Список публикаций по ключевому слову: «Ленин»
История
ФГКОУ ВО «Волгоградская академия МВД России» , Волгоградская обл
««Карать внушительно всякий капитализм» – цель ленинской мнимо «новой экономической политики»»
В статье, базирующейся на идиографическом пути познания, через анализ ленинских работ и принимавшиеся решения отрицается суждение о так называемой «новой экономической политике», якобы предполагавшей возвращение к частной собственности и товарно-денежным отношениям. Делается вывод, что то и другое было ликвидировано в период 1921–1939 гг., ставших хронологическими рамками НЭПа.
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» , Москва г
«Концептуальные подходы к анализу политических репрессий в СССР второй половины 1930-х годов»
В работе проведен историографический обзор основных концепций политических репрессий в СССР второй половины 1930-х гг. Рассмотрены работы историков, публицистов, писателей либерального и патриотического направления. Либеральный подход отличается стремлением исследователей обосновать теорию «личной вины» И.В. Сталина и его соратников и концентрируется вокруг концепции «государственного антисемитизма». В либеральном подходе обосновывается теория мифологизации заговоров «сталинистами» и тотальная провокация заговоров с целью получения абсолютной власти в партии и государстве. Патриотический подход направлен на обоснование теории «необходимой защиты» СССР от внутренних и внешних врагов и сосредоточен на исследовании внутрипартийной борьбы двух элит: «ленинской гвардии» и «сталинcкой гвардии». C точки зрения представителей либерального подхода основными факторами политических репрессий стали: «антиеврейская чистка» партии и государственных структур, попытка ассимиляции еврейского населения, «подрыв еврейской идентичности», сталинская «патриотизация власти», возрождение традиций «национального великодержавия» и «русоцентризма». С точки зрения представителей патриотического подхода определяющими факторами политических репрессий явились: борьба «сталинской гвардии» с «еврейскими большевиками», антисионистская и антимасонская политика сталинистов, попытки «ленинской гвардии» (троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев, тухачевцев) совершить государственный переворот и уничтожить группировку И.В. Сталина. В патриотическом подходе утверждается: заговоры против И.В. Сталина и его соратников, несомненно, существовали; репрессии были первоначально спровоцированы заговорщической деятельностью троцкистов и зиновьевцев, а затем группировками региональных партийных руководителей и военных заговорщиков. В общем виде в патриотической литературе прослеживается историографическая концепция о диалектическом переходе «интернациональной революции Ленина – Троцкого» в «национальную революцию Сталина», революционного террора в контрреволюционный террор. Диалектический переход противоположностей оказывается исторически неизбежным феноменом: от революционного уничтожения русской элиты, от геноцида русского духовенства, дворянства, казачества к контрреволюционному уничтожению элиты «малого народа», от диктатуры «еврейского большевизма» к диктатуре «русского большевизма», от иудео-масонского – «троцкистско-зиновьевского» и «бухаринского» проектов ликвидации исторической России к «русскому возрождению». В заключение автор полагает, что потаенная сущность феноменологии репрессий обнаруживается в исследовании динамики русско-еврейских отношений, в изучении «еврейского вопроса» и «русского вопроса» периода репрессивной политики.
История и политология
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» , Марий Эл Респ
«Развитие печатного дела в Марийской АССР в годы Великой Отечественной войны»
История и обществознание
Долгушева Надежда Анатольевна , соискатель , методист, педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Дом детского творчества» , Ямало-Ненецкий АО
«Блокада Ленинграда. Феномен выживания»
В преддверии великой даты, годовщины победы в Великой Отечественной войне, интерес человечества к тем далеким событиям возрастает вновь. Много великих подвигов было совершено советскими людьми в тяжелейших условиях. Примером стойкости, храбрости, силы духа и патриотизма может служить для нас феномен выживания в условиях блокады Ленинграда. В исследовательской работе проанализировано много литературных и Интернет-источников, архивных документов. При помощи методов эмпирического и экспериментально-теоретического уровня выявлены причины выживания в условиях отсутствия элементарного питания, тепла, медикаментов в состоянии постоянного страха.
Парадигмы современной науки
Высшая школа иностранных языков Гуманитарного института ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» , Санкт-Петербург г
Жигадло Валентин Эдуардович , д-р техн. наук , профессор
АНО ВО «Смольный институт РАО» , Санкт-Петербург г
«Использование электронных научных библиотек в современном образовательном процессе в вузе»
Монография посвящена практическим вопросам использования электронных научно-исследовательских библиотек в образовательном процессе как важнейшего инструмента взаимодействия, оказывающего существенную поддержку разным категориям пользователей, в частности ученым, исследователям, студентам и людям, использующих достоверные материалы в своей профессиональной деятельности, а также их развитию как одного из наиболее эффективных способов сохранения культурного и научного достояния. Особое внимание уделяется характеризации возможности использования научных электронных библиотек в процессах библиографирования и библиографического обслуживания исследователями. Авторы рассмотрели наиболее ключевые области применения электронных библиотек, а также основные вопросы, связанные с их использованием.
Биологические науки (биофизика, молекулярная биология, ботаника, зоология, экология, почвоведение и др.)
Санкт-Петербургский филиал ФГБУН «Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН» , Санкт-Петербург г
«Этапы становления молекулярной генетики в СССР»
В статье автор выделяет три периода возрождения генетики в СССР после того, как окончился период лысенковщины и генетика перестала считаться «лженаукой». Все они неразрывно связаны с историей становления отечественной молекулярной биологии. Первый из них относится ещё к хрущевскому времени и ведет свой отсчет с середины 1950-х гг. Второй период – бурное развитие генетики после Октябрьского Пленума ЦК КПСС в 1964 г., отстранившего Н.С. Хрущева от власти, после чего влияние Лысенко рухнуло окончательно. Третий период – 1970–1980-е годы. В статье на основе архивных и опубликованных данных разбираются отличительные черты этих периодов и динамика становления соответствующих научных и учебных учреждений.
Исторические науки
Харченко Любовь Николаевна , профессор
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения» , Ростовская обл
«Клименко Николай Давыдович – ветеран Великой Отечественной войны»
Саберов Рушан Анвярович , старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» , Нижегородская обл
«К вопросу о развитии промыслов и сельского хозяйства жителей села Елвашки Воротынского района Горьковской области по материалам периодической печати»
Экономическая теория
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» , Липецкая обл
«Цивилизационные основы расширенного мирового порядка человеческого сотрудничества по Ф.А. Хайеку»
В данной статье характеризуются две диаметрально противоположные концепции современного экономического развития, предложенные Кейнсом и Хайеком. Автором высказывается предположение, что теория расширенного мирового порядка человеческого сотрудничества Хайека более отвечает разнообразным глобальным вызовам современности. Поясняется позиция автора статьи по вопросу о споре Кейнса и Хайека.
История и политология (археология, этнография, этнология и антропология, историография и др.)
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» , Пензенская обл
«Опыт и уроки советской печати («Правда» о блокаде Ленинграда)»
ФГОБУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича» , Санкт-Петербург г
«Исторический опыт школьной реформы в Ленинграде в 1944 г. и его современное значение»
На основе опубликованных документов и архивных сведений автор прослеживает динамику учебно-воспитательного процесса в Ленинграде в 1944 г. Делается вывод о том, что даже в условиях сталинского режима и боевых действий педагоги страны профессионально оценивали вопросы обучения и воспитания школьников и принимали меры к повышению эффективности учебного и воспитательного процесса. По мнению автора, минувший опыт очень ценен в современных условиях.
Парадигмы современной науки (различные направления)
Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) , Владимирская обл
«Ленинская страховая программа: воплощение в СССР»
История
ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых» , Владимирская обл