Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428000
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428000, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
+7 (8352) 222-490
RU
428000
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Formirovanie mediakompetentnosti u shkol'nikov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniia

Research Article
DOI: 10.21661/r-556729
Open Access
Monthly international scientific journal «Interactive science»
Creative commons logo
Published in:
Monthly international scientific journal «Interactive science»
Author:
Beliaev N. A. 1
Scientific adviser:
Rudenko I. V.1
Work direction:
Тема номера
Rating:
Article accesses:
946
Published in:
eLibrary.ru
1 FSBEI of HE "Tolyatti State University"
For citation:
Beliaev N. A. (2022). Formirovanie mediakompetentnosti u shkol'nikov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniia. Interactive science, 8-12. https://doi.org/10.21661/r-556729

  • Metadata
  • Full text
  • Metrics
UDC 374

Abstract

Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования у школьников медиаграмотности, медиакомпетентности и медиакультуры, т.е. «мягких навыков» (soft skills) и навыков создания различного медиаконтента. Автор считает, что для развития сферы креативных индустрий (куда входят кинопроизводство, дизайн, СМИ и др.), необходимы специалисты, которых надо готовить в школьном возрасте. Этому может способствовать система дополнительного образования. Цель статьи заключается в обосновании и разработке программы дополнительного образования школьников, направленной на формирование медиакомпетентности. Методы исследования: психолого-педагогический анализ литературы, опытно-экспериментальная работа; анкетирование, проектирование программы. Результаты. Автором разработана диагностическая карта и критерии выявления медиаграмотности и медиакомпетентности у школьников. На основе проведенных методик и обработки результатов по четырем критериям (уровень сформированности: когнитивных, мировоззренческо-личностных, мотивационно-потребностных и деятельностно-поведенческих качеств) выявлен уровень медиаграмотности коллектива школьников МБОУ ДО «Икар» г.о. Тольятти. Автором разработана программа, позволяющая восполнить образовательные дефициты в этом направлении. Выводы. Медиакомпетентность является необходимым навыком для современного школьника среднего и старшего возраста и способствует развитию творческой активности и коммуникабельности. Медиакомпетентность можно сформировать в рамках прохождения программы дополнительного образования по созданию продуктов медиаискусства.

References

  1. 1. V Rossii vpervye zakonodatelno zakrepyat ponyatie «kreativnye industrii» [Elektronnyi resurs] // Sostav. 2021. URL: https://www.sostav.ru/publication/kreativnye-industrii-48926.html
  2. 2. Ukaz Prezidenta RF ot 17 maya 2021 g. №287 «O sozdanii Prezidentskogo fonda kulturnykh initsiativ».
  3. 3. Kontseptsiya razvitiya kreativnykh industrii pomozhet rossiyanam monetizirovat ikh talanty [Elektronnyi resurs] // Rossiiskaya Gazeta. 2021. URL: https://rg.ru/2021/03/04/koncepciia-razvitiia-kreativnyh-industrij-pomozhet-rossiianam-monetizirovat-ih-talanty.html
  4. 4. Primernaya programma vospitaniya / Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO (utverzhdena na zasedanii Federalnogo uchebno-metodicheskogo obedineniya po obshchemu obrazovaniyu 2 iyunya 2020 goda), 2019.
  5. 5. Fedorov, Aleksandr Viktorovich. Mediaobrazovanie i mediagramotnost. M.: Direkt-media, 2013. 343 s.
  6. 6. Fedorov, A.V. Slovar terminov po mediaobrazovaniyu, mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti. M.: Direkt-media, 2014. 62 s.
  7. 7. Zhizhina M.V. Mediagramotnost kak strategicheskaya tsel mediaobrazovaniya: o kriteriyakh otsenki mediakompetentnosti. / Mediaobrazovanie. Saratov : SGU im. N.G. Chernyshevskogo, 2016. 65 s.
  8. 8. Kirillova N. B. Mediakultura: teoriya, istoriya i praktika: Uchebnoe posobie. M.: Akademicheskii proekt, 2008. 496 s.
  9. 9. Abramov A. Chto takoe soft skills i kak ikh razvivat. Polnyi gid [Elektronnyi resurs] // RBK Trendy. 2021. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5e90743f9a7947ca3bbb6523
  10. 10. Novyi FGOS tretego pokoleniya: izmeneniya standartov [Elektronnyi resurs] // Domashnyaya shkola i eksternat «Foksforda». 2021. URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/fgos-2020
  11. 11. Egorov A.S. Iskusstvo novykh media. V serii «Dvadtsat pyat: putevoditeli po kollektsii Moskovskogo muzeya sovremennogo iskusstva» (kn.8). M.: Meier, 2014.
  12. 12. Stults R. Media Space, Xerox. PA.: Xerox PARC, 1986. 20 p.
  13. 13. Bazhenova, L.M. Osnovy audiovizualnoi kultury. Programmy uchebnykh zanyatii dlya 1–11 klassov srednei obshcheobrazovatelnoi shkoly. / L.M. Bazhenova, E.A. Bondarenko, Yu.N. Usov. M. : Akademiya pedagogicheskikh nauk, NII Khudozhestvennogo vospitaniya, Assotsiatsiya deyatelei kinoobrazovaniya, 1991. 62 s.
  14. 14. Bondarenko, E.A. Ekskursiya v mir ekrana: Uchebnoe posobie dlya srednego i starshego shkolnogo vozrasta. / E.A.Bondarenko. M. : SVR-Argus, 1994. 64 s.
  15. 15. Ilichev, S.I. Kinolyubitelstvo: istoki i perspektivy. / S.I. Ilichev, B.N. Nashchekin. M. : Iskusstvo, 1986. 110 s.
  16. 16. Rudenko, I.V. Teorii i tekhnologii sovremennogo vospitaniya : elektronnoe uchebno-metodicheskoe posobie / I.V. Rudenko. Tolyatti : TGU, 2016.
  17. 17. Metodicheskie rekomendatsii po proektirovaniyu dopolnitelnykh obshcherazvivayushchikh programm, napravlennykh pismom Minobrnauki Rossii ot 18.11.2015 №09–3242.

Comments(0)

When adding a comment stipulate:
  • the relevance of the published material;
  • general estimation (originality and relevance of the topic, completeness, depth, comprehensiveness of topic disclosure, consistency, coherence, evidence, structural ordering, nature and the accuracy of the examples, illustrative material, the credibility of the conclusions;
  • disadvantages, shortcomings;
  • questions and wishes to author.