Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428000
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428000, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
+7 (8352) 222-490
RU
428000
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Изменение ситуативной тревожности, самочувствия, активности и настроения перед школьными выпускными экзаменами

Proceeding
III Международная научно-практическая конференция школьников «Зимний школьный марафон»
Creative commons logo
Published in:
III Международная научно-практическая конференция школьников «Зимний школьный марафон»
Authors:
Iablochkina E. S. 1 , Salekhova D. S. 2
Scientific adviser:
Kelmagambetova E. K.2
Work direction:
Биология
Rating:
Article accesses:
4544
1 КГУ «СОШ №81»
2 KGU "Shkola-gimnaziia 38"
For citation:
Iablochkina E. S., & Salekhova D. S. (2016). Изменение ситуативной тревожности, самочувствия, активности и настроения перед школьными выпускными экзаменами. Зимний школьный марафон, 35-41. Cheboksary: SCC "Interactive plus", LLC.

  • Metadata
  • Full text
  • Metrics

Abstract

Изучено влияние психологического стресса, связанного с подготовкой к Единому национальному тестированию в Республике Казахстан (ЕНТ) на результаты теста Спилбергера-Ханина (ситуативная тревожность) и теста САН (самочувствие, активность и настроение) в начале IV четверти и перед сдачей выпускных экзаменов у 28 школьниц 11 классов. Было установлено, что на фоне эмоционального напряжения перед ЕНТ возрастает ситуационная тревожность. В результате этого, отмечается нарушение психологического и физиологического состояния организма, его истощение, снижение работоспособности и повышенная утомляемость. Авторами сделаны выводу о необходимости проведения занятий в течение учебного года, подготовки к сдаче экзаменов проведение занятий по снижению его интенсивности, с учетом того, что эмоциональное напряжение перед экзаменами приводит к нарушению физиологического и психологического состояния организма.

References

  1. 1. Бизина Т.В. Динамика ситуативной тревожности у студенток I курса в течение первого семестра и перед экзаменами / Т.В. Бизина, В.Р. Долгих, И.А. Корабельникова, Е.С. Яблочкина // Клиническая медицина. – 2015. – Т. 24. – С. 222–226.
  2. 2. Козорез Е.В. Влияние экзаменационного стресса на психоэмоциональное и физиологическое состояние обучающихся / Е.В. Козорез, Е.Н. Кирьянова // Мат. III межд. научно-практической конф. «Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия». – 2012. – С. 278–282.
  3. 3. Микляева A.B. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцеа. – СПб.: Речь, 2004. – 248 с.
  4. 4. Рытова О.А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период подготовки и сдачи экзамена: Метод. рекомендации. – Горно-Алтайск, 2006. – С. 41.
  5. 5. Салехов С.А. Иерархия психоэмоционального и информационного факторов в структуре экзаменационного стресса / С.А. Салехов, М.Н. Гордеев, Т.В. Бизина, Н.Н. Максимюк // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/128–21959 (дата обращения: 05.10.2015).
  6. 6. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность / Под ред. В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001. – С. 88–103.
  7. 7. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. – Л.: ЛНИИФК, 1976. – 18 с.
  8. 8. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 256 с.
  9. 9. Oaten M., Cheng K. Academic Examination Stress Impairs Self-Control // J. Soc Clin. Psych. – 2005. – Vol. 24. – №2. – P. 254–279 (doi: 10.1521/jscp.24.2.254.62276).
  10. 10. Richardson M., Abraham C., Bond R. Psychological correlates of university students' academic performance: A systematic review and meta-analysis // Psych Bul. – 2012. – Vol. 138 (2). – P. 353–387.
  11. 11. Salekhov S.A., Gordeev M.N., Salekhova Y.S., Korabelnikova I.A. (2015) Influence of emotional and informational factors in implementation of coping strategies in psychological stress. – ISJ Theoretical & Applied Science. – №11 (31). – P. 147–154 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Doi: http://dx.doi.org/10.15863/TAS.2015.11.31.24

Comments(16)

When adding a comment stipulate:
  • the relevance of the published material;
  • general estimation (originality and relevance of the topic, completeness, depth, comprehensiveness of topic disclosure, consistency, coherence, evidence, structural ordering, nature and the accuracy of the examples, illustrative material, the credibility of the conclusions;
  • disadvantages, shortcomings;
  • questions and wishes to author.
Салехов Саид Абдуллаевич, профессор ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет им. Я. Мудрого» г. Нижнего Новгорода Нижегородской области
О достоинствах работы, равно как и о недостатках можно говорить много, просто хочу поздравить Елену и Диану, что они смогли это сделать.Я стоял у истоков работы и ее идеологии. Много личных исследований в отношении экзаменационного стресса. Увы, исследования у школьников проведены в значительно меньшей степени, чем у студентов. То, что сделали девочки, а главное – умелое руководство Ермек Кабегеновны, которая замотивировала их на исследование и конечный результат, – заслуживают всяческих похвал. Спасибо, что развеяли сомнения в готовности к исследованиям подобного рода.
Алексеева Татьяна Анатольевна, канд. мед. наук, врач акушер-гинеколог Клиники «Caspian Medical» г. Атырау Республики Казахстан
Было приятно увидеть заинтересованность данной, в действительности актуальной, темой самих школьников.Я тоже мама, и понимание соматического и психоэмоционального состояния наших детей, тем более перед сдачей отчетных экзаменов, в действительности очень актуально и, конечно, дискутабельно. Объем данной работы отвечает заявленным целям, раскрывая в рамках проведенного тестирования насколько тревожность ситуации может изменить реакцию организма (психоэмоциональную, соматическую) ученицы, в приближении времени к ЕНТ. Актуальна увязка двух тестов, отражающих в себе не только единое эмоциональное, но и психосоматическое состояние, что расширяет понимание влияния тревожной ситуации на учениц. Показана работа с использованием методов вариационной статистики, где отражена достоверность, доказательность увеличения эмоционального напряжения учениц между началом IV четверти и ЕНТ. Предложенные выводы по работе считаю корректными и предлагаю обратить хотя бы родителям на это внимание! Данное тестирование проведено для учениц (девочек), хорошо бы посмотреть уровень ситуационной тревожности и учеников (мальчиков). Спасибо за интересное исследование, будьте пытливыми и дальше!
Павлов Георгий Сергеевич, аспирант ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» г. Казани Республики Татарстан
Благодарю работавших над статьей коллег.Проделан трудоемкий и плодоносный труд. Данные систематизированы хорошо, удобны для анализа. Материал имеет высокую актуальность на сегодняшний день. Тема раскрыта в достаточном объеме. Я вижу несколько путей развития данной ниши, думаю, авторы начнут развивать один из них. Возник один вопрос: «Почему подопытной группой были выбраны школьницы?» Не исказится ли результат при иной контрольной группе, которая будет включать мужской пол? 
Федотова Елена Николаевна, канд. ветеринар. наук, заведующая ОБУ « Новгородская городская ветеринарная станция» г. Великого Новгорода Новгородской области
Хорошая работа, актуальная, проблема действительно назрела. Моя дочь учится в 11 классе, тревожность и эмоциональное напряжение нарастает по мере приближения ЕГЭ. Плохое самочувствие, головные боли, снижение иммунитета, отсутствие свободного времени (дополнительные занятия, репетиторы) действуют не лучшим образом на девочку. Хотелось бы, чтобы данной работой заинтересовались школы, комитеты образования; введение предмета, направленного на снижение психоэмоциональной напряженности у учеников, а также подготовка соответствующих преподавателей, очень актуальна. Спасибо автору, и пожелание – не останавливаться на достигнутом и развивать эту тему дальше.
Ефимова Ольга Юрьевна, психолог Тренинг-центра «Синтон» г. Москвы
Действительно, сдача итоговых экзаменов является серьезным стрессом для психоэмоционального и физиологического состояния организма.Замечательно, что сами школьники проявляют интерес к этой теме и понимают необходимость психологической подготовки к экзаменам. Эта работа безусловно актуальна. В рамках заявленных целей тема раскрыта хорошо, в достаточном объеме. Было бы хорошо провести подобное исследование и среди мальчиков, тогда картина была бы более полной. Большое спасибо за проделанную работу!
Show all 16 comments