Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

О применении рейтинговой системы оценивания в процессе обучения


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в VI Международной научно-практической конференции
"Педагогический опыт: теория, методика, практика"

Библиографическое описание
Горностаев О. М. О применении рейтинговой системы оценивания в процессе обучения [Текст] / О. М. Горностаев, Д. В. Здор // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 82–84. — ISSN 2412-0529.
Просмотров всего: 60
  • 54HTML просмотр
  • 6PDF скачано
  • 60Всего

О ПРИМЕНЕНИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ


канд. физ.-мат. наук , доцент


канд. пед. наук , доцент
Школа педагогики (филиал) ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» в г. Уссурийске
Приморский край

Аннотация: в практику работы образовательных учреждений внедряется рейтинговая система контроля и оценки результатов обучения, такой подход к оцениванию является инновационным. В статье представлены размышления авторов о достоинствах и недостатках применения рейтинговой системы оценивания.

Ключевые слова: рейтинг, контроль, рейтинговая система, оценивание, баллы рейтинга, рейтинг-план.



Контроль и оценивание учебной деятельности является составной частью процесса обучения, осуществляется путем соотношения достигнутых результатов с запланированными целями обучения с помощью устных, письменных и практических заданий. Контроль на всех этапах обучения должен быть регулярным и систематическим, охватывать основные разделы учебной программы, обеспечивать проверку усвоения теоретических знаний, формирования практических умений и навыков, включать разнообразные формы и методы проверки [2, c. 398].

Наряду с традиционными методами контроля в практике работы образовательных учреждений сегодня применяются инновационные, такие как мониторинг качества, учебное портфолио, рейтинговая система.

Рейтинг – в переводе с английского – это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка», то есть оценка, учитывающая предыдущие оценки [1].

В настоящее время применение рейтинговой системы получает распространение в вузах и учреждениях среднего профессионального образования. При этом рейтинговая система может применяться в различных формах и вариациях, например, рейтинг по теме, рейтинг по дисциплине, совокупный семестровый рейтинг по всем дисциплинам семестра, интегральный рейтинг за определенный период обучения и т. д.

Под рейтингом студента по дисциплине понимается относительный показатель освоения дисциплины студентом к текущему показателю освоения дисциплины подразумеваемым студентом, который осваивает дисциплину во всей полноте, с наилучшим качеством и в соответствии с графиком учебного процесса [3].

Таким образом, сам рейтинг может быть выражен как в баллах по многобалльной шкале, так и в процентах относительно максимально возможного количества баллов.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» требует создания условий для самореализации каждого человека, в качестве базового принципа выступает адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия, а применение рейтинговой системы может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам.

Традиционную систему оценивания часто критикуют за то, что она не отвечает современным требованиям к подготовке квалифицированных специалистов в силу того, что не способствует активной самостоятельной работе студентов.

Действительно, в традиционной системе выполнение домашних заданий часто никак не учитывалось, сроки сдачи обязательных индивидуальных заданий и контрольных работ не влияли на оценку, полученную в промежуточную аттестацию. Студент, сдавший контрольные мероприятия в срок, и студент, сдавший их в зачетную неделю, формально успевали одинаково. Оценка, полученная на экзамене, включала элемент случайности и не учитывала работу студента в течение семестра.

Применение рейтинговой системы в процессе обучения в сравнении с традиционной системой имеет преимущества, так как при проведении промежуточной аттестации учитывает текущую успеваемость студента, позволяет повысить объективность и точность оценивания за счет использования дробной бальной шкалы рейтинговой оценки, в-третьих, создает основу для реализации дифференцированного подхода в обучении.

Применение рейтинговой системы по дисциплине предполагает составление рейтинг-плана дисциплины. Преподаватель составляет рейтинг-план, руководствуясь учебной программой дисциплины. При разработке рейтинг-плана преподаватель определяет состав контрольных мероприятий и соответствующие формы контроля (опрос, контрольная работа, тестирование, коллоквиум, отчет по лабораторной работе, контроль посещения занятий и т. д.), определяет весовой коэффициент для контрольного мероприятия в зависимости от его значимости в оценке освоения дисциплины, устанавливает минимальный и максимальный балл, получаемый студентом, при прохождении контрольного мероприятия, устанавливает примерные даты проведения контрольных мероприятий.

Следует заметить, что рейтинговая система не отвергает применение традиционных форм и методов контроля, наоборот, рейтинговая система, базируется на них, существенно расширяя их дидактические функции. Так как сроки выполнения контрольного мероприятия в рейтинговой системе могут влиять как на текущую, так и на итоговую оценку, то это стимулирует планомерную в соответствии с графиком, постоянную и систематическую самостоятельную работу студентов. Введение в интегральный показатель рейтинга контроля посещения занятий будет способствовать повышению посещаемости.

Правила, по которым формируется рейтинг по дисциплине, доводятся преподавателем до сведения студентов на первом занятии, рейтинг-план, его структура, числовые показатели остаются неизменными в течение семестра. Это основание повышает степень объективности итоговой оценки по дисциплине с одной стороны, а с другой, – уменьшает долю случайности в выставлении итоговой оценки.

Рейтинг студента в любой момент времени можно перевести в привычную пятибалльную шкалу, установив определенную шкалу соответствия набранного рейтинга традиционной оценке. Данное обстоятельство позволяет продифференцировать успеваемость студента в традиционной форме на любом этапе в процессе обучения, что способствует осуществлению текущей успеваемости в более информативной форме, чем существующей в традиционной системе «успевает/не успевает».

В качестве одного из основных преимуществ применения рейтинговой системы можно назвать возможность дифференциации предлагаемых заданий по баллам рейтинга. Рейтинговая система позволяет предоставить студентам право на самостоятельный выбор варианта изучения курса. При определенных требованиях к знаниям, умениям и навыкам студент может выбрать уровень освоения, определить набор заданий из предложенных, которые он будет выполнять в зависимости от уровня притязаний на баллы рейтинга. При этом следует учесть, что набор базовых заданий, позволяющих проверить уровень знаний, умений и навыков в соответствии с заданными требованиями, должен быть одинаков для всех.

При всех положительных качествах рейтинговой системы, описанных выше, данная система не лишена недостатков. Опишем некоторые из них.

Применение рейтинговой системы в значительной степени нивелирует такой важный фактор процесса обучения, как постоянное общение преподавателя и студента, в том числе, возможность субъективной оценки студента преподавателем. Поясним этот момент подробнее.

Рейтинговая система разрабатывалась как один из элементов процесса обучения, повышающих объективность аттестации студента. Некоторые технократы считают идеалом полную компьютеризацию процесса оценивания: применение тестирования, автоматического учёта посещаемости, выполнения индивидуальных заданий и т. д. Но, при этом, чрезвычайно трудно учесть не только абсолютные показатели, но и степень прогресса в обучении. Критерии, показывающие уровень прогресса, проще разработать для достаточно большого промежутка времени, например, учебного года, или нескольких лет. Эти критерии могут быть получены на основе анализа результатов нескольких сессий. Прогресс, достигнутый студентом в течение одного семестра, труднее поддаётся формализации и количественной оценке. Между тем, воспитательная функция образования требует оценивания фактора прогресса. Другими словами, студент, показавший прогресс в обучении в некоторых случаях может получить, в качестве поощрения, такую же отметку, как студент, показавший более прочные знания. Этот субъективный подход реализуется исключительно преподавателем, так как разработка соответствующих формализованных критериев прогресса в обучении будет сопряжена с неоправданным усложнением системы оценивания и, скорее всего, не приведёт к положительным результатам. Ясно, что описанное воспитывающее значение оценки способствует более успешному обучению, но использоваться может очень аккуратно и только на начальных стадиях обучения.

Другим отрицательным моментом рейтинговой системы является увеличение затрат времени преподавателя на выполнение чисто бюрократической работы по разработке рейтинг-плана и выставлению баллов тем чаще, чем более тонко и многофакторно «настроен» рейтинг-план. Таким образом, получаем отрицательную обратную связь, которая показывает, на наш взгляд, что оптимальной системой оценивания является частично формализованная, при помощи общепринятых критериев, экспертная оценка, то есть оценка студента квалифицированным преподавателем, учитывающим воспитательную роль обучения.

Кроме указанных выше причин, снижающих ценность рейтинговой системы оценивания, следует отметить её полную неприменимость в случае применения безотметочной технологии оценивания. Эта технология применяется чаще всего в начальной школе и позволяет, в частности, устранить такие отрицательные факторы обучения, как стрессовые ситуации при выполнении заданий, стремление любыми средствами получить высокую отметку, которая становится самоцелью. Кроме того, безотметочная технология позволяет учащемуся оценивать собственный прогресс без сравнения себя с другими учениками, школьник учится самостоятельно определять степень успешности своей учёбы в динамике, понимает, что любое продвижение вперёд имеет большую ценность, чем некие абсолютные показатели.

Отметим также преувеличенное мнение «адептов» рейтинговой системы об объективности оценивания с её помощью. Если речь не идёт о полностью компьютеризированном процессе контроля знаний, отрицательные черты которого очевидны, то все промежуточные показатели рейтинг-плана: контрольные работы, рефераты, устные выступления, эссе, участие в дискуссиях и т. д., оцениваются преподавателем, необъективность которого призвана нивелировать рейтинговая система. Таким образом, использование рейтинговой системы оценки создаёт лишь иллюзию объективности, поскольку среди показателей могут быть такие бесспорно объективные, как число посещений занятий или формально правильные ответы при решении математических задач. Тем не менее, эта иллюзия позволяет избежать конфликтных ситуаций при промежуточной аттестации, когда сумма набранных баллов не позволяет получить высокую отметку и студент уже не может считать это прихотью преподавателя.

Применение рейтинговой системы оценивания повсеместно приветствуется и насаждается управленческим и бюрократическим аппаратом учебных заведений, так как создаёт видимость контроля учебного процесса и владения полной информацией о нём. Чиновник, не ориентируясь в предметной области и не обладая необходимыми педагогическими компетенциями, в состоянии воспринимать лишь цифровую информацию. Он не может оценить значимость описанных выше, негативных сторон рейтинговой системы. Поэтому, внедрение рейтинговой системы по приказу руководства, ограничивая право выбора педагогом методов и форм обучения, само по себе является настораживающим фактором, говорящим не в пользу неограниченного использования данной системы.

Подводя итог, можно заключить, что использование рейтинговой системы целесообразно только при наличии безусловно-объективных критериев количественной оценки каждого показателя рейтинг-плана.

Список литературы
  1. 1. Елисеева М.В. О рейтинговой системе контроля в вузе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.emissia.org
  2. 2. Педагогика [Текст]: Учебное пособие / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 608 с.
  3. 3. Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов образовательных программ высшего образования ДВФУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.dvfu.ru

Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.