Теоретические аспекты изучения жанра фортепианного ноктюрна
Proceeding


- Published in:
- IV International Research-to-practice conference «Education and science in the modern context»
- Author:
- El'kan O.B. 1
- Work direction:
- Культурология и искусствоведение
- Rating:
- Article accesses:
- 1888
- Published in:
- eLibrary.ru
1 GBOU VO Respubliki Krym "Krymskii universitet kul'tury, iskusstv i turizma"
- Full text
- Metrics
Abstract
Цель статьи – систематизировать основные аспекты теории жанра ноктюрна в музыкальном искусстве. Применены: метод анализа и обобщения научной литературы, исторический метод, метод музыковедческого целостного анализа. Ноктюрн относится к фортепианным жанрам, которые в истории европейской музыкальной культуры отмечены долгой и богатой эволюцией. Развитие жанра обусловлено становлением клавишных инструментов, обогащением жанровой палитры, сменой музыкальных стилей. Жанровые характеристики ноктюрна сложились в эпоху романтизма, в основном благодаря фортепианному творчеству Дж. Фильда и Ф. Шопена. Как камерный, преимущественно фортепианный, жанр инструментальной миниатюры ноктюрн характеризуется краткостью, моноóбразностью, лиризмом, романтическим настроем, включением виртуозного начала, а также сочетанием мелодии типа инструментальной кантилены с фигурированным аккомпанементом.
References
- 1. Медведева И.А. Франсис Пуленк // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. – Т. 4 – М.: Советская энциклопедия, 1978. – С. 485–486.
- 2. Панкратова В.А. Малые инструментальные формы (прелюдия, ноктюрн, этюд) / В.А. Панкратова. – М.: Музгиз, 1962. – 70 с.
- 3. Скребкова-Филатова М.С. Фактура в музыке: художественные возможности. Структура. Функции / М.С. Скребкова-Филатова – М.: Музыка, 1985. – 284 с.
- 4. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм / В.А. Цуккерман. – М.: Музыка, 1964. – 159 с.
- 5. Кашкадамова Н.Б. Фортепіанне мистецтво Шопена: Наук.-метод. нарис / Н.Б. Кашкадамова. – Тернопіль: Астон, 2000. – 80 с.
Comments(0)