Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Изучение краеведения в начальной школе


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в II Международной научно-практической конференции
"Научное и образовательное пространство: перспективы развития"

Библиографическое описание
Макухина Л. А. Изучение краеведения в начальной школе [Текст] / Л. А. Макухина // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 24 апр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 148–152. — ISBN 978-5-9907548-3-6.
Просмотров всего: 165
  • 145HTML просмотр
  • 20PDF скачано
  • 165Всего

ИЗУЧЕНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


учитель, Почетный работник общего образования РФ
МБОУ «СОШ №2 МО «Ахтубинский район»
Астраханская обл

Аннотация: в данной статье проанализирована проблема изучения родных мест в начальной школе. В работе представлены рассматриваемые темы в рамках 1–4 классов, а также обозначена цель краеведческого образования и ступени его внедрения в учебный процесс.

Ключевые слова: Родина, краеведение, начальная школа, родной край, краеведческое образование, природоведение.



Каждый человек любит то место, где он родился и живёт. Это место и есть его родной край. Никогда не забывается свой дом. Всегда помнится дорога в школу, родное селение и его незабываемые окрестности. Отсюда, от порога родного дома, начинается любовь к своей Родине. Знать свой край – его природу, историю – не менее важно, чем знать историю своего государства, зарубежных стран. Осознание уникальности, неповторимости своего края заставляет бережно относиться к своей Малой Родине, заботливо сохранять народные традиции. Знание прошлого своего края помогает лучше понять его настоящее, прогнозировать будущее.

Как мало мы порой знаем о своём крае, о своей Малой Родине. Проходим по улицам, не осознавая, что эта земля помнит первых поселенцев, и нашествие древних кочевников, и крестьянские волнения. Знаем ли мы, сколько уникальных памятников подарила нам природа, сколько богатств таят недра нашей земли? А оказывается, удивительное – вот оно, рядом!

И порой настолько удивительное, что другого и нет. Природа не любит повторяться, а история у каждого края своя и уходит корнями вглубь веков.

Непрерывно растёт интерес к своему краю у детей и взрослых, учащихся и студентов. С чего же начать знакомство со своим родным краем, на что обратить внимание и что посмотреть в первую очередь? Богата и разнообразна природа нашей отчизны! Тундры, леса, степи, пустыни, субтропики Черноморья… Высокие горы и необъятные равнины, могучие реки прекрасные озёра. И если интересно знать красоту отдельных уголков нашей Отчизны, то тем более важно знать родной край, где мы родились, живём и работаем. Много красивого, интересного и поучительного найдёт всякий, кто хотел бы ближе познакомиться с любым уголком своего края. Именно к этому призывали наши знаменитые естествоиспытатели К.А. Тимирязев и К.Ф. Рульфе: вместо бледных описаний тропических лесов, вместо путешествий в чужие страны они советовали изучать родные места.

Над этой проблемой я работаю уже лет 15. Вопросы краеведения включены в разделы программы А. Плешакова «Мир вокруг нас» и Е. Саплиной «Введение в историю». По окружающему миру вопросы краеведения включены уже с 1 класса.

Изучаются следующие темы:

1. Знакомство с полезными ископаемыми.

2. Насекомые, рыбы, птицы, звери нашего края.

3. Наш город – часть большой страны.

4. Реки и моря.

5. Разнообразие овощей и фруктов.

2 класс:

1. Название города, где мы живём. Доступные сведения из истории. Что мы называем родным краем.

2. Разнообразие растений, животных луга, водоёма.

3. Промышленные предприятия своего города.

4. Культура и образование в нашем крае. (Музеи, театры, школы, ссузы, вузы.)

5. Памятники культуры, их охрана.

6. Поверхность и водоёмы своего края.

3 класс:

1. Охраняемые виды растений и животных нашей местности, включённые в Красную книгу России.

2. Роль заповедников в охране растений и животных.

3. Охрана природы своего края.

4 класс:

1. Природные зоны России: степей, пустынь.

2. Охрана природы в каждой зоне. Заповедники.

3. Сбережём природу своего края. (19 часов.)

Дети делают много творческих работ, учатся работать с дополнительной литературой, изучают материал самостоятельно.

Например: 4 кл. Природоведение. Задания:

1. Опиши, где ты живёшь: город, район, область…

2. Что ты называешь своим родным краем?

3. В какой природной зоне находится ваш край?

4. Расскажи о природе своего края (полезные ископаемые, водоёмы, растения, животные).

5. Расскажи о хозяйстве своего края (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство) и др. задания.

Тесно работаем с отделом экологического просвещения Богдинско-Баскунчакского заповедника О.Н. Щербаковой, СЮН, с музеем МБОУ СОШ №2, библиотекой, Е.П. Савидовой.

В старших классах дети продолжают изучать предмет краеведение.

В курсе истории также изучаются темы краеведческого характера.

3 класс:

1. Моя родословная.

2. Название моего города.

3. Герб города. Герб – язык эпохи.

4. Памятники истории вокруг нас.

4 класс:

1. Наиболее важные события в истории Отечества и родного края.

2. Значительные памятники культуры Отечества и родного края.

3. Герб и флаг России. Герб родного города.

В своей работе использую сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека.

Цель краеведческого образования – формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края.

Как учитель, я не случайно обратилась к проблеме использования краеведения на уроках и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объём материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого и будущего, к природе родного края, перед собой ставлю следующие вопросы (проблемные):

- Для чего же следует изучать свой край?

- Что изучать?

- Как преподавать краеведческий материал?

Цель краеведческого образования определяется, прежде всего, возрастными познавательными возможностями. Начальная ступень – пропедевтический курс, который способствует осознанию важности окружающего его мира.

Вторая ступень – интеграция краеведения с другими учебными дисциплинами, т.е. использование местного материала как базы для освоения теоретических вопросов.

Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Работаем в тесном контакте с отделом экологической культуры Богдинско-Баскунчакского заповедника, СЮН, с музеем СОШ №2, библиотекой, кабинетом краеведения СОШ №2.

Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире («Я – мой город»), значения астраханского края в истории и культуре России (Я – мой город, мой край, моё Отечество»).

Для чего же изучается свой край в начальной школе? Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребёнка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребёнок на доступном для него уровне осознаёт важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т. д.

Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета «природоведение».

Темы краеведения включены уже с 1 класса (авт. А. Плешаков «Мир вокруг нас»).

1 класс:

1. Знакомство с полезными ископаемыми.

2. Насекомые, рыбы, птицы, звери нашего края.

3. Наш город – часть большой страны.

4. Реки и моря.

5. Разнообразие овощей и фруктов.

2 класс:

1. Название города, где мы живём. Доступные сведения из истории. Что мы называем родным краем.

2. Разнообразие растений, животных луга, водоёма.

3. Промышленные предприятия своего города.

4. Культура и образование в нашем крае. (Музеи, театры, школы, ссузы, вузы.)

5. Памятники культуры, их охрана.

6. Поверхность и водоёмы своего края.

3 класс:

1. Охраняемые виды растений и животных нашей местности, включённые в Красную книгу России.

2. Роль заповедников в охране растений и животных.

3. Охрана природы своего края.

4 класс:

1. Природные зоны России: степей, пустынь.

2. Охрана природы в каждой зоне. Заповедники.

3. Сбережём природу своего края. (19 часов.)

Здесь, на мой взгляд, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своём крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир… Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираю разнообразные формы и методы ознакомления: беседы, экскурсии, творческие работы, встречи с людьми разных профессий и т. д.

Например: 4 кл. Природоведение. Задания:

1. Опиши, где ты живёшь: город, район, область…

2. Что ты называешь своим родным краем?

3. В какой природной зоне находится ваш край?

4. Расскажи о природе своего края (полезные ископаемые, водоёмы, растения, животные).

5. Расскажи о хозяйстве своего края (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство) и др. задания.

На уроках русского языка, работая над развитием устной и письменной речи, составляем тексты описательного характера, пишем сочинения «Весна в нашем крае», «Отдых в лесу» и т. д.

В краеведческой литературе нахожу материал и для уроков математики. Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью, помогает использовать эти сведения в жизненных ситуациях. Это задачи-расчёты, информация о растительном мире, протяжённости рек, площади водоёмов Астраханской области.

В старших классах дети продолжают изучать предмет краеведение.

В курсе истории также изучаются темы краеведческого характера.

3 класс:

1. Моя родословная.

2. Название моего города.

3. Герб города. Герб – язык эпохи.

4. Памятники истории вокруг нас.

4 класс:

1. Наиболее важные события в истории Отечества и родного края.

2. Значительные памятники культуры Отечества и родного края.

Герб и флаг России. Герб родного города.


Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.