List of publications on a keyword: «химическое образование»
Естественные науки (физические и химические науки)
MBOU "SOSh 45" , Чувашская Республика - Чувашия
«Использование цифровых симуляторов и виртуальных лабораторий на уроках химии при изучении токсичных или взрывоопасных веществ»
В статье исследуется проблема обеспечения безопасности учебного эксперимента при изучении органической химии в школе. Представлен многолетний опыт применения цифровых симуляторов и виртуальных лабораторий для моделирования химических реакций с токсичными и взрывоопасными веществами. Подробно описаны методические приемы интеграции цифровых ресурсов на примере платформ PhET Interactive Simulations и «Виртуальная лаборатория» МЭШ. Приведены конкретные примеры заданий для учащихся 10 классов по темам «Алкены», «Карбонильные соединения» и «Спирты». Проведенный анализ результатов внедрения показал повышение учебной мотивации на 25% и качества усвоения материала на 27% по сравнению с традиционными методами обучения. Разработаны практические рекомендации по организации учебного процесса с использованием виртуальных лабораторий.
Педагогика
MBEI «School №86 with advanced study of individual subjects» , Татарстан Респ
«Функциональная грамотность на уроках химии: ключевые навыки и практики для достижения целостного развития»
Статья посвящена проблеме формирования функциональной грамотности в контексте школьного курса химии. В работе раскрываются ключевые компоненты функциональной грамотности применительно к химии: читательская, естественнонаучная, математическая, финансовая и общественная грамотность, а также глобальные компетенции. Для каждого компонента предложены конкретные практические задания и педагогические приемы, позволяющие трансформировать традиционный урок в инструмент целостного развития личности. Делается вывод о том, что формирование функциональной грамотности требует изменения философии преподавания перехода от передачи знаний к развитию умения их осознанного применения.
Nikolai A. Riapisov , doctor of economic sciences, associate professor
FSBEI of HE "Novosibirsk State Pedagogical University" , Новосибирская обл
«Individualizatsiia professional'nogo razvitiia uchitelia khimii v usloviiakh nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniia pedagogov»
Задача становления и развития профессионального мастерства учителей решается в современной российской образовательной сфере в аспекте реализации идеи индивидуализации этих процессов. В качестве основного формата подобной индивидуализации органами управления образованием и профессиональным сообществом предложен индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) педагога, встроенный в единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, разработанную в 2020 году. Внедрение ИОМ в образовательную практику обостряет проблему индивидуальных профессиональных запросов педагогов на непрерывное профессиональное развитие в условиях крайне формализованных требований системы управления образованием к процессу, структуре и содержанию ИОМ педагога. Исследование основывается на рефлексивном анализе отечественных публикаций, характеризующих необходимость и возможности использования ИОМ в сфере образования, а также опросов учителей и руководителей образовательных организаций, использующих механизм ИОМ в процессах профессионального развития педагогических кадров. Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод о необходимости оптимизации механизмов индивидуального профессионального развития учителей на основе методологии бесшовного образования, формирования субъектности педагога в процессе становления и развития его аутопсихологической компетентности, использования возможностей профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций, методических объединений и т. д.), в том числе в области химического образования.
Общая педагогика
Elena A. Tikhonova
Химический институт им. А.М. Бутлерова ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» , Татарстан Респ
«Роль учителя как наставника для студентов-бакалавров и студентов-магистрантов при работе с одаренными детьми»
История и политология (археология, этнография, этнология и антропология, историография и др.)
Lomonosov Moscow State University , Москва г
«О периодизации истории советского университетского химического образования»
Рассмотрены некоторые проблемы периодизации истории университетского химического образования в развитии советской высшей школы. В исследовании использовались следующие научные методы: сбора исторической информации; систематизации новых фактов и явлений; анализа полученных результатов. Основные итоги проведенного исследования: автор рассмотрел университетское химическое образование как относительно самостоятельный сегмент отечественной высшей школы; предложил свою периодизацию истории советской университетской химии; показал роль комплексного подхода для анализа сложного процесса развития химических факультетов в образовательной среде университетов РСФСР.

