Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

К вопросу о познавательной деятельности дошкольников


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в V Международной научно-практической конференции
"Инновационные тенденции развития системы образования"

Библиографическое описание
Шматок Л. В. К вопросу о познавательной деятельности дошкольников [Текст] / Л. В. Шматок // Инновационные тенденции развития системы образования : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 5 февр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 174–176. — ISBN 978-5-9907548-6-7.
Просмотров всего: 35
  • 25HTML просмотр
  • 10PDF скачано
  • 35Всего

К ВОПРОСУ О ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ


аспирант
Институт педагогики и психологии образования ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Москва г

Аннотация: автор данной статьи отмечает, что важнейшей задачей современной системы начального общего образования становится формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Ключевые слова: познавательная деятельность, умственное воспитание, умственный труд, словесные игры, умственное развитие.



В дошкольном возрасте универсальные действия формируются в разных видах деятельности в процессе овладения детьми опытом жизнедеятельности, но более целенаправленно, на наш взгляд, это происходит в процессе познавательной деятельности.

Сегодня вопросам развития познавательной деятельности дошкольников уделяется особенное внимание. ФГОС дошкольного образования [3], разработанный на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка [6], учитывает важность познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

В главе II ФГОС дошкольного образования «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» в пункте 2.6 ставится акцент на важности познавательной деятельности в процессе воспитания маленького человека. Познавательная деятельность предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира [2].

Для развития познавательной активности, самостоятельности и творчества детей важна такая организация познавательной деятельности, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных операций и практических действий, которые ребенок желает использовать в самостоятельной деятельности и предлагает свои варианты его использования.

В учебном пособии «Дошкольная педагогика» С.А Козлова и Т.А Куликова рассматривают реальную цель воспитания детей дошкольного возраста – воспитание эмоционально благополучного, разно¬сторонне развитого счастливого ребенка, но на первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания [4, с. 136].

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка [4].

Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию.

Умственное воспитание – это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста – преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения.

Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А.Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик [4, с. 139].

Например, С.А. Козлова большое значение в развитии ребёнка придаёт умственному труду. Именно труду, а не только овладению мыслительными операциями, умением наблюдать, сравнивать, замечать причинно-следственные связи, делать самостоятельно выводы. Конечно, на базе перечисленных умений и можно учить умственному труду, но без него владеть мыслительными операциями значительно снижается. Нужно, чтобы ребёнок научился прилагать усилия, добивался положительного результата, не боялся переделывать, если ошибся или сделал недостаточно качественно, стремился к своей «Эврике!» и получал удовольствие от результата собственных раздумий, размышлений [5].

Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный образовательный стандарт дошкольного образования; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в программах обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания умственного труда в программах не выдвигается.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинается активно формироваться логическое мышление, словесные игры используют чаще для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Как считает А.К. Бондаренко, условно можно объединить словесные игры на четыре группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Да – Нет» и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», Назови одним словом» и др. В четвертую группу выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора («Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», Белого и черного не называть») и др.

Хотелось бы отметить, что особенно велика роль познавательной деятельности в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков – это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.

Познавательная деятельность способствует развитию познавательной потребности, творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности [1].

Список литературы
  1. 1. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика-синтез, 2013. – 336 с.
  2. 2. Верховкина М.Е. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / М.Е. Верховкина; под общ. ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, 2014. – 112 с.
  3. 3. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Законы и кодексы. – М.: Эксмо, 2013. – 144 с.
  4. 4. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 9-е изд. доп. – М.: Академия, 2008. – 416 с.
  5. 5. Козлова С.А. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников. – М.: Академия, 2015.

Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.