Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Влияние Болонского процесса на развитие университетского образования Франции


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в V Международной научно-практической конференции
"Педагогический опыт: теория, методика, практика"

Библиографическое описание
Стыскун С. В. Влияние Болонского процесса на развитие университетского образования Франции [Текст] / С. В. Стыскун // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (5). — С. 105–108. — ISSN 2412-0529.
Просмотров всего: 82
  • 75HTML просмотр
  • 7PDF скачано
  • 82Всего

ВЛИЯНИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА НА РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ


аспирант
Киевский национальный университет им. Т. Шевченко
Украина

Аннотация: статья посвящена внедрением Болонского процесса в университетское образование Франции. Проанализированы особенности и влияние нововведений на образовательную структуру как важной составляющей развития образования.

Abstract: the influence of the Bologna process on the development of French university education The article is devoted to the implementation of the Bologna process into the university education in France. We also analyzed the characteristics and influence of innovations on the educational structure as an important component of educational development.

Ключевые слова: Болонский процесс, университетское образование, образовательные нововведения, университет Болоньи, профессиональные программы, университетские степени.

Keywords: Keywords: Bologna process, university education, educational innovations, University of Bologna, vocational programs, university degrees.



Система современного образования Франции считается одной из самых привлекательных для многих стран мира в силу своей эффективности, доказана многими годами ее существования. В условиях тенденций глобализации, наблюдаемых в образовательной системе, значительное место принадлежит Болонскому процессу.

Целью статьи является попытка охарактеризовать внедрения Болонского процесса в университетское образование Франции, определить его место и значение в сфере образования страны.

Для того, чтобы перейти к анализу и аспектам Болонского процесса Франции, следует остановиться на таком историческом моменте: первыми настоящими университетами Европы считаются вузы Парижа и Болоньи, что трансформировались из кафедральных и муниципальных школ растущих городов Европы XII в. Базовые предметы, которым учили в таких школах еще до появления университетов, – латинская грамматика, риторика, диалектика (логика, иногда и философия) – составляли тривиум. Тривиум мог дополниться квадривиумом – музыкой, арифметикой, геометрией и астрономией – знаниями, которые могли понадобиться образованному человеку того времени для жизни. Тот, кто изучил тривиум и квадривиум, становился магистром, то есть человеком, имеющим право квалифицированно обучать других или продолжить свое обучение на высших факультетах теологии, права или медицины. Когда в такую школу добавлялся один или несколько высших факультетов, такое учебное заведение уже могло заявлять о себе как о Studiumgenerale, то есть признанное на высшем уровне учреждение высшего образования, а впоследствии и подать прошение императору или папе о предоставлении ей jusubique docendi – права магистрам этой школы преподавать везде [4, с.171].

В XII в. происходит возрождение интереса к греческой философии под влиянием новых переводов с арабского, одновременно популярные парижские церковные школы привлекают в Париж студентов со всей северной Европы. К XIII в. школы Парижа объединились в один Studiumgenerale, привилегии которого были признаны папой (1194 г.) и королем (1200 г.). В Италии того времени существовала значительная потребность в адвокатах и администраторах, а затем Болонский университет вырос из муниципальных школ, где преподавалось гражданское право Древнего Рима и каноническое церковное право. Официальной датой создания Болонского университета в наше время считается 1080 г.

Слово universitas первоначально означало «общество» или «гильдию». Гильдия магистров Парижа образовалась в XII в. и получила официальное признания в 1210 г. Ученики Парижского Studiumgenerale приравнивались к подмастерам, овладевших тривиумом и становились бакалаврами, а те из них, кто изучил тривиум и квадривиум, становились магистрами лицензии на обучение бакалавров и подмастеров. Постепенно определение «университет» стало применяться и к учебному заведению [1, с. 173].

Рассмотрим особенности внедрений положений Болонской декларации на национальном уровне. Воплощение Болонских реформ в западноевропейских странах пристально отслеживается европейскими западно-национальными структурами, национальными министерствами, международными организациями. Так, проведенное в 2005 исследование Европейской ассоциации университетов уровня внедрения двух циклов обучения, приложения к диплому, признания периодов обучения, обеспечение качества в 40 европейских странах, в частности, показало, что Франции близки к реализации трех положений – разработаны механизмы признания степеней и периодов обучения, гарантии качества, выдачи приложения к диплому, система обучения же в два цикла находится в процессе развития.

Из-за особой организации высшего образования во Франции и роли государства в этой сфере Болонские реформы проводятся несколькими министерствами, главная роль по управлению и координации при этом принадлежит французскому министерству национального образования, высшего образования и науки. В контексте требований Болонского процесса необходимо решить следующие задачи:

1. Продолжение внедрение трехуровневой системы высшего образования Франции.

2. Разработать и применить общую стратегию расположения университетов с целью более эффективного распределения страной образовательных услуг и укрепления связей университетов и высших школ Grandesekoles.

3. Усилить международный аспект высшего образования.

4. Способствовать улучшению аспирантской подготовки в рамках европейской области высшего образования и научных исследований.

5. Сделать возможным сближение национальных и международных стандартов качества [2, с. 23].

12 марта 2010 министры стран подписали Болонскую декларацию, объявили Европейское пространство высшего образования официально созданным, но срок трансформации национальных систем образования по Болонским принципами продлен академическим обществом Европы как минимум до 2020 г.

Реформы в европейском высшем образовании вызвали интерес во всем мире, возникла необходимость в разработке общеобразовательной стратегии. В частности, по европейским реформами внимательно следят в США. До недавнего времени в США было принято считать, что американское высшее образование намного превосходит европейское, особенно в области науки, а американские университеты гибкие и значительно лучше финансируются.

Можем сделать следующие выводы – особенности современного университетского образования в странах Западной Европы обусловлено внешними и внутренними факторами – глобализацией, масификациею, маркетизацией, интернационализацией сектора высшего образования, а также Болонским и Лиссабонским процессами.

Таким образом, изменения, инициированные в 1999 г. в высшем образовании Франции в соответствии с Болонским принципом, сопровождались принятием с 2002 ряда законодательных актов, среди которых наиболее значимым является декрет от 8 апреля 2002 об адаптации французской образовательной системы к европейской области высшего образования. Его целью является проведение реформы системы присуждаемых степеней по типу «бакалавр – магистр – доктор». Кроме того, этот декрет поддерживает широкое применение европейской кредитно-трансфертной системы и выдачу приложения к диплому [5, с. 15].

Старая система степеней базировалась на трехступенчатых циклах, при которых после двух лет обучения выдавался промежуточный диплом, и которые не соответствовали рекомендованной в Болонской декларации структуре. Новая организация степеней включает три модульно-кредитные циклы, при этом для получения степени бакалавра необходимо 180 кредитов и 120 кредитов для получения степени магистра, то есть всего 300 кредитов после окончания средней школы, соответствует Болонским требованиям. Степень магистра и степень бакалавра, ориентированные на рынок труда были введены в 1999 г. Условия получения степени магистра были закреплены декретом от 25 апреля 2002 степень магистра, ориентированный на рынок труда и на научную работу, был введен в 20022003 учебном году. Для его получения необходимо набрать 120 кредитов или 300 кредитов после диплома baccalaureat средней школы, из-за чего магистерский уровень обучения иногда обозначают во Франции как «Вас+5». С введением степени магистра впервые в истории высшего образования Франции структура обучения стала одинаковой как для университетов, так и для высших школ GrandesEcoles [4, с. 159].

Реформа степеней касается всех вузов Франции. Ее внедрение стало эффективным в начале 2006 года; в 2010 г. реформа практически завершена во всех вузах почти для всех программ обучения, кроме таких, как медицина или подготовка инженеров.

В некоторых вузах предлагают профессиональные программы уровня ISCED 5В. Преимущественно это двухлетнее обучение в течение одного цикла и до четырех лет в случае парамедицинской подготовки. Второй цикл продолжительностью один год рассчитан на обучение техническим дисциплинам. После его завершения предоставляется степень бакалавра, ориентированный на рынок труда. Однако вообще на уровне ISCED во Франции не существует структуры «бакалавр-магистр».

Степени, предоставляемых на уровне ISCED 5В, открывают доступ к обучению на уровне ISCED путем назначения дополнительного «переходного» обучение или признания предварительного обучения или профессионального опыта. В этих условиях принимаются во внимание полученные кредиты, и назначается освобождение от всех или некоторых программ уровня ISCED 5A «бакалавра» и / или «магистра» [4, с. 149].

Одним из основных изменений в подготовке аспирантов за последние десять лет стало укрепление связей между образовательным и научным сектором. Подготовка аспирантов была реструктуризирована в апреле 2002 г. и в августе 2006 г. В школу подготовки аспирантов (doctoralschools) можно поступить со степенью магистра или по специальному разрешению в случае, если аппликат прошел аналогичное обучение за рубежом или ему засчитано предварительное обучение. В школах подготовки аспирантов предлагают предметы в соответствии с направлениями диссертационных исследований, а также те, которые ведут к повышению общих знаний по научной деятельности. Степень Ph. D, как правило, предоставляется после трех лет обучения и защиты государственными вузами, получивших аккредитацию на присуждение Ph. D индивидуально или совместно. Это право подтверждается отдельным декретом министра высшего образования и науки. Примерно 40% аспирантов начинающих заключены трудовые контракты. Они выполняют работу помощника преподавателя, ассистируют в лаборатории, получают научную стипендию или борются фант СIFRE [1, с. 160].

Всего во Франции готовят около 10 тыс. аспирантов в год, а по всей Европе – 68 тыс. Молодые кандидаты наук, будучи главными производителями нового знания, обычно идут работать в государственный сектора, однако число выпускников аспирантуры, работающих в частном секторе, постоянно растет. Очередь на постоянные места работы для ученых во Франции создала особый рынок труда для аспирантов. В начале 80-х гг. прошлого века Министерство науки и технологий выделило специальный грант CAFRE, объединивший аспиранта, университет, который готовит аспиранта и частную фирму. Министерство науки и технологий через Национальную ассоциацию технологических исследований оказывает финансовую поддержку фирме, трудоустроить аспиранта на три года обучения. При этом аспирант учится между двумя партнерами и способствует трансферта технологий, а темой диссертации, как правило, является интересующую фирму [3, с. 73].

Возможность совместного международного руководства подготовкой диссертации была закреплена декретом от 6 января 2005 г. после принципиального соглашения между Министерством национального образования, высшего образования и исследований и тремя вузовскими конференциями возможность присуждения совместных степеней или двойных степеней в рамках международного сотрудничества была распространена на все уровни обучения и закреплена декретом от 11 мая 2005 г. Национальный перечень квалификаций, представляет национальную систему квалификаций (дипломы, степени и сертификаты), был закреплен законодательно 17 января 2002 г).

Просмотр учебных программ, после изучения, которых присваиваются кредиты, а также популяризация учебных программ с целью повышения их гибкости и обеспечения лучшего руководства учебной работой студентов начались из декрета от 8 апреля 2002 года. Европейская кредитно-трансфертная система уже используется для трансфертов и аккумуляции ее полного воплощения в процесс подготовки бакалавров, магистров и докторов ожидалась к концу 2007 – 2008 учебного года. Приложение к диплому в это время выдается всеми вузами Франции бесплатно, французским и другими иностранными языками по выбору ВУЗа [4, с. 160].

Список литературы
  1. 1. Cornec J. Laicité. – Paris: S.U. D. E.L., 1965. – 529 р.
  2. 2. Bourglé C. L’ecole normale supériere. D’ou elle vient – ou va. – Paris, 1924. – 146 p.
  3. 3. Вейланд С. Университеты и новый облик Европы // Вестник высшей школы. – 1991. – 78 с.
  4. 4. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумовов и мнение европейских экспертов) / Под. ред. В.И. Байденко. – М., 2002. – 403 с.
  5. 5. Матвиенко О. В. Теоретические основания реформирования системы высшего образования в странах ЕС // Педагогика и психология профессионального образования. – 2002. – №4. – 254 с.

Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.