Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Новые информационные технологии как компонент информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в VII Международной научно-практической конференции
"Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития"

Библиографическое описание
Ступикова Л. Г. Новые информационные технологии как компонент информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации [Текст] / Л. Г. Ступикова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (7). — С. 147–151. — ISSN 2410-8642.
Просмотров всего: 69
  • 58HTML просмотр
  • 11PDF скачано
  • 69Всего

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


учитель-логопед
ГБДОУ Д/С №17 Пушкинского района
Санкт-Петербург г

Аннотация: как отмечает автор данной работы, проблема внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс образовательных организаций несомненно является перспективной в современной действительности. Статья посвящена рассмотрению проблемы проектирования информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, учебно-воспитательный процесс, педагогическая деятельность, информационно-коммуникационная среда.



Информатизацию сегодня можно рассматривать в качестве одного из приоритетов модернизации российского образования. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации: Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года; проект концепции развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации и др.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) определяются как информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникаций [7].

Интенсивное развитие технологий передачи информации ведет к существенной перестройке информационной среды образовательных организаций. В связи с этим появляется все больше исследований в области педагогики, посвященных выявлению особенностей образовательного процесса в условиях внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в педагогическую практику.

Анализ научной литературы показывает, что в настоящее время в науке накоплен достаточно обширный фонд исследований в области информатизации образования. В работах, посвященных данной тематике, раскрываются дидактические возможности, перспективные направления разработки и использования ИКТ в образовательных организациях (И. Калаш, К.К. Колин, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.Ю. Уваров и др.).

Однако, анализируя современную педагогическую практику, сегодня еще рано говорить о полноценной реализации потенциала ИКТ в усовершенствовании учебно-воспитательного процесса. Сегодня внедрение новых информационных технологий в образовательную практику редко затрагивает фундаментальные проблемы содержания, форм и методов обучения, и, как правило, сводится к их формальному использованию. Часто учителя идут по пути наименьшего сопротивления, полагая, что бессистемным и хаотичным (а иногда и достаточно интенсивным) использованием средств ИКТ в своей практике они осуществляют информатизацию образовательного процесса. Внедряя в образовательную практику средства ИКТ, педагог должен стремиться не к количественным результатам (наращивая число занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий), а к качественным – используя эти технологии в определенной системной работе, расширяя, обогащая и дополняя традиционные методы взаимодействия с обучающимися, органично выстраивая учебно-воспитательный процесс, создавая информационно-коммуникационную среду образовательной организации.

Согласно определению И.В. Роберт, информационно-коммуникационная предметная среда – это совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым, преподавателем и средствами ИКТ, формированию познавательной активности обучаемого [9]. Она включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, средства ИКТ, систему педагогических технологий.

Анализируя практику информатизации образования в нашей стране сегодня можно говорить о существовании серьезных угроз. А именно: «… активное использование школами и детскими садами несертифицированных и не прошедших государственную экспертную оценку электронных образовательных ресурсов и сервисов; неконтролируемое пребывание детей в социальных сетях, в том числе с использованием инфраструктуры образовательных учреждений; рост интернет-преступлений и преступлений с помощью Интернета в отношении к детям и к детству; проникновение в школу и детский сад материалов, несовместимых с целями образования; возникновение дополнительной и нетипичной нагрузки на психическое и физическое здоровье ребенка; бессистемные закупки ИКТ-оборудования, сервисов и непрогнозируемое развитие ИКТ-инфраструктуры образования; многое другое…» [8].

Необходима разработка методологии оптимального использования средств ИКТ, которая должна быть ориентирована на реализацию целей и задач учебно-воспитательного процесса с учетом психологических, возрастных, индивидуальных особенностей дошкольников и обеспечения их безопасного применения.

Организация педагогического процесса в условиях развития новых технологий обучения является весьма важной для каждой образовательной организации.

Согласно современной политике в области образования, существует необходимость в структурных изменениях организации учебно-воспитательного процесса.

Образование в информационном обществе должно быть не только средством усвоения готовых общепризнанных знаний, но и стать способом информационного обмена личности с окружающими людьми, обмена, который совершается в каждом акте ее жизнедеятельности и на протяжении всей ее жизни, обмена, который предполагает не только усвоение, но и передачу, отдачу, генерирование информации в обмен на полученную.

Задача педагога сегодня – это не просто передача готовых знаний учащимся, а развитие их личности в результате усвоения универсальных учебных действий, а также познания и освоения мира. То есть построение учебно-воспитательного процесса должно строиться на принципиально новых основах в сравнении с традиционной системой образования. Соответственно будут меняться приемы и методы взаимодействия ученика и учителя. ИКТ могут оказать неоценимую помощь педагогам в реализации различных способов взаимодействия с воспитанниками, расширению потенциала педагогической деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии являются одним из составляющих элементов образовательного пространства. Современная информационно-коммуникационная среда образовательной организации включает систему субъектов учебно-воспитательного процесса (педагоги и обучающиеся) и компоненты методической системы обучения (цели обучения, его содержание, методы, средства, формы, включая комплекс информационных образовательных ресурсов и систему педагогических технологий применения их в учебно-воспитательном процессе).

Современная информационно-коммуникационная среда образовательной организации должна представлять собой комплекс элементов, находящихся во взаимодействии, обеспечивая при этом ее целостность. Использование ИКТ может коренным образом изменить образовательную среду, придать ей новые качества. Следовательно, их разработка должна быть не изолированной, а включенной в систему, ориентированной на цели и задачи образовательной среды, в которой они будут применяться.

Преобразование в одном из звеньев любой системы неизбежно ведет к изменениям всей системы. Внедрение новых технологий обучения должно повлечь за собой модернизацию всего образовательного процесса. Включение средств ИКТ в педагогический процесс не должно быть самоцелью, данью времени. Правильное выстраивание информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации с органичным сочетанием традиционных и инновационных методов обучения предполагает максимальную реализацию их возможностей для достижения стоящих перед преподавателем педагогических целей. Таких как: реализация социального заказа, развитие личности обучающегося, повышение эффективности и качества образовательного процесса.

При использовании средств ИКТ в работе с детьми часто ориентируются лишь на анализ их собственного потенциала (как, например: визуализация учебной информации, автоматизация контроля выполнения заданий, тренировка умений и др.). В такой ситуации остаются без внимания остальные компоненты информационно-коммуникационной среды. Подобный подход не только не способствует повышению эффективности учебного процесса, а порой даже снижает его качество. Все звенья информационно-коммуникационной образовательной среды должны быть взаимосвязаны. Если новое содержание образования должно повлечь за собой внедрение новых методов и форм, следовательно, и внедрение новых средств должно видоизменять другие компоненты.

Привнося в учебный процесс принципиально новые виды учебной деятельности, изменяются средства решения учебных задач, перестраивается содержание деятельности, а значит, преобразуется сама деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса. Сегодня, с учетом требований деятельностного подхода, мы можем говорить о следующих изменениях в характере деятельности участников образовательного процесса:

- главной задачей учителя становится организация деятельности учащихся в постановке учебной задачи, поиску информации и т.д.;

- большая часть времени на занятии должна отводиться самостоятельной деятельности обучающихся (она должна носить творческий, исследовательский, продуктивный характер);

- необходимо формировать основные виды мыслительных операций обучающихся – анализа, синтеза сравнения, обобщения и т.д.

Как уже было сказано, информационно-коммуникационная среда образовательной организации должна строиться как система элементов, тесно связанных и взаимодействующих друг с другом. Для того, чтобы средства ИКТ органично включались в образовательную среду, были реально востребованы и эффективно использовались в работе с детьми необходимо уже на этапе проектирования их внедрения в образовательный процесс рассматривать их как часть современной образовательной системы. Необходимо учитывать как влияние интерактивных технологий на значительную часть компонентов системы, так и обратную связь, то есть знать потребности современной образовательной среды в применении определенных ИКТ, обладающих конкретными дидактическими возможностями, способствующими достижению целей педагогического процесса.

Каждый педагог, обогащая учебно-воспитательный процесс применением ИКТ, должен, еще на этапе проектирования этого процесса [5]:

- четко определить цели обучения, которые необходимо достичь с использованием этого продукта;

- определить адекватные целям и содержанию методы обучения и схемы управления познавательной деятельностью обучающихся;

- структурно и процессуально описать виды деятельности учителя и обучающегося в ходе работы в информационно-образовательной среде;

- определить средства реализации выделенных видов деятельности, ответив на вопросы: какие виды деятельности могут быть обеспечены традиционными средствами обучения, а для каких требуется использование информационно-коммуникационных технологий, какие виды деятельности уже поддержаны ИКТ, а для каких их еще предстоит разработать;

- интегрировать в единую систему требований дидактические, методические, технические требования и требования системно-деятельностного подхода к создаваемым ИКТ.

Эффективность ИКТ в усовершенствовании педагогического процесса отмечается многими исследователями. Однако к применению их в работе с детьми нужно подходить очень осторожно и обдуманно. Не следует отрицать и опасности, которые могут возникнуть при недостаточно продуманном использовании информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Чтобы система образования отвечала современным тенденциям развития общества, она, в первую очередь, должна уметь разглядеть позитивные стороны новой реальности. Внедрение ИКТ в современную информационно-коммуникационную среду образовательной организации в соответствии с целями и задачами образовательного процесса сегодня действительно может способствовать как развитию компонентов системы по отдельности, так и всей системы в целом, но лишь в условиях грамотно организованной образовательной деятельности.

Список литературы
  1. 1. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании – Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. – М., 2011.
  2. 2. Колин К.К., Роберт И.В. Социальные аспекты информатизации образования. – М.: Изд-во ИИО РАО, изд-во ИПИРАН, 2004.
  3. 3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под. ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
  4. 4. Распоряжение правительства РФ от 08.12.2011 №2227 – р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
  5. 5. Суворова Т.Н. Электронные образовательные ресурсы как компонент образовательной среды // Информатика и образование. – 2014. – №3.
  6. 6. Уваров А.Ю. Информатизация школы: вчера, сегодня, завтра. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  7. 7. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  8. 8. ГОСТ Р 52653-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base1.gostedu.ru/52/52050/ (дата обращения: 14.03.2015).
  9. 9. Проект. Концепция единой информационной образовательной среды в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://raec.ru/upload/files/eios_conception.pdf (дата обращения: 14.03.2015).
  10. 10. Роберт И.В., Лавина Т.А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iiorao.ru (дата обращения: 14.03.2015).

Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.