образования имела целью укрепление социально-политического единства общества и формирование личности социалистического, коллективистского типа. Это предполагало, что независимо от социального статуса индивид включен в систему идеологических приоритетов. Идеологическая сфера оценивалась функционально через эффективность структур идеологического образования и воспитания и реализацию стабилизирующего воздействия идеологии.

Характерной чертой постреформенной России является идеологический вакуум (по крайней мере, внешний), острый дефицит интегральных идей. При этом нельзя отрицать влияния либеральной идеологии на общественную жизнь, так как она исповедует плюрализм идеологических ценностей, идеологический выбор. Однако, либерализм у нас всегда ассоциировался с западным вариантом развития страны, что в условиях цивилизационной неоднородности российского общества не позволяет данной идеологии стать базовой, всеобъемлющей. Кроме того, как правильно отмечает Ю.Г.Волков, из провозглашения свободы личности не проступают контуры объединительной идеологии того, что можно назвать национально-государственной идентичностью. Либеральный дискурс не предполагает ценности государства как идеального конструкта, что осложняет достижение общественного консенсуса. При низком уровне институционального доверия расширяется воздействие политических технологий не содержащих интегративного потенциала идеологической сферы.

В этих условиях молодым людям важно уметь ориентироваться в многообразной, сложной идеологической сфере. Необходимо знать и понимать цели и методы идеологического воздействия, которое сегодня часто носит рассеянный характер, то есть обращается к образу жизни и образу мышления конкретных слоев населения. А это требует возрождения воспитательных традиций института образования. Прежде всего, конечно, актуализируется влияние социально и культурно значимых дисциплин. Деидеологизация образования дает возможность объективного осмысления прошлого, а вся история России подтверждает, что ядром воспроизводства и движения общества является духовное развитие народа. Усвоение фундаментальных идеологических принципов должно способствовать формированию представления о непрерывности развития нашей страны, генезиса ее собственных культурных форм.

Важно донести до молодых людей, что идеология не только и не столько обслуживает определенные политические интересы, но и определяет смыслы общественной жизни, обращенность общества к социальным и политическим идеалам. Это подкрепляется идеологической традицией, преемственностью в российской общественной жизни идеалов общественного служения, общественного долга, общественной солидарности, которые не подвергались сомнению ни российскими консерваторами, ни российскими либералами. Именно такие идеи, объединяющие, а не разъединяющие общество, должны лежать в основе воспитательной деятельности, тем более, что сегодня наблюдается все большее недоверие к разделительным идеологиям, усугубляющим социальное неравенство.

Освобождение от частного разделительного влияния, которым характеризуются классовые идеологии, необходимо осуществлять путем деятельности, направленной на принятие учащимися ценностей гуманистической идеологии. Она следует традициям Просвещения в утверждении ценности человека, предполагает свободный обмен мнений, идей и позиций, определяет социальное творчество в качестве движущей силы развития идеологической сферы.

Таким образом, в современных условиях деидеологизации общества воспитательный компонент среднего профессионального и высшего образования должен включать решение следующих задач:

изучение основных положений классических мировых идеологий;

постижение исторических традиций российского общества, которое всегда славилось своей гуманитарной направленностью «всечеловечностью»;

усвоение особенностей цивилизационной неоднородности российского общества и влияния этой неоднородности на идеологическое многообразие;

утверждение в сознании учащихся гуманистических идеалов как основных интегральных ценностей.

Молодые люди, выходящие из стен учебного заведения должны понимать, что идеологическая сфера является обязательной для позитивных социальных преобразований. Это сфера самостоятельного выбора человека и общества, которая содержит возможность превращения человека в гражданина. Однако, все это становится реальностью, если идеологические знания и суждения определяют общественное развитие, влияют на поведение социально активных слоев населения.

Список литературы
  1. 1. Волков Ю.Г. Российское общество: состояние и перспективы идеологической сферы / Ю.Г. Волков // Социально-гуманитарные знания. – 2014. – №2.
  2. 2. Пуляев В.Т. Российское общество: основные тенденции его развития / В.Т. Пуляев // Социально-гуманитарные знания. – 2015. – №1.

Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.