Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Играем в мини-спорт с дошкольниками


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в IV Международной научно-практической конференции
"Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы"

Библиографическое описание
Стрельцов В. П. Играем в мини-спорт с дошкольниками [Текст] / В. П. Стрельцов // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 379–383. — ISBN 978-5-9907548-5-0.
Просмотров всего: 36
  • 23HTML просмотр
  • 13PDF скачано
  • 36Всего

ИГРАЕМ В МИНИ-СПОРТ С ДОШКОЛЬНИКАМИ


воспитатель по физической культуре
МБДОУ «Д/С №26 «Аленький цветочек»
Ставропольский край

Аннотация: в данной статье автором описан опыт работы по целостному применению занятий видами спорта с детьми старшего дошкольного возраста. В работе показаны основные условия адаптации занятий спортом к возрастным особенностям детей.

Ключевые слова: спорт, игры, дошкольники, физическое воспитание, образовательные области, адаптация спорта.



Современные стандартны дошкольного образования определяют максимальное внимание игровым методам воспитания и обучения дошкольников. Игра является основным ведущим видом деятельности дошкольников. В то же время, игра для детей – это модель взрослой жизни, путем освоения и совершенствования таких моделей, происходит воспитание личности ребенка, развитие его качеств. В этом аспекте занятия детьми различными видами спорта представляют особый интерес, так как спорт занимает значительное место в жизни общества и, безусловно, служит моделью поведения для многих детей.

В образовательной области физического развития дошкольников уделяется большое внимание освоению детьми отдельных спортивных упражнений и элементов спортивных игр для использования их в системе физкультурных занятий, в работе кружков и секций и в самостоятельной двигательной активности [7; 9].

В теории и методике физического воспитания, понятие «спорт» определяется как собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней [5]. Представления о спорте, под влиянием средств массовой информации, просмотра показательных выступлений, посещения соревнований и т. д., складываются у ребенка как о соревновательной и показательной, демонстрационной деятельности, которая, в силу своей зрелищности, очень привлекательна.

Однако, многие виды спорта использовать в области физического развития детей в целом виде невозможно из-за их сложности. Необходимость обеспечения доступности для ребенка сложных действий и безопасности занятий определяет выделение и использование отдельных упражнений и элементов спорта. В то же время обучение отдельным элементам спорта и спортивным упражнениям изолированно от соревновательной деятельности разрушает сформированную в сознании ребенка саму модель спорта, снижает у него мотивацию к занятиям. Таким образом, возникает проблема целостного использования занятий видами спорта в области физического развития дошкольников. В то же время существуют примеры положительного опыта целостной адаптации некоторых видов спорта к возможностям детей 5–7 лет [1–4].

Мы считаем, что для ознакомления детей со спортом необходим целостный подход в виде «игры в мини-спорт», включающий подготовку и соревновательную деятельность по упрощенным правилам, доступным для понимания и выполнения.

На базе МБДОУ детского сада №26 «Аленький цветочек» г. Пятигорска, мы провели апробацию занятий некоторыми видами спорта в условиях кружковой работы. Изучалась возможность применения в условиях ДОУ следующих видов спорта:

- спортивных игр: футбол, баскетбол, гандбол, регби;

- спортивных единоборств: фехтование, борьба.

Предварительно нами были определены принципиальные положения для применения занятий спортивной деятельностью в ДОУ:

- обеспечение безопасности детей во время занятий;

- обеспечение доступности изучаемого материала для детей старшего дошкольного возраста;

- сохранение содержания, смысла и сущности применяемого вида спорта.

Вышеизложенные положения должны применяться в едином комплексе, без каких-либо приоритетов. В противном случае теряется смысл «целостной» адаптации занятий спортом в ДОУ.

Таким образом, определились методические приемы применения спортивных занятий в ДОУ:

- демонстрация применяемого вида спорта (приглашение спортсменов, просмотр видеозаписей, рассказ и др.);

- упрощение правил применяемого вида спорта и коррекция содержания для обеспечения доступности;

- введение необходимых ограничений для обеспечения безопасности;

- определение группы технико-тактических элементов, которые будут доступны детям и, одновременно, обеспечат смысловое содержание данного вида спорта.

После произведения необходимых изменений адаптированные виды «мини-спорта» выглядят следующим образом.

Футбол.

Обучение игре в футбол начинается в зале. Если специальных детских ворот нет, то можно использовать дуги для подлезания. Команда, забившая гол, отходит на свою сторону поля. Боковых ограничений нет, мяч играется от боковой стены. Мяч вводится в игру с середины площадки, команды на старте у своих лицевых линий. Игра продолжается в течение 5–10 минут. По ходу игры руководитель делает остановки для разъяснений и воспитательной работы.

Основные изучаемые приемы:

- ведение мяча;

- остановка мяча;

- передача мяча;

- удар по мячу (по воротам).

Основные запрещения:

- нельзя толкаться, хватать руками друг друга;

- нельзя брать мяч в руки;

- нельзя играть сидя и лежа (упал – сразу вставай).

После освоения игры в зале, можно играть на спортивной площадке (размер 10 × 20 метров). На площадке вводятся боковые ограничения, мяч, ушедший за боковую линию, вводится в игру руководителем произвольно.

Баскетбол, гандбол.

При попытке проведения игр в баскетбол и гандбол выявилось существенное препятствие: притом, что в отдельных упражнениях дети успешно выполняют ведение мяча, в игре дети ведение мяча не делают – они его держат в руках и несут.

По нашему мнению, ведение мяча в игре недоступно ребенку из-за высокой эмоциональной насыщенности, психической напряженности и координационной сложности нагрузки. Игнорировать эту ошибку невозможно – разрушается структура игры, закрепляется «пробежка», ребенку трудно будет ее исправить во время изучения баскетбола в школе. В силу этих причин, решено было отказаться от баскетбола и гандбола в пользу регби.

Регби.

Неудачная попытка целостного применения баскетбола и гандбола выявила возможность использования игры в регби. Игра проводится только в зале с детьми подготовительной группы. Цель игры по упрощенным правилам: пронести и приземлить мяч в зачетном поле команды противника. Зачетное поле представляет собой 1 или 2 гимнастических мата, расположенные в длину по лицевой линии площадки. Мяч вводится в игру с центра площадки. Необходимо пронести мяч, ловко уворачиваясь от игроков команды противника. Разрешается отбирать мяч силой. В отличие от «взрослого» регби, ногами мяч не играют, ворот нет, только зачетное поле.

Запрещается: толкаться, хвататься за одежду, играть сидя и лежа, играть мяч ногами. Упавший обязан выпустить мяч из рук.

Руководитель решает спорные вопросы, при затянувшейся борьбе за мяч, вводит мяч с середины поля.

Основные изучаемые приемы:

- бег с мячом;

- передача мяча;

- борьба за мяч.

Как правило, наибольшую трудность в выполнении представляет передача мяча. Ребенку, владеющему мячом, трудно «расстаться» с ним, доверить мяч товарищу. Он непременно хочет сам забить гол. Необходимо обращать на этот момент особое внимание и обучать детей играть в команде.

Фехтование.

Занятия фехтованием проводились с использованием детской игрушки «Фехтовальный набор» ГОСТ 25779–90 С–465, производства ЗАО «Прогресс», Москва, предназначенной для детей от 5 до 8 лет. Данные игрушки были приобретены в группы ДОУ для физкультурного уголка. Фехтовальный набор представляет собой комплект из двух пластмассовых шпаг и масок.

Для обучения детям предлагаются следующие приемы:

- стойка, перемещения;

- укол, укол с выпадом;

- защиты 4-я и 6-я, защита 6-я круговым движением.

Укол наносится только в область груди, маска служит для защиты от случайных попаданий.

Запрещается бить и хлестать шпагой вне соответствия с изучаемыми приемами.

Схватка проводится на дорожке шириной 1,5 м, длиной 5 м. За успешно нанесенный укол фехтовальщик получает 1 очко. За обоюдный одновременный укол каждый получает по 1 очку. Схватка ведется до 3–5 уколов, не более 2 минут. Если фехтовальщик, отступая, вышел за пределы дорожки, схватка останавливается, оба возвращаются на середину.

Борьба.

Для осуществления занятий определены основные понятия и ограничения. Введено понятие «стойка на коленях».

Запрещается: борьба в стойке на ногах, активная борьба лежа, упражнения и действия с использованием положения «борцовский мост», приемы с отрывом соперника от ковра, требующие больших физических усилий.

Изучаются приемы, являющиеся базовыми для всех видов борьбы:

- 4 приема выведения из равновесия (рывком, толчком, скручиванием, забеганием);

- положение удержания сбоку.

Кроме приемов, изучаются элементы акробатики и самостраховки.

Схватка в борьбе ведется в стойке на коленях (на ноги вставать нельзя). За четкое выполнение приема борец получает 1 балл. Схватка ведется до получения одним из борцов 3 баллов, не более 2 минут.

Анализ результатов проведенной работы показал возможность целостного использования некоторых сложных видов спорта в процессе физического воспитания в ДОУ, в рамках работы кружков и секций. Все дети освоили предложенный материал, причем, по мере усвоения материала, интерес к занятиям возрастает.

Большое значение имеет высокий уровень мотивации детей к соревновательному аспекту занятий. На каждом занятии дети задают вопрос: «Мы будем сегодня бороться (играть, фехтовать)?» Высокий уровень мотивации детей к соревновательной деятельности был использован для обоснования необходимости выполнения некоторых упражнений, формирования навыков гигиены, воспитания морально-волевых качеств и другой воспитательно-образовательной деятельности.

Выводы.

1. В физическом воспитании дошкольников возможно целостное применение занятий некоторыми видами спорта в виде «игры в спорт» при условии внесения необходимых изменений в их содержание (адаптации к условиям ДОУ).

2. Игра в спорт с дошкольниками является моделью деятельности и поведения и происходит на основе интеграции образовательных областей, определенных ФГОС ДО. В процессе игры в спорт происходит не только физическое развитие, но также познавательное, социально-коммуникативное, речевое и эстетическое.

Высокий уровень мотивации детей к играм в спорт, повышает эффективность решения воспитательных и образовательных задач дошкольного воспитания. Таким образом, игра в спорт не самоцель, а один из действенных способов воспитания личности ребенка.

Список литературы
  1. 1. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление / В.К. Бальсевич // Теор. и практ. физ. культ. – 1993. – №4.
  2. 2. Бальсевич В.К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания / В.К. Бальсевич, Г.Г. Наталов, Ю.К. Чернышенко // Теор. и практ. физ. культ. – 1997. – №6.
  3. 3. Беглецов А.Н. Формирование двигательного навыка в барьерном беге у детей 7–11 лет: Автореф. дис … канд. пед. наук / А.Н. Беглецов. – Киев, 1982. – 22 с.
  4. 4. Маркиянов О.А. Будущее мини-борьбы / О.А. Маркиянов // Спортивная борьба. – М.: Физкультура и спорт. – 1976. – С. 42–43.
  5. 5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и Спорт, СпортАкадемПресс, 2008. – 544 с.
  6. 6. Спортивные игры и методика преподавания: Учебник для пед. фак. ин-тов физ. куль. / Под ред. Ю.И. Портных. –2-е изд., перераб., и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1986.
  7. 7. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2006. – 368 с.
  8. 8. Фехтование: Учебник для ин-тов физкультуры / Под общей ред. К.Т. Булочко.  – М.: Физкультура и спорт, 1967.
  9. 9. Фомина А. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подготовительной к школе группы / А. Фомина. – М.: Просвещение, 1984. – 159 с.

Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.