Список публикаций по ключевому слову: «»
[19.00.00] Психологические науки
Волгоградский институт управления (филиал) ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» , Волгоградская обл
«Субъективная историческая память в автобиографических нарративах представителей титульного этноса и национальной диаспоры (на примере поволжских немцев)»
В статье содержится обоснование исследовательского подхода к выявлению содержаний субъективной исторической памяти у групп респондентов различной этнической принадлежности. Представлены результаты исследования двух групп респондентов, являющихся потомками поволжских немцев и представителей титульного этноса (русских). Установлены основные культурно-исторические события жизни народов, составляющие историческую память, в привязке к которым выстраиваются нарративы респондентов.
Бурина Екатерина Александровна , старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» , Санкт-Петербург г
«Самооценка риска заражения ВИЧ-инфекцией у женщин детородного возраста»
В данной статье представлены результаты пилотажного исследования, направленного на изучение самооценки риска заражения ВИЧ-инфекцией у женщин детородного возраста. В исследовании приняли участие 50 женщин. Все этические аспекты при проведении исследований с участием человека были соблюдены. По дизайну исследования с каждой участницей было проведено полуструктурированное интервью, которое было направлено на изучение социально-демографических характеристик женщин детородного возраста, их знаний о ВИЧ-инфекции и путях передачи, использования средств контрацепции, а также мер профилактики. Полученные в ходе исследования данные показали, что подавляющее большинство женщин обладают корректными знаниями о ВИЧ-инфекции. Для всех женщин детородного возраста является важным не заразиться ВИЧ-инфекцией. При этом большинство женщин, в том числе и находящиеся в зоне риска заражения ВИЧ-инфекцией, не используют барьерные средства контрацепции. Были также выявлены женщины детородного возраста, находящиеся в реальном риске заражения ВИЧ-инфекцией, при этом субъективно не считающие себя в таковом.
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» , Санкт-Петербург г
«Интервью «Утрата: переживание и совладание»»
В данной статье подробно описывается разработанное и апробированное интервью, посвященное вопросам горевания и совладания с утратой. Интервью состоит из 32 вопросов, разделенных на 7 блоков. Представленные блоки охватывают основные аспекты переживания и совладания с утратой. Данное интервью будет полезно как для психологов, работающих в рамках консультативной практики с данной группой клиентов, так и исследователям, вовлеченным в изучение тематики горевания.
ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева» Минздрава России , Санкт-Петербург г
Шклярук Сергей Павлович , канд. мед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» , Санкт-Петербург г
«Динамика социально-психологической адаптации у подростков, занимающихся живописным художественным творчеством»
В данной статье представлено исследование динамки социально-психологической адаптации у подростков в процессе занятий живописным художественным творчеством. В лонгитюдном исследовании, на протяжении трех лет, принимали участие 60 подростков в возрасте от 13 до 17 лет, систематически занимающиеся и не занимающиеся живописным художественным творчеством. Выявлено, что у творческих подростков ниже уровень нервно-психической адаптации и выше уровень чувства субъективного одиночества, чем у нетворческих подростков. Но у творческих подростков значительно выше самооценка, уровень притязаний и удовлетворенность в достижении успеха и ниже тревожность в отношениях со взрослыми. Влияние творческой группы отражаются на таких личностных качествах, как: самооценка в сфере уверенности в себе, авторитет у сверстников, умения многое делать своими руками, социальная идентичность, чувство одиночества, фрустрации потребности в достижении успеха, проблемы и страхи в отношениях со взрослыми. Выявлены личностные особенности у творческих подростков, отличающие их от остальных, а также влияние творческой группы и косвенно творческой деятельности на личностные качества подростков.