Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428000
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428000, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
+7 (8352) 222-490
RU
428000
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Lipovane: istoricheskaia spravka i geografiia rasseleniia

Proceeding
International Research-to-practice conference «Education and science in the modern context»
Creative commons logo
Published in:
International Research-to-practice conference «Education and science in the modern context»
Author:
Teliatnikova E. A. 1
Work direction:
История и политология
Rating:
Article accesses:
1744
Published in:
eLibrary.ru
1 FSBEI of HE "Russian Academy of Music named after Gnesiny"
For citation:
Teliatnikova E. A. (2020). Lipovane: istoricheskaia spravka i geografiia rasseleniia. Education and science in the modern context, 16-24. Чебоксары: SCC "Interactive plus", LLC.

  • Metadata
  • Full text
  • Metrics

Abstract

Ареалы островной культуры, вырванные из контекста своей корневой традиции, всегда представляли большой интерес для фольклористики. С точки зрения взаимного воздействия друг на друга различных культур и этносов островные ареалы – это настоящая находка для исследователей самых различных научных сфер, начиная от лингвистов и заканчивая антропологами и историками. Выбирая предметом рассмотрения традицию, оказавшуюся в чуждой этноконфессиональной среде, исследователи имеют уникальную возможность для более глубокого изучения сразу нескольких культур, взаимодействующих между собой. К таковым можно отнести многочисленные группы русских староверов, переживших вынужденную эмиграцию во второй половине XVII века и осевших на четырёх континентах (Северная и Южная Америка, Австралия, страны Европы) и более чем в десяти странах мира. Наиболее знамениты среди обывателей такие зарубежные старообрядческие коммуны, как духоборы и молокане, которые, пережив ряд переселений, осели в Канаде и США. В статье дается историческая справка и рассматривается география расселения по миру старообрядческих общин липован. Липованами называют старообрядцев, бежавших из России после раскола православной церкви в XVII в. На данный момент липованские анклавы рассредоточены на территориях Румынии, Молдавии, Буковины и в южных областях Украины.

References

  1. 1. Вилково: как в Украинской Венеции люди живут в единении с природой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uc.od.ua/news/region/1202886 (дата обращения: 04.04.2020).
  2. 2. Гаврюшина Л.К. Старообрядческие сёла Румынии: жизнь поколений и судьба традиций / Л.К. Гаврюшина // Славянский мир в третьем тысячелетии. – 2018. – №3–4. – Вып. 13.
  3. 3. Липинская В.А. Этнонимы и конфессионимы русского населения в Румынии / В.А. Липинская // Этнографическое обозрение. – 1998. – №5.
  4. 4. Липинская В.А. Названия селений в Румынии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/189–1-0–249 (дата обращения: 11.04.2020).
  5. 5. Липранди И.П. Некоторые сведения о правом береге Дуная, собранные в 1826 году. – СПб.: Тип. Ген. Штаба, 1827.
  6. 6. Пригарин А.А. «Народные предания» и «историография»: уровни исторического (со)знания липован / А.А. Пригарин. – М.: ШАГИ/STEPS. – 2016. – Т. 2. – №4. – С. 133.
  7. 7. Мельников П.И. Текст очерков и подстрочные примечания / П.И. Мельников (Андрей Печерский) // Собрание сочинений в 8 т. – М.: Правда. – Т. 7. – 1976.
  8. 8. Москетти-Соколова А.А. Историко-культурные связи казаков-некрасовцев и липован / А.А. Москетти-Соколова // Казаки-некрасовцы: сборник материалов из архивов Новокумского филиала музея изобразительных искусств. – Ставрополь. – 2009. – С. 150–171.
  9. 9. Паунова Е.В. Легенды астраханских липован / Е.В. Паунова // Фольклор и постфольклор: структура, топология, семиотика: Живая старина. – 1998. – №2. – С. 41–48.
  10. 10. Петров В.О. История липован, как особой ветви старообрядчества / В.О. Петров, О.А. Иванова // Вестник музыкальной науки. – 2017. – №4 (18) – С. 81–89.
  11. 11. Плотникова А.А. Русские старообрядческие села в Румынии: архаика и заимствования в народной культуре / А.А. Плотникова // Славяноведение. – 2007. – №1. – С. 68.
  12. 12. Плотникова А.А. Славянские островные ареалы: архаика и инновации / А.А. Плотникова; отв. ред. С.М. Толстая. – М.: ИСл РАН, 2016. – 320 с.
  13. 13. Пригарин А.А. Русские старообрядцы на Дунае: формирование этноконфессиональной общности в конце XVIII – первой половине XIX вв. / А.А. Пригарин. – Одесса-Измаил-М.: СМИЛ-Археодоксия, 2010. – 528 с.
  14. 14. Катунский А.Е. Направление и толки в старообрядчестве / А.Е. Катунский. – М., 1972.
  15. 15. Арсланова Е.В. Обряды жизненного цикла старообрядцев-липован Астраханской области / Е.В. Арсланова. – Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2010.
  16. 16. Максим М.А. Обряд Свадьбы-похорон в русском и румынском фольклоре / М.А. Максим // Вестник литературных известий РУДН. – 2011. – №2.
  17. 17. Самаренко В.П. Предисловие / В.П. Самаренко, М.А. Этингер // Русские народные песни Астраханской области. – М.: Советский композитор, 1978.
  18. 18. Ярешко А.С. Песни астраханских «липован» / А.С. Ярешко. – М.: Композитор, 2007.

Comments(0)

When adding a comment stipulate:
  • the relevance of the published material;
  • general estimation (originality and relevance of the topic, completeness, depth, comprehensiveness of topic disclosure, consistency, coherence, evidence, structural ordering, nature and the accuracy of the examples, illustrative material, the credibility of the conclusions;
  • disadvantages, shortcomings;
  • questions and wishes to author.