Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Разработка и применение инновационных оценочных средств в системе высшего образования


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 3 (Всего: 3)

Статья опубликована в IX Международной научно-практической конференции
"Актуальные направления научных исследований: от теории к практике"

Библиографическое описание
Наместникова О. В. Разработка и применение инновационных оценочных средств в системе высшего образования [Текст] / О. В. Наместникова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 9 сент. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (9). — С. 45–49. — ISSN 2412-0510.
Просмотров всего: 103
  • 93HTML просмотр
  • 10PDF скачано
  • 103Всего

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


канд. биол. наук , докторант
ФГБОУ ВО «Академия Государственной противопожарной службы МЧС России»
Московская обл

Аннотация: в представленной работе кратко приводится методика тестирования с использованием инновационных оценочных средств, применяемая для текущего и промежуточного контроля знаний обучающихся в системе высшего образования. Данную методику рекомендуется использовать в учебном процессе совместно с традиционными способами тестирования. Формирование банка тестовых заданий осуществлено на основе разработки спецификации теста, используемой в модульной технологии обучения.

Ключевые слова: тестирование, методика тестирования, модульная технология обучения.



Модульная технология обучения (МТО) предполагает расчленение содержания изучаемой дисциплины на составные компоненты с образованием четко упорядоченной структуры знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучающийся в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами обучения [3]. Несмотря на существенные отличительные черты технологий модульного и традиционного образований [2], они имеют схожее структурное содержание, что позволяет использовать принципы модульного обучения как в базовом, так и дополнительном образовании (рис. 1). В рамках традиционного обучения такой подход облегчает процесс формирования банка тестовых заданий для создания инновационных оценочных средств, применяемых в учебном процессе. Конструируемая спецификация теста [1] отражает детальную структуру содержания дисциплины с определением уникального набора учебных элементов (УЭ) для каждого подмодуля/модуля и их примерного процентного соотношения. Развернутая спецификация включает весь перечень знаний и умений, планируемых к проверке, что позволяет определить требуемое количество заданий в тестовой форме (ЗТФ) по каждому УЭ и тесту в целом. На этапе разработки спецификации осуществляется априорный выбор длины теста и времени отводимого на его выполнение.

Рис. 1. Соответствие структурных элементов учебных программ традиционного и модульного обучения, где модуль рассматривается как автономная порция учебного материала или как определенный объем информации, необходимой для выполнения конкретной профессиональной деятельности, а учебный
элемент (УЭ) является структурной единицей модуля, которая дополняет
и расширяет его содержание. В соответствии с логикой деления учебного
материала могут быть выделены соответствующие
друг другу подразделы и подмодули

 

Дальнейшие этапы разработки теста включают:

- создание заданий в тестовой форме: формулировка вопрос-ответ, проведение экспертного анализа качества содержания ЗТФ, отбор их в тест по результатам экспертизы (с доработкой при необходимости), ранжирование по степени сложности согласно экспертным оценкам;

- формирование выборки для апробационного тестирования и создание инвариантов теста, отвечающим требованиям надежности и содержательной валидности теста (инварианты теста также должны пройти процедуру экспертной оценки);

- разработку инструкций для всех участников пробного тестирования (обучающиеся, преподаватели);

- проведение пробного тестирования для сбора эмпирических результатов с последующей их статистической обработкой;

- интерпретацию результатов тестирования, которая позволяет провести отбраковку и добавление новых тестовых заданий для улучшения качества теста (повысить надежность и валидность теста, оптимизировать степень сложности ЗТФ, улучшить их системообразующие свойства);

- повторную апробацию для подтверждения улучшения качества теста и установление норм выполнения теста для обучающихся с построением шкал оценок результатов тестирования.

Бланк варианта теста включает следующие элементы (рис. 2): наименование подмодуля и темы; наименование и цифровой код специальности/специализации обучающихся; наименование дисциплины, по которой предусмотрено тестирование; номер варианта; описание задачи тестирования; инструкцию-пояснение и сами ЗТФ, общее количество которых в варианте теста должно быть не менее 35–40.

Рис. 2. Фрагмент бланка одного из априорных вариантов тест-опроса (для краткости приведены только 16 пар «вопрос-ответ»). Правильными численными значениями «вопрос-ответ» в данном примере являются пары: 1–16, 2–9, 3–1, 4–7, 5–14, 6–13, 7–3, 8–12, 9–15, 10–11, 11–4, 12–10, 13–8, 14–6, 15–5, 16–2

 

Бланк ответов на теста содержит следующие элементы (рис. 3): наименование подмодуля и темы; наименование и цифровой код специальности/специализации обучающихся; наименование дисциплины; номер варианта; ФИО слушателя; кодировку группы; оценочную шкалу с числовыми диапазонами результатов набранных правильных ответов в соответствии с дихотомической системой оценки (0 – неправильный ответ, 1 – правильный ответ); таблицу соответствия «номер вопроса-номер ответа»; таблицу использованных номеров ответов в процессе тестирования (рис. 3).

Рис. 3. Фрагменты бланка ответа на тест-опрос

 

Основные требования к ЗТФ, включенных в один вариант теста:

- формулировку вопроса необходимо приводить в виде краткого утвердительного логического высказывания, исключающего двусмысленность или неясность формулировки, также нужно исключить все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки; вопрос может быть представлен в форме задания открытого типа;

- включать в основную часть ЗТФ (вопрос) большую часть условия задания, а для ответа оставить 1–3 наиболее важных ключевых слова;

- каждому вопросу соответствует только один вариант правильного ответа – в одном варианте теста должно быть исключено наличие двух вопросов с одинаковыми ответами;

- ответ ЗТФ не должен быть очевидным для предотвращения его угадывания: в один вариант теста включаются вопросы, ответы которых в общей структуре теста выступают в качестве равновероятно привлекательных дистракторов. Критерии, объединяющие ответы-дистракторы в одну группу, могут быть различными (например, ответы-цифры, ответы-числа со схожим диапазоном значений, ответы-термины, ответы-аббревиатуры, ответы-формулы, ответы рисунки и пр.) (рис. 2). Например, для вопроса №3 потенциально-правильными ответами могут являться ответы под номерами 1,5,11…n, но верный ответ только один (№1), остальные ответы – дистракторы;

- в одном варианте теста общее количество дистракторов одной группы должно быть не менее 4–5 (исключение: при бумажной (бланковой) технологии проведения тестирования ответы с противоположным значением ключевых слов (пара: верный ответ-дистрактор) включаются только попарно (например, пары ответов «больше-меньше», «увеличивается-уменьшается», «да-нет» и пр.), доля таких вопросов в общей структуре варианта теста не должна превышать 5–10%);

- ответы-дистракторы должны приводиться с соблюдением требований унификации (например, ответ – «существительное» указывается в единственном числе, именительном падеже, а ответ – «прилагательное» – в единственном числе, именительном падеже, в мужском роде);

- ответы ЗТФ не имеют строго определенного местоположения в тесте (независимо от технологии проведения тестирования (бумажной (бланковой) или автоматизированной (компьютерной) ответы случайно перемешаны);

- правила условий проведения тестирования, правила оценки ответов и инструкции должны быть одинаковыми для всех испытуемых.

Данная методика апробирована в группах испытуемых с высоким и средним уровнем мотивации обучения (категории: курсанты (юноши, девушки), студенты (смешанные группы) с выборкой по 17–20 человек). Для пробного тестирования был использован тест, состоящий из пяти вариантов с 35-ю уникальными вопросами (ни один вопрос в вариантах теста не повторяется). Промежуточный контроль знаний при использовании бланковой технологии тестирования осуществлялся по дисциплине «Экология» в рамках подмодуля «Загрязнение окружающей среды». Каждый комплект бумажного варианта теста (бланки ЗТФ и ответа со сквозной нумерацией листов) имеет возможность раскрепления для удобства индивидуальной работы.

В связи с ограничением объема данного издания результаты апробации пробного тестирования и их интерпретация со статистической обработкой данных будут опубликованы дополнительно.

Список литературы
  1. 1. Краснов Ю.Э. Руководство по разработке тестовых заданий и конструированию педагогических тестов / Ю.Э. Краснов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://charko.narod.ru/tekst/metodiki/krasnov.pdf
  2. 2. Лаврентьева Н.Б. Педагогические основы разработки и внедрения модульной технологии обучения в высшей школе: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08: Барнаул, 1999. – 393 с.
  3. 3. Максудова Л.Г. Разработка и построение учебных модулей для системы дистанционного обучения: Методическое пособие [Текст] / Л.Г. Максудова, М.В. Литвиненко, В.В. Абросимов. – М.: Изд-во МИИГАиК, 2006. – 59 с.

Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.