Обучение и воспитание с учетом гендерных различий школьников в раздельно параллельных классах
Тезисы доклада на конференцию


- Опубликовано в:
- Всероссийская научно-практическая конференция «Научные исследования и современное образование»
- Авторы:
- Зотова В.Б. 1 , Кузьмина М.И. 1
- Рубрика:
- Педагогика
- Рейтинг:
- Статья просмотрена:
- 291 раз
- Размещено в:
- eLibrary.ru
1 МОБУ «Тулагинская СОШ им. П.И. Кочнева»
- ГОСТ
Для цитирования:
Зотова В. Б. Обучение и воспитание с учетом гендерных различий школьников в раздельно параллельных классах: сборник трудов конференции. / В. Б. Зотова, М. И. Кузьмина // Научные исследования и современное образование : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 мая 2024 г.) / редкол.: В. И. Кожанов [и др.] – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2024. – С. 61-72. – ISBN 978-5-6051833-3-4.
- Полный текст
- Метрики
Аннотация
Авторы поднимают вопрос «Почему мальчики», в большинстве случаев, «отстают» от девочек и в развитии, и в обучении?» и стремятся найти его решение. Реальная образовательная практика характеризуется ориентацией учителя на среднего ученика, что делает невозможным учет его психофизиологических особенностей. Например, в условиях смешанного (гетерогенного) класса половозрастные особенности мальчиков и девочек сложно брать во внимание. Выбранные учителями типовые программы и стратегии их реализации не отвечают требованиям психофизиологических особенностей развития учащихся разного пола. Известно, что в младшем школьном возрасте происходит интенсивное формирование когнитивной, эмоциональной и мотивационной сфер мальчиков и девочек, соответственно именно в работе с учащимися данного возраста необходим учет их половозрастных особенностей. В связи с этим авторы рассматривают личностно ориентированное обучение, которое дает возможность организовать учебный процесс таким образом, чтобы учитывалось то, что интересы и возможности учащихся разного пола могут оказаться диаметрально противоположными. В статье говорится об особенностях обучения в раздельно параллельных классах с учетом гендерных особенностей обучающихся.
Ключевые слова
Список литературы
- 1. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – 2-е изд., междунар. – СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2001. – 318 с.
- 2. Васильева Л.В. Гендерно ориентированный подход к обучению и воспитанию в российской педагогике 60-х годов XIX века: монография / Л.В. Васильева. – Пятигорск: РИА-КМВ, 2019. – 187 с. EDN ZEOJKZ
- 3. Гендерная педагогика и психология: учебное пособие / под ред. О.И. Ключко. – Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2005. – 153 с.
- 4. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: уч. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050703.65. Дошкольная педагогика и психология / Л.В. Градусова. – М.: Флинта; Наука, 2011. – 173 с.
- 5. Гутиева М.Т. Национальные сказки как элемент ментального развития первоклассников во внеурочной деятельности / М.Т. Гутиева, Н.О. Блейх // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2023. – №2 (89). – С. 11–16. DOI 10.51904/2306-8329_2023_89_2_11. EDN DXPCRE
- 6. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, школьным психологам / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 184 с.
- 7. Зауторова Э.В. Изучение нравственных качеств личности дошкольников через общение со сверстниками в условиях образовательной организации / Э.В. Зауторова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2024. – №1 (93). – С. 47–53. DOI 10.51904/2306-8329_2024_93_1_47. EDN NQRNEO
- 8. Календжян А.М. Вопрос готовности к обучению детей дошкольного возраста в школе с учетом гендерного подхода / А.М. Календжян // Проблемы педагогики. – 2020. – №5 (50). – С. 6–8. EDN EMNIVG
- 9. Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек / И.Я. Каплунович // Педагогика. – 2001. – №10. – С. 30–35.
- 10. Клецина И.С. Гендерная социализация: учеб. пособие / И.С. Клецина. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 92 с. EDN QOHBKL
- 11. Кон И.С. Мальчик – отец мужчины / И.С. Кон. – М.: Время, 2009. – 702 с. EDN QUIBHH
- 12. Коршун О.В. Гендерный подход в обучении и гендерная компетентность педагога / О.В. Коршун // Преемственность в образовании. – 2018. – №17 (4). – С. 380–384. EDN XTFAJF
- 13. Кузьмина Т.Д. Гендерный подход в современной школе / Т.Д. Кузьмина // Вопросы педагогики. – 2018. – №6–1. – С. 111–113. EDN XRSZKX
- 14. Курапова В.С. Сущность и специфика гендерного подхода в обучении / В.С. Курапова // Аллея науки. – 2020. – Т. 2. №11 (50). – С. 642–645. EDN UWBWJI
- 15. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М.: Московский университет, 1973. – 374 с.
- 16. Новикова Г.П. Проблема преемственности и психологические трудности перехода с дошкольной ступени образования на школьную (в системе непрерывного образования) / Г.П. Новикова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2021. – №3 (78). – С. 33–43. DOI 10.51904/2306-8329_2021_78_3_33. EDN NQRNQN
- 17. Особенности гендерного воспитания в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/09/15/osobennosti-gendernogo-vospitaniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 28.04.2024).
- 18. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности: учеб. пособие к спецсеминару / Л.В. Попова. – М., 1996. – 42 с.
- 19. Прохорова С.Ю. Развитие социально-эмоциональных навыков младшего школьника на предметном материале: концептуальные основы / С.Ю. Прохорова, М.И. Долгова, Е.В. Сидорова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2021. – №4 (79). – С. 64–68. DOI 10.51904/2306-8329_2021_79_4_64. EDN KPREQP
- 20. Смирнов К.В. Технология параллельно-раздельного обучения младших школьников как способ реализации гендерного подхода в образовании / К.В. Смирнов // Вестник педагогических наук. – 2021. – №1. – С. 182–186. EDN WAOQZG
- 21. Спрингер С. Левый мозг, правый мозг: Асимметрия мозга / С. Спрингер, Г. Дейч. – М.: Мир, 1983. – 256 с.
- 22. Хризман Т.П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка / Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева, Т.Д. Лоскутова. – М.: Педагогика, 1991. – 231 с.
- 23. Слобожанинова Е.В. Гендерная педагогика. Вопросы раздельного обучения мальчиков и девочек / Е.В. Слобожанинова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/07/30/gendernaya-pedagogika-voprosy-razdelnogo-obucheniya (дата обращения: 13.05.2024).
Комментарии(0)