Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Особенности формирования показателей отчетности по сегментам в строительных холдингах


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в VI Международной научно-практической конференции
"Образование и наука в современных условиях"

Библиографическое описание
Целикова Е. П. Особенности формирования показателей отчетности по сегментам в строительных холдингах [Текст] / Е. П. Целикова // Образование и наука в современных условиях : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 26 февр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 391–395. — ISSN 2412-0537.
Просмотров всего: 39
  • 27HTML просмотр
  • 12PDF скачано
  • 39Всего

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО СЕГМЕНТАМ В СТРОИТЕЛЬНЫХ ХОЛДИНГАХ


аспирант
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Санкт-Петербург г

Аннотация: в статье рассматриваются основные особенности функционирования строительной отрасли, а также современное экономическое состояние отраслевых холдинговых структур. Анализируются основные показатели сегментной отчетности холдингов с точки зрения управленческого подхода и влияния отраслевых особенностей на формирование и представление отчетных данных

Ключевые слова: строительная отрасль, холдинг, сегмент, сегментная отчетность.



В современных условиях строительная индустрия в мировой и национальных экономиках традиционно занимает важное место, а показатели отраслевой деятельности являются ключевыми макроэкономическими параметрами при анализе социально-экономического развития страны и региона. Решая масштабные экономические задачи, строительная отрасль стимулирует разработку и внедрение оптимальных технических, технологических и организационных решений, обладающих мультипликативным эффектом для всей экономики.

Строительный комплекс в Северо-Западном федеральном округе представлен такими направлениями деятельности, как жилищное и промышленное строительство, архитектурно-строительное проектирование и инженерия, промышленность строительных материалов и т. д.

Функционирование столь сложноорганизованной макроструктуры невозможно без крупных холдинговых образований – групп компаний, определяющим принципом деятельности которых является комплексность, интеграция различных направлений деятельности. Это связано со стратегической необходимостью обеспечения устойчивости, ресурсами для развития деятельности по всем направлениям: от девелопмента и проектирования до производства строительно-монтажных работ и ввода объектов в эксплуатацию.

По данным Росстата, на 1 января 2016 года число учтенных хозяйствующих субъектов с видом экономической деятельности «Строительство» в г. Санкт-Петербург составило 10,6% к общему количеству учтенных организаций, что является третьим по величине значением показателя по городу. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» в 2015 году, составил 394,7 млрд рублей, что на 7,1% меньше (в сопоставимых ценах) уровня соответствующего периода предыдущего года [5]. Основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, в 2015 году называются высокий уровень налогообложения, недостаточный платежеспособный спрос, высокая стоимость материалов, конструкций, изделий и др. (рис. 1)

Рис. 1. Факторы, ограничивающие производственную деятельность
строительных организаций

 

По оценкам экспертов, в 2015 году продолжался инерционный рост объемов ввода жилья. Но в течение всего года наблюдалось ухудшение динамики – сначала темпы роста замедлились, с июня стало фиксироваться отставание от прошлогодних показателей на 6–8%.

В таких непростых условиях хозяйствования на первый план выходит необходимость представления достоверной информации, позволяющую проанализировать многопрофильную деятельность крупных холдинговых образований компаний.

Одним из важных аспектов при обеспечении всех групп заинтересованных пользователей необходимой информацией о состоянии экономической деятельности холдингового образования является учет особенностей бизнес-процессов, которые во многом предопределяются отраслевой спецификой.

Строительная отрасль имеет ряд отличительных особенностей, таких как преимущественно вертикально-интегрированная управленческая структура холдинговых образований; диверсификация бизнеса и взаимозависимость различных компаний, действующих на рынках строительной отрасли (рынок строительно-монтажных работ, рынок строительных материалов и др.) и составляющих этапы производственной цепочки; длительный производственный цикл; высокая капиталоёмкость и т. д.

Эти и многие другие особенности отрасли формируют определенные требования к системе информационного обеспечения менеджмента холдинга объективными данными об имущественном и финансовом положении, а также о финансовых результатах группы компаний как единого хозяйствующего субъекта, важной частью которой является информация по сегментам бизнеса [3].

Для принятия управленческих решений необходимо использовать учетные данные, формируемые на основе использования системы управленческого учета холдинга. При этом важно оценивать не только данные агрегированного управленческого баланса, но в разрезе отдельных бизнес-сегментов.

Степень подверженности системы формирования и представления основных показателей отчетности по сегментам отраслевым особенностям бизнеса можно представить в форме таблицы (таблица 1).

Таблица 1

Показатели отчетности по сегментам и особенности их представления
для строительной отрасли в рамках управленческого подхода

 

п/п

Показатель сегментной отчетности

Управленческое значение

Отраслевое влияние

1.  

Общая величина активов и обязательств на отчетную дату

Управление инвестиционной деятельностью сегмента, дебиторской и кредиторской задолженностью, управление финансовым результатом деятельности сегмента

Необходимость постоянного анализа структуры активов и капиталовложений в разрезе

сегментов в связи с высокой капиталоёмкостью, необходимость учета особенностей системы географического сегментирования деятельности

2.  

Выручка от продаж покупателям (заказчикам) организации

Управление объемами продаж сегмента и долей на рынке путем формирования эффективной маркетинговой стратегии, повышения качества продукции при сохранении прежнего уровня расходов; управление уровнем внутригрупповых цен сегментов

Необходимость учета особенностей ценообразования в строительстве (нормативные сметные цены, последовательное калькулирование видов работ т. д.), особенности учета в системе географического сегментирования деятельности

3.  

Межсегментная выручка

4.  

Величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам

Управление внеоборотными активами, капиталовложениями сегментов, управление финансовым результатом деятельности сегмента

Необходимость учета особенностей системы географического сегментирования деятельности

5.  

Иные существенные доходы и расходы, Проценты (дивиденды) к получению; проценты к уплате, EBITDA

Управление расходами на продажу сегментов, управление финансовым результатом деятельности сегмента и т. д.

Необходимость учета институциональных особенностей (методы оценки активов, расходов и иных показателей деятельности сегментов),

анализа структуры затрат сегментов бизнеса в связи с высокой капиталоёмкостью, необходимость учета особенностей системы географического сегментирования деятельности

6.  

Величину выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации, в том числе отдельно от продаж в Российской Федерации и от продаж за рубежом

Управление объемами продаж сегмента и долей на рынке

Необходимость учета институциональных ограничений при высокой степени регулирования отрасли, необходимость учета особенностей системы географического сегментирования деятельности

7.  

Стоимость внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса организации, в том числе размещенных на территории Российской Федерации, размещенных за рубежом

Управление внеоборотными активами, капиталовложениями сегментов

Необходимость постоянного анализа структуры активов и капиталовложений в разрезе сегментов в связи с длительностью производственного цикла, необходимость учета особенностей системы географического сегментирования деятельности

8.  

Доля на рынке потребления + Объем произведенной продукции

Управление объемами продаж сегмента и долей на рынке

Диверсификация бизнеса по операционным и географическим сегментам

9.  

Себестоимость реализованной продукции

Управление себестоимостью и производственными расходами

Специфические методики формирования себестоимости в различных сегментах бизнеса, особенности отраслевого функционирования в условиях диверсификации бизнеса

10.  

Средняя величина, оборачиваемость оборотного капитала

Управление эффективностью использования прочих активов

11.  

Средняя величина совокупного капитала

Управление внеоборотными активами, капиталовложениями сегментов, управление финансовым результатом деятельности сегмента

12.  

Сумма чистых активов, на конец периода

Управление финансовым результатом деятельности сегмента

13.  

Прибыль (убыток) от продаж, чистая прибыль сегмента

Управление финансовым результатом деятельности сегмента

14.  

Рентабельность продаж

Управление финансовым результатом деятельности сегмента

Необходимость учета особенностей ценообразования, сметной стоимости, особенностей учета в системе географического сегментирования деятельности

15.  

Рентабельность активов по чистой прибыли, %

Управление финансовым результатом деятельности сегмента

Необходимость учета особенностей системы географического сегментирования деятельности

16.  

Стабильность основных строительно-технологических процессов, объем СМР, годовая мощность выработки предприятия

Энергозатраты, уровень потерь материалов и др.

Управление объемами продаж сегмента и долей на рынке

Необходимость соответствия современным производственным стандартам и экологическим нормативам

 

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что приведенный выше перечень показателей отчетности (как финансовых, так и нефинансовых), сформированный для каждого идентифицированного отчетного сегмента, раскрывается в сегментной отчетности ведущих отраслевых холдинговых образований СЗФО для целей эффективного и комплексного управления сегментами и регулярно анализируются менеджментом строительного холдинга.

Сегментная отчетность по МСФО и РСБУ формируется на основании данных управленческого учета [2]. Наличие единых необходимых аналитических разрезов в подходах к формированию данных в системе управленческого учета для всех бизнес-единиц холдинга обеспечит возможность сформировать ключевые показатели сегментной отчетности с соблюдением принципа единообразия.

Таким образом, система информационного обеспечения в холдинге должна осуществляться на основе единого информационного пространства, а также должна быть ориентирована на достоверное отражение данных с учётом отраслевых особенностей деятельности, что позволит производить стратегический и внутренний анализ на уровне холдинга, поддерживать основные бизнес-процессы, предоставлять широкие возможности для аналитической обработки информации.

Список литературы
  1. 1. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010), утв. Приказом МинФина РФ от 08.11.2010 №143н.
  2. 2. МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты»: Учебное пособие по МСФО для профессиональных бухгалтеров [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.accountingreform.ru
  3. 3. Пашигорева Г.И. Формирование сегментной отчетности в холдинговых структурах строительной отрасли // Проблемы современной экономики. – 2014. – №2 (50). – С. 138–141.
  4. 4. Чикишева А.Н. Проблемы формирования и раскрытия информации по сегментам деятельности в финансовой отчетности организаций / А.Н. Чикишева // Международный бухгалтерский учет. – 2012. – №36.
  5. 5. Официальные статистические данные по Санкт-Петербургу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ petrostat/ru/ statistics/Sant_Petersburg/enterprises/construction/ (дата обращения: 15.02.2016)

Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.