Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428000
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428000, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
+7 (8352) 222-490
RU
428000
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

The Kalmyks’ ethnic groups: information on zed (зөд) groups

Research Article
DOI: 10.21661/r-467223
Open Access
International academic journal «Human and Society»
Creative commons logo
Published in:
International academic journal «Human and Society»
Author:
Sharaeva T. I. 1
Work direction:
Этнография и историческая антропология
Rating:
Article accesses:
4348
Published in:
doaj
КиберЛенинка
eLibrary.ru
1 FGBUN "Kalmytskii nauchnyi tsentr RAN"
For citation:
Sharaeva T. I. (2017). The Kalmyks’ ethnic groups: information on zed (зөд) groups. Human and Society, 31-33. https://doi.org/10.21661/r-467223

  • Metadata
  • Full text
  • Reviewing
  • Metrics
UDC 323.11+39

Abstract

Oirats who came to the steppes of the Lower Volga region had a diverse ethnic composition, including Oirat, Turkic and Mongolian by origin groups. Many Turkic ethnic groups of the Sayano-Altai were included in the Oirats in the period of the Dzungarian Khanate. The analysis of materials on the ethnic group in the subethnos of the Kalmyk derbets allows one to draw conclusions about the Turkic origin of the group, which is also preserved in the legend of the ancestor of the genus. Comparative material on the Turkic peoples confirms our conclusions.

Acknowledgments

«Социокультурные, этногенетические и этноантропологические исследования родовых групп народов Центральной Азии (на примере Республики Тыва, Республика Алтай, Республики Калмыкия, Монголии и Синьцзянь-Уйгурского Автономного округа Китая)» № 16-21-03002/17-ОГОН.

References

  1. 1. Avlyaev G.O. Problemi sovremennoi tyurkologii. Abstracts of Papers. September 27–29, 1976. – Alma-Ata, Nauka KazSSR, 1980. P. 361–364.
  2. 2. Avlyaev G.O. Proishojdenie kalmickogo naroda. Elista, Kalm. kn. Izd, 2002. 325 p.
  3. 3. Alekseeva P.E._ Bormandjinov A.E. Ob etnicheskom sostave donskih kalmikov. Elista, APP «Djangar», 1999. 41 p.
  4. 4. Mitirov A.G. Oirati – kalmiki_ veka i pokoleniya. Elista, Kalm. kn. Izd-vo, 1998. 384 p.
  5. 5. Ocherki istorii Kalmickoi ASSR. Dooktyabrskii period. Moscow, 1967. 480 p.
  6. 6. Ochir A. Mongolskie etnonimi_ voprosi proishojdeniya i etnicheskogo sostava mongolskih narodov. Elista, KIGI RAN, 2016. 304 p.
  7. 7. Ochirov N. Izbrannie trudi Nomto Ochirova. Elista, APP «Djangar», 2002. Ser. «Nomin z??r», «Nauchnoe nasledie». 152 p.
  8. 8. Potapov L.P. Etnicheskii sostav i proishojdenie altaicev. Leningrad, Nauka, Leningradskoe otdelenie, 1969. – 196 p.
  9. 9. Potapov L.P. Ocherki narodnogo bita tuvincev. Moscow, 1969. – 402 p.
  10. 10. Sharaeva T.I. K Voprosu ob etnicheskom sostave aimaka burul i odnoimennoi gruppi rodov subetnicheskoi gruppi derbetov_kalmikov. Article in Problemi etnicheskoi istorii i kulturi tyurko_mongolskih narodov. Elista, 2009. pp. 124–130
  11. 11. Sharaeva T.I. Etnicheskaya gruppa Dund hurla shevnr (folklornie istochniki po istorii vozniknoveniya grupp po dannim polevih materialov). Article in Problemi etnicheskoi istorii i kulturi tyurko_mongolskih narodov. Elista, 2008. pp. 158–163
  12. 12. Erdniev U.E. Materiali po kalmickoi etnonimii. Vestnik instituta. Elista, 1974. Ussue 10. Ser. ethnography. Pp. 99–115.

Comments(1)

When adding a comment stipulate:
  • the relevance of the published material;
  • general estimation (originality and relevance of the topic, completeness, depth, comprehensiveness of topic disclosure, consistency, coherence, evidence, structural ordering, nature and the accuracy of the examples, illustrative material, the credibility of the conclusions;
  • disadvantages, shortcomings;
  • questions and wishes to author.
Боктаев Анатолий.
Мендвт. Татьяна Исаевна, меня зовут Анатолий, интересуюсь историей Ойрат-Калмыков. Хотел бы узнать более подробно о своём роде Харахус,так как он малоизучен. Арлтан Басхаев в своём ролике, в обсуждениях порекомендовал обратиться с своим вопросом к Вам, как лучше у этнографу. Известно, что в 20х годах Харахусовский улус, более всего пострадал от голода, не могли бы Вы более подробно рассказать о нем и его жителях? Ведь этот улус наряду с Эркетеневским вернули в 1771 г. Так как они откочевывали одними из последних, почему они были вместе? Этимология Харахус до конца не изучена и их относят к якобы чёрным быкам, но они Торгуды, а у Дервюдов есть другие Бухусы, но у них корень Бух остался, а у Харахусов в течении времени якобы пропал. Родовая тамга Харахусов короткая креставина, но такая тамга была раньше у Кереитов, возможно ли Харахус это затабуированая чёрная птица, т. е один из родов Кереитов. Внесите ясность, мне интересно Ваше мнение! Мой Аава родился в п. Удруш Харахусовского аймака Долбанского улуса, рядом были тоже посёлки населённые по всей видимости Харахусами: Дольча(Бударино), Чимбя, Цумцук, Зельма, также в Промысловка по некоторым данным раннее назывался Харахусы, была зимней ставкой Харахусовского улуса. По письменным источникам средневековые Керейты всегда соседствуют с Меркитамизападнее Алтая, улус которых Рубруквис именует не иначе как "Крит-Меркит". Эта картина сохранилась вплоть до наших дней - Кереи и Меркиты населяют те же самые смежные районы в Или-Казахском автономном округе СУАР КНР - это Тарбагатай, Саур, Имиль, Кобук, Кара Ертыс, западный Алтай, Урунгу, Улюнгур (Кызылбаш), Баганор (Джиликёль), Чанхар и Чингиль. У них даже тамга единая + (см: Г.Н.Потанин "Очерки Северо-Западной Монголии".