Formirovanie mediakompetentnosti u shkol'nikov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniia
Research Article
DOI: 10.21661/r-556729
Open Access


- Published in:
- Monthly international scientific journal «Interactive science»
- Author:
- Beliaev N. A. 1
- Scientific adviser:
- Rudenko I. V.1
- Work direction:
- Тема номера
- Rating:
- Article accesses:
- 946
- Published in:
- eLibrary.ru
1 FSBEI of HE "Tolyatti State University"
- APA
For citation:
Beliaev N. A. (2022). Formirovanie mediakompetentnosti u shkol'nikov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniia. Interactive science, 8-12. https://doi.org/10.21661/r-556729
- Full text
- Metrics
UDC 374
DOI: 10.21661/r-556729
Abstract
Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования у школьников медиаграмотности, медиакомпетентности и медиакультуры, т.е. «мягких навыков» (soft skills) и навыков создания различного медиаконтента. Автор считает, что для развития сферы креативных индустрий (куда входят кинопроизводство, дизайн, СМИ и др.), необходимы специалисты, которых надо готовить в школьном возрасте. Этому может способствовать система дополнительного образования. Цель статьи заключается в обосновании и разработке программы дополнительного образования школьников, направленной на формирование медиакомпетентности. Методы исследования: психолого-педагогический анализ литературы, опытно-экспериментальная работа; анкетирование, проектирование программы. Результаты. Автором разработана диагностическая карта и критерии выявления медиаграмотности и медиакомпетентности у школьников. На основе проведенных методик и обработки результатов по четырем критериям (уровень сформированности: когнитивных, мировоззренческо-личностных, мотивационно-потребностных и деятельностно-поведенческих качеств) выявлен уровень медиаграмотности коллектива школьников МБОУ ДО «Икар» г.о. Тольятти. Автором разработана программа, позволяющая восполнить образовательные дефициты в этом направлении. Выводы. Медиакомпетентность является необходимым навыком для современного школьника среднего и старшего возраста и способствует развитию творческой активности и коммуникабельности. Медиакомпетентность можно сформировать в рамках прохождения программы дополнительного образования по созданию продуктов медиаискусства.
References
- 1. V Rossii vpervye zakonodatelno zakrepyat ponyatie «kreativnye industrii» [Elektronnyi resurs] // Sostav. 2021. URL: https://www.sostav.ru/publication/kreativnye-industrii-48926.html
- 2. Ukaz Prezidenta RF ot 17 maya 2021 g. №287 «O sozdanii Prezidentskogo fonda kulturnykh initsiativ».
- 3. Kontseptsiya razvitiya kreativnykh industrii pomozhet rossiyanam monetizirovat ikh talanty [Elektronnyi resurs] // Rossiiskaya Gazeta. 2021. URL: https://rg.ru/2021/03/04/koncepciia-razvitiia-kreativnyh-industrij-pomozhet-rossiianam-monetizirovat-ih-talanty.html
- 4. Primernaya programma vospitaniya / Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO (utverzhdena na zasedanii Federalnogo uchebno-metodicheskogo obedineniya po obshchemu obrazovaniyu 2 iyunya 2020 goda), 2019.
- 5. Fedorov, Aleksandr Viktorovich. Mediaobrazovanie i mediagramotnost. M.: Direkt-media, 2013. 343 s.
- 6. Fedorov, A.V. Slovar terminov po mediaobrazovaniyu, mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti. M.: Direkt-media, 2014. 62 s.
- 7. Zhizhina M.V. Mediagramotnost kak strategicheskaya tsel mediaobrazovaniya: o kriteriyakh otsenki mediakompetentnosti. / Mediaobrazovanie. Saratov : SGU im. N.G. Chernyshevskogo, 2016. 65 s.
- 8. Kirillova N. B. Mediakultura: teoriya, istoriya i praktika: Uchebnoe posobie. M.: Akademicheskii proekt, 2008. 496 s.
- 9. Abramov A. Chto takoe soft skills i kak ikh razvivat. Polnyi gid [Elektronnyi resurs] // RBK Trendy. 2021. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5e90743f9a7947ca3bbb6523
- 10. Novyi FGOS tretego pokoleniya: izmeneniya standartov [Elektronnyi resurs] // Domashnyaya shkola i eksternat «Foksforda». 2021. URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/fgos-2020
- 11. Egorov A.S. Iskusstvo novykh media. V serii «Dvadtsat pyat: putevoditeli po kollektsii Moskovskogo muzeya sovremennogo iskusstva» (kn.8). M.: Meier, 2014.
- 12. Stults R. Media Space, Xerox. PA.: Xerox PARC, 1986. 20 p.
- 13. Bazhenova, L.M. Osnovy audiovizualnoi kultury. Programmy uchebnykh zanyatii dlya 1–11 klassov srednei obshcheobrazovatelnoi shkoly. / L.M. Bazhenova, E.A. Bondarenko, Yu.N. Usov. M. : Akademiya pedagogicheskikh nauk, NII Khudozhestvennogo vospitaniya, Assotsiatsiya deyatelei kinoobrazovaniya, 1991. 62 s.
- 14. Bondarenko, E.A. Ekskursiya v mir ekrana: Uchebnoe posobie dlya srednego i starshego shkolnogo vozrasta. / E.A.Bondarenko. M. : SVR-Argus, 1994. 64 s.
- 15. Ilichev, S.I. Kinolyubitelstvo: istoki i perspektivy. / S.I. Ilichev, B.N. Nashchekin. M. : Iskusstvo, 1986. 110 s.
- 16. Rudenko, I.V. Teorii i tekhnologii sovremennogo vospitaniya : elektronnoe uchebno-metodicheskoe posobie / I.V. Rudenko. Tolyatti : TGU, 2016.
- 17. Metodicheskie rekomendatsii po proektirovaniyu dopolnitelnykh obshcherazvivayushchikh programm, napravlennykh pismom Minobrnauki Rossii ot 18.11.2015 №09–3242.
Comments(0)