Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Анализ формирования местного бюджета (на примере города Чебоксары)


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в III Международной научно-практической конференции
"Экономическая наука сегодня: теория и практика"

Библиографическое описание
Тарасова Н. А. Анализ формирования местного бюджета (на примере города Чебоксары) [Текст] / Н. А. Тарасова, М. А. Чумакова // Экономическая наука сегодня: теория и практика : материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 26 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 248–252. — ISBN 978-5-9907548-1-2.
Просмотров всего: 226
  • 207HTML просмотр
  • 19PDF скачано
  • 226Всего

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ)


канд. экон. наук , доцент


магистрант
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»
Чувашская Республика - Чувашия

Аннотация: в настоящее время большинство муниципальных образований являются дотационными, т.е. их доходы не покрывают расходы. Это приводит к тому, что муниципалитеты не в состоянии в полной мере самостоятельно обеспечивать бюджетными источниками все закрепленные за ними функции. Поскольку бюджет города Чебоксары, как объект исследования, характеризуется недостаточностью собственных средств, то в данной статье рассматриваются проблемы формирования бюджета муниципального образования в его доходной части. Проведен анализ динамики за три последних года и структуры доходных статей городского бюджета, сформулированы выводы о возможности увеличения местных налогов и предложения о путях формирования собственных доходов местного бюджета.

Ключевые слова: бюджетная система, субсидии, дефицит, межбюджетные трансферты, субвенции, налоговые доходы, местные бюджеты, неналоговые доходы, дотационность бюджета.



Местные финансы и органы местного самоуправления играют первостепенную роль в бюджетном процессе государства. С их помощью производится финансирование бюджетных учреждений, их работа позволяет вышестоящим органам иметь представление о положении дел определённой территории и выстраивать бюджетную политику всего государства.

Вместе с тем большинство субъектов РФ и муниципальных образований являются дотационными, не способными в полной мере самостоятельно обеспечивать бюджетными источниками все закрепленные за ними функции. В результате вступает в действие механизм межбюджетных отношений, представляющий собой передачу денежных средств из одного бюджета бюджетной системы РФ в другой. В связи с недостаточностью собственных средств формирования бюджета города Чебоксары, представляется актуальной тема данной статьи.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, единственно допустимой формой образования и расходования денежных средств для финансового обеспечения расходных обязательств муниципального образования, является бюджет муниципального образования. Вопросы формирования, использования и расходования фондов денежных средств имеют первостепенное значение в управлении финансовыми ресурсами городских округов и муниципальных образований, поэтому местное самоуправление должно базироваться на прочном финансово-экономическом фундаменте. Именно низкая обеспеченность местных бюджетов собственными доходами, а также сам порядок межбюджетных отношений являются одними из самых острых проблем на современном этапе.

Реализация целей достижения опережающего социально-экономического развития перспективных городских округов в настоящее время осуществляется на основе совершенствования положений нормативно-правового регулирования отношений, возникающих в процессе управления городским округом в целом, а также, в частности, на основе экономической базы местного самоуправления как источника финансового обеспечения реализации функций органов местного самоуправления. Формирование доходов местных бюджетов на примере бюджета г. Чебоксары приведено ниже в таблице.

Таблица

Динамика и структура доходов бюджета г. Чебоксары

Вид дохода

Удельный вес, %

Темп роста, %

2012

2013

2014

2012–2013

2013–2014

2014–2012

Налоговые доходы – всего

48,1

40,4

27,1

106,2

84,3

89,5

Налог на доходы физических лиц

30,6

26,2

15,3

108,1

73,4

79,3

Налоги на совокупный доход

7,2

5,3

4,5

92,2

106,4

98,1

ЕНВД

7,2

5,1

4,3

90,1

106,0

95,6

Налоги на имущество

9,3

8,1

6,5

110,5

100,1

110,6

Налог на имущество физ. лиц

1,1

1,0

0,9

116,3

111,7

129,8

Земельный налог

8,2

7,1

5,3

109,8

92,9

102,0

Государственная пошлина

0,8

0,7

0,7

111,9

124,6

139,4

Неналоговые доходы – всего

18,0

15,6

19,2

109,6

154,8

169,7

Доходы от муниципальной собственности

8,9

8,1

12,7

114,2

197,0

в 2,2 раза

Доходы от арендной платы за земельные участки

5,0

4,1

8,6

103,7

в 2,7 раза

в 2,8 раза

Доходы от сдачи в аренду имущества

3,3

3,2

1,3

120,8

52,8

63,8

Прочие доходы от использования имущества

0,5

0,7

1,3

176,3

в 2,4 раза

в 4,2 раза

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

0,6

0,6

0,4

117,8

92,8

109,3

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

6,3

4,4

3,4

88,2

96,5

85,1

Штрафные санкции

1,5

1,5

1,0

132,1

83,5

110,3

Прочие неналоговые доходы

0,5

0,4

1,7

в 2,5 раза

в 2,3 раза

в 5,7 раз

Безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней

34,0

44,0

53,7

164,0

153,3

в 2,5 раза

Субсидии и субвенции

33,0

40,8

53,5

156,6

165,0

в 2,6 раза

Иные межбюджетные трансферты

1,9

3,3

0,4

в 2,2 раза

158,7

35,4

Налоговые и неналоговые доходы

66,0

56,0

46,3

107,1

104,0

111,4

Всего доходов:

100,0

100,0

100,0

126,4

125,7

158,9

 

Примечание: темпы роста определены отношением абсолютных данных конкретных статей доходов двух уровней ряда динамики; источник данных – официальный сайт Финансового управления администрации города Чебоксары: http://gov.cap.ru

 

Анализируя данные таблицы, можно отметить, что доходы бюджета города Чебоксары в 2013 году по сравнению с прошлым годом увеличились на 26,4%, а налоговые и неналоговые доходы в совокупности – лишь на 7,1%, что свидетельствует о значительном росте безвозмездных перечислений. Меньше прогнозируемого поступило единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Это объясняется снижением количества индивидуальных предпринимателей и переходом оплаты налога на добровольную основу.

В 2014 году по сравнению с 2013 годом в целом налоговые доходы снизились на 15,7%. Значительно снизилось поступление налога на доходы физических лиц (26,6%) за счет уменьшения норматива отчислений по данному налогу в бюджет города Чебоксары с 28% до 19%. Из-за изменения кадастровой стоимости земельных участков снизилось также поступление земельного налога по сравнению с 2013 годом на 7,1%.

Исходя из показателей динамики поступающих средств в бюджет города Чебоксары за 2012 – 2014 гг., следует, что налоговые и неналоговые доходы в целом увеличились на 11,4%, причём рост неналоговых доходов составил 69,7%, а налоговые доходы сократились на 10,5%. Вместе с тем общая величина доходов за два последних года выросла на 58,9% прежде всего благодаря субсидиям и субвенциям из бюджетов других уровней, что свидетельствует о растущей степени дотационности городского бюджета.

В структуре налоговых доходов наблюдается тенденция существенного снижения удельного веса налога на доходы физических лиц, что явилось основным фактором снижения доходной части бюджета города. Обращает на себя внимание тот факт, что снижаются удельные веса всех статей налоговых доходов, и это характеризует процесс перераспределения доходов в пользу неналоговых доходов и межбюджетных трансфертов. Большую долю в структуре общей величины доходов местного бюджета занимают безвозмездные поступления и безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней. Вместе с тем на фоне снижения удельных весов налоговых доходов, по некоторым из них наблюдается увеличение абсолютных размеров, например, по налогу на имущество физических лиц (прирост на 29,8%), по государственной пошлине (прирост на 39,4%).

Значительным недостатком в экономической базе муниципального управления является то, что в доходной части бюджетов органов местного самоуправления ничтожно мала доля местных налогов. Органам местного самоуправления предоставлено право вводить местные налоги, способствовать расширению налоговой базы, непосредственно участвовать в процессе формирования нормативно-правовых документов, но предоставленные права резко сужены рамками законодательства. Поэтому роль местных налогов в обеспечении самостоятельности местных бюджетов крайне мала. В результате изменений налогового и бюджетного законодательства с 2005 года в разряд местных налогов включены всего два: земельный налог и налог на имущество физических лиц. Кроме того, наблюдается некоторая сложность в администрировании земельного налога и налога на имущество физических лиц, связанная, в частности, с несопоставимостью информационных баз, используемых при исчислении налогов. Одновременно были существенно сокращены нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов и сборов. В целом же, муниципальные образования не располагают возможностями формирования за счет собственных средств финансовой базы, способной обеспечить выполнение возложенных на них полномочий в полном объеме.

Перспективы формирования собственных доходов местного бюджета в РФ зависят от решения следующих задач:

Во-первых, это четкое определение в законодательстве понятия собственных доходов местных бюджетов.

Во-вторых, это стабильность доходных источников местного бюджета, отработанность механизмов их поступления, что позволит местным властям действовать с учетом перспективы, планировать свои усилия на несколько лет вперед, сосредоточивая ресурсы на нужных направлениях.

В-третьих, наполнение местного бюджета необходимыми средствами должно производиться так, чтобы у местного самоуправления формировались стимулы для социально-экономического развития территории.

Проведенный анализ формирования доходной части бюджета г. Чебоксары позволяет сформулировать следующие основные проблемы его формирования:

1) низкая доля местных налогов в доходной базе местного бюджета;

2) нехватка собственных финансовых ресурсов местного бюджета;

3) высокая дотационность местного бюджета;

4) негативно воздействующая на муниципалитеты система межбюджетных трансфертов;

затрудненность администрирования налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Список литературы
  1. 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (ред. от 03.11.2015) / КонсультантПлюс: справ.-правовая система. – М., 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  2. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) / КонсультантПлюс: справ.-правовая система. – М., 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  3. 3. Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015) / КонсультантПлюс: справ.-правовая система. – М., 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  4. 4. Закон Чувашской Республики от 18.10.2004 г. №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» (ред. от 05.05.2015) / КонсультантПлюс: справ.-правовая система. – М., 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  5. 5. Поляк Г. Б. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Г.Б. Поляк; под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 703 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://znanium.com
  6. 6. Постовой Н.В. Управление городским округом: финансово-экономический и организационно-правовой аспекты / Н.В Постовой, О.Е. Зенченко, А.А. Брышкина [и др.]. – М.: Юриспруденция, 2015. – С. 128. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru./

Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.