List of publications on a keyword: «Ленин»
История
FSPEI of HE "Volgograd Academy of the Russian Internal Affairs Ministry" , Волгоградская обл
«Karat' vnushitel'no vsiakii kapitalizm" - tsel' leninskoi mnimo "novoi ekonomicheskoi politiki»
В статье, базирующейся на идиографическом пути познания, через анализ ленинских работ и принимавшиеся решения отрицается суждение о так называемой «новой экономической политике», якобы предполагавшей возвращение к частной собственности и товарно-денежным отношениям. Делается вывод, что то и другое было ликвидировано в период 1921–1939 гг., ставших хронологическими рамками НЭПа.
FSBEI of HE "Plekhanov Russian University of Economics" , Москва г
«Kontseptual'nye podkhody k analizu politicheskikh repressii v SSSR vtoroi poloviny 1930-kh godov»
В работе проведен историографический обзор основных концепций политических репрессий в СССР второй половины 1930-х гг. Рассмотрены работы историков, публицистов, писателей либерального и патриотического направления. Либеральный подход отличается стремлением исследователей обосновать теорию «личной вины» И.В. Сталина и его соратников и концентрируется вокруг концепции «государственного антисемитизма». В либеральном подходе обосновывается теория мифологизации заговоров «сталинистами» и тотальная провокация заговоров с целью получения абсолютной власти в партии и государстве. Патриотический подход направлен на обоснование теории «необходимой защиты» СССР от внутренних и внешних врагов и сосредоточен на исследовании внутрипартийной борьбы двух элит: «ленинской гвардии» и «сталинcкой гвардии». C точки зрения представителей либерального подхода основными факторами политических репрессий стали: «антиеврейская чистка» партии и государственных структур, попытка ассимиляции еврейского населения, «подрыв еврейской идентичности», сталинская «патриотизация власти», возрождение традиций «национального великодержавия» и «русоцентризма». С точки зрения представителей патриотического подхода определяющими факторами политических репрессий явились: борьба «сталинской гвардии» с «еврейскими большевиками», антисионистская и антимасонская политика сталинистов, попытки «ленинской гвардии» (троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев, тухачевцев) совершить государственный переворот и уничтожить группировку И.В. Сталина. В патриотическом подходе утверждается: заговоры против И.В. Сталина и его соратников, несомненно, существовали; репрессии были первоначально спровоцированы заговорщической деятельностью троцкистов и зиновьевцев, а затем группировками региональных партийных руководителей и военных заговорщиков. В общем виде в патриотической литературе прослеживается историографическая концепция о диалектическом переходе «интернациональной революции Ленина – Троцкого» в «национальную революцию Сталина», революционного террора в контрреволюционный террор. Диалектический переход противоположностей оказывается исторически неизбежным феноменом: от революционного уничтожения русской элиты, от геноцида русского духовенства, дворянства, казачества к контрреволюционному уничтожению элиты «малого народа», от диктатуры «еврейского большевизма» к диктатуре «русского большевизма», от иудео-масонского – «троцкистско-зиновьевского» и «бухаринского» проектов ликвидации исторической России к «русскому возрождению». В заключение автор полагает, что потаенная сущность феноменологии репрессий обнаруживается в исследовании динамики русско-еврейских отношений, в изучении «еврейского вопроса» и «русского вопроса» периода репрессивной политики.
История и политология
FSBEI of HE "Mari State University" , Марий Эл Респ
«Razvitie pechatnogo dela v Mariiskoi ASSR v gody Velikoi Otechestvennoi voiny»
История и обществознание
Nadezhda A. Dolgusheva , degree-seeking student
MBOU DO "Dom detskogo tvorchestva" , Ямало-Ненецкий АО
«Blokada Leningrada. Fenomen vyzhivaniia»
В преддверии великой даты, годовщины победы в Великой Отечественной войне, интерес человечества к тем далеким событиям возрастает вновь. Много великих подвигов было совершено советскими людьми в тяжелейших условиях. Примером стойкости, храбрости, силы духа и патриотизма может служить для нас феномен выживания в условиях блокады Ленинграда. В исследовательской работе проанализировано много литературных и Интернет-источников, архивных документов. При помощи методов эмпирического и экспериментально-теоретического уровня выявлены причины выживания в условиях отсутствия элементарного питания, тепла, медикаментов в состоянии постоянного страха.
Парадигмы современной науки
High School of Foreign Languages of Humanities Institute FSAEI of HE “Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University” , Санкт-Петербург г
Valentin E. Zhigadlo , doctor of engineering sciences
ANPO of HPE "Smolny Institute of RAS" , Санкт-Петербург г
«Ispol'zovanie elektronnykh nauchnykh bibliotek v sovremennom obrazovatel'nom protsesse v vuze»
The monograph is devoted to practical issues of electronic research libraries use in the educational process as an important interaction tool that provides substantial support to different categories of users, in particular, scientists, researchers, students and people using reliable materials in their professional activities, as well as their development as one from the most effective ways of preserving the cultural and scientific heritage. Particular attention is paid to characterizing the possibility of using scientific electronic libraries in the processes of bibliography and bibliographic services by researchers. The authors considered the most key areas of electronic libraries application, as well as the main issues related to their use.
Биологические науки (биофизика, молекулярная биология, ботаника, зоология, экология, почвоведение и др.)
Санкт-Петербургский филиал ФГБУН «Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН» , Санкт-Петербург г
«Этапы становления молекулярной генетики в СССР»
В статье автор выделяет три периода возрождения генетики в СССР после того, как окончился период лысенковщины и генетика перестала считаться «лженаукой». Все они неразрывно связаны с историей становления отечественной молекулярной биологии. Первый из них относится ещё к хрущевскому времени и ведет свой отсчет с середины 1950-х гг. Второй период – бурное развитие генетики после Октябрьского Пленума ЦК КПСС в 1964 г., отстранившего Н.С. Хрущева от власти, после чего влияние Лысенко рухнуло окончательно. Третий период – 1970–1980-е годы. В статье на основе архивных и опубликованных данных разбираются отличительные черты этих периодов и динамика становления соответствующих научных и учебных учреждений.
Исторические науки
Liubov N. Kharchenko
Rostov State Transport University , Ростовская обл
«Клименко Николай Давыдович – ветеран Великой Отечественной войны»
Rushan A. Saberov
FSBEI of HE "Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University" , Нижегородская обл
«To the question of fishery and agricultural development of Evlashki village in Vorotynsk district, Gorky region according to the materials of the periodical press»
Экономическая теория
FSBEI of HE "Bunin Yelets State University" , Липецкая обл
«Цивилизационные основы расширенного мирового порядка человеческого сотрудничества по Ф.А. Хайеку»
В данной статье характеризуются две диаметрально противоположные концепции современного экономического развития, предложенные Кейнсом и Хайеком. Автором высказывается предположение, что теория расширенного мирового порядка человеческого сотрудничества Хайека более отвечает разнообразным глобальным вызовам современности. Поясняется позиция автора статьи по вопросу о споре Кейнса и Хайека.
История и политология (археология, этнография, этнология и антропология, историография и др.)
FSBEI of HE "Penza State University" , Пензенская обл
«Опыт и уроки советской печати («Правда» о блокаде Ленинграда)»
Federal State Educational Budget-Financed Institution of Higher Vocational Education The Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications , Санкт-Петербург г
«Исторический опыт школьной реформы в Ленинграде в 1944 г. и его современное значение»
На основе опубликованных документов и архивных сведений автор прослеживает динамику учебно-воспитательного процесса в Ленинграде в 1944 г. Делается вывод о том, что даже в условиях сталинского режима и боевых действий педагоги страны профессионально оценивали вопросы обучения и воспитания школьников и принимали меры к повышению эффективности учебного и воспитательного процесса. По мнению автора, минувший опыт очень ценен в современных условиях.
Парадигмы современной науки (различные направления)
Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) , Владимирская обл
«Ленинская страховая программа: воплощение в СССР»
История
Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs , Владимирская обл