Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428000
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428000, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
+7 (8352) 222-490
RU
428000
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

И. Бродский «Бабочка»: опыт анализа поэтического текста

Proceeding
VIII Международная студенческая научно-практическая конференция «Студенческая наука XXI века». Volume 2
Creative commons logo
Published in:
VIII Международная студенческая научно-практическая конференция «Студенческая наука XXI века». Volume 2
Author:
Kuzheva M. A. 1
Work direction:
Филологические науки
Rating:
Article accesses:
9196
Published in:
eLibrary.ru
1 FSBEI of HE "Kabardino-Balkarian State University"
For citation:
Kuzheva M. A. (2016). И. Бродский «Бабочка»: опыт анализа поэтического текста. Студенческая наука XXI века, 2(1 (8)), 102-106. Cheboksary: SCC "Interactive plus", LLC.

  • Metadata
  • Full text
  • Metrics

Abstract

В данной статье на основе анализа стихотворения И. Бродского «Бабочка» предпринимается попытка выявления основных мировоззренческих установок поэта, а также некоторых поэтических особенностей его творчества, нашедших отражение в стихотворении.

References

  1. 1. Иосиф Бродский. Часть речи. Стихотворения 1972–1976 [Текст]. – СПб.: Азбука-классика, 2004.
  2. 2. Кастеллано Ш. Бабочки у Бродского // Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. Итоги трех конференций [Текст]. – М.: Звезда, 1998.
  3. 3. Коробова Э. Тождество двух вариантов. Заметки по поводу графики Иосифа Бродского // Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. Итоги трех конференций [Текст]. – М.: Звезда, 1998. – С. 60.
  4. 4. Ранчин А.М. От бабочки к мухе: два стихотворения Иосифа Бродского как вехи поэтической эволюции / А.М. Ранчин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru

Comments(1)

When adding a comment stipulate:
  • the relevance of the published material;
  • general estimation (originality and relevance of the topic, completeness, depth, comprehensiveness of topic disclosure, consistency, coherence, evidence, structural ordering, nature and the accuracy of the examples, illustrative material, the credibility of the conclusions;
  • disadvantages, shortcomings;
  • questions and wishes to author.
Рябов Геннадий Петрович, пенсионер
Ответы в связи с комментарием на предложенные вопросы - Актуальность материала, по моему, очевидна кричащим противоречием между высотой, куда Бродский вознес русское слово, мысль и чувство, и, увы, фактическим скромным и не массовым освоением его творчества в России. Конечно, этот материал, да и вообще введение Бродского в повседневность, и актуально и благородно. - Общая оценка: по-моему, анализ продуктивен, интересен, и, отчасти провокативен приглашением углубиться в Бродского - потому что там почти бездонность. -Недостатки, конечно, есть и на солнце, но здесь, мне кажется, уместнее, дискуссия разных мнений, чем протоколирование недостатков, потому что это предполагало бы превосходство комментатора над автором, для чего нет оснований. -Пожелание автору - продолжать и продолжать и продолжать жить и изучать мир Бродского и приглашать всех, кому дорог русский язык и окно в мир, которое он открывает. А в порядке комментария, я бы отметил следующее: К словам автора: "Заключительная строфа стихотворения, начинающаяся словами «Ты лучше, чем Ничто», заставляет вспомнить II строфу, в которой дважды повторенное отрицательное местоимение «ничто» сопоставляется с «днями» – «дни для нас – ничто»", я бы привел, похоже, читанное Бродским у Гегеля: "Бытие…есть на деле ничто и не более и не менее, как ничто… Мы проводим различие между нечто и ничто. Следовательно, выражение "созерцать или мыслить ничто" что-то означает. Мы проводим различие между нечто и ничто; таким образом, ничто есть (существует) в нашем созерцании или мышлении; или вернее, оно само пустое созерцание и мышление; и оно есть то же пустое созерцание или мышление, что и чистое бытие. Ничто есть, стало быть, то же определение, или вернее, то же отсутствие определений и, значит, вообще то же, что и чистое бытие." (Гегель, Наука логики, том 1, стр 140, изд. АН СССР, Москва, 1970.) Возникает ощущение, что поэт сообщает читателю, что и стихотворение само – поэтическое оживление процитированного положения Гегеля, опубликованного в таком виде за два года до создания стихотворения. Да, сначала, бабочка, как дни, которые "… для нас ничто. Всего лишь ничто." (Стр II), а в завершении оказывается, что она: "…лучше, чем Ничто" (Стр XIV). Объект, называемый с прописной буквы сначала, становится объектом с заглавной буквы – Ничто. И бабочка, которая, как всякая божья тварь, могла бы быть в родстве с творцом – "каждой божьей твари, жива, мертва ли, дарован голос для общенья пенья..", т.е. для общения с творцом и воспевания его, но залога такого родства не получила. Зато она ближе к Ничто (с заглавной буквы): "Внутри же на все сто ты родственна ему." (Стр XIV) И даже двойное использование Гегелем наречия "верней" в этом коротком соображении (в смысле, нашими переводчиками 1970 года ) оживает тоже дважды в Бабочке : "Дни они, как ты; верней, что может весить уменьшенный раз в десять один из дней?" (Стр II) и "Ты лучше, чем Ничто. Верней: ты ближе и зримее.." (Стр XIV). Бродский начинает со своего смущенья перед пустотой безвременности ("меня смущает вычесть одно из двух количеств в пределах дня" (Стр I). А заканчивает выражением уважения достоинству, несмотря на бесплотность и на беззвучность бабочки, лишь легко преграждающей ему контакт с объектом, звучащем для поэта с заглавной буквы – с Ничто, потому что в её полете Ничто достигло плоти! (Стр XIV). Бездонная Марианская впадина глубины взгляда на мир с вершины Гегеля и из бесконечности космоса своей личности и предстоящей судьбы. До 1996. И после него. Судьбы, которая тогда еще, в 1972г., ему была не совсем известна ("Так делает перо… не зная про судьбу своей строки,..доверясь толчкам руки, в чьих пальцах бьется речь вполне немая.."(Стр XI).