Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428005, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
8-800-775-0902
+7 (8352) 222-490
RU
428005
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Кочевой лагерь как пример поиска оптимального варианта


Дискуссионная площадка

Дата публикации:
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Статья опубликована в IX Международной научно-практической конференции
"Научные исследования: от теории к практике"

Библиографическое описание
Слепцов Ю. А. Кочевой лагерь как пример поиска оптимального варианта [Текст] / Ю. А. Слепцов // Научные исследования: от теории к практике : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 10 июля 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (9). — С. 127–130. — ISSN 2413-3957.
Просмотров всего: 29
  • 24HTML просмотр
  • 5PDF скачано
  • 29Всего

КОЧЕВОЙ ЛАГЕРЬ КАК ПРИМЕР ПОИСКА ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА


лаборант-исследователь
ФГБУН Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН
Саха /Якутия/ Респ

Аннотация: в данной статье рассматривается работа кочевого лагеря для детей коренных малочисленных народов Севера по обучению родному языку и культуре. Подобный опыт работы можно применить ко всем народам, ведущим кочевой образ жизни, что послужит отправной точкой поиска новых форм образования для коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Ключевые слова: этнопедагогика, язык, проблема, эвены, дети кочевой, лагерь.



В эпоху растущей глобализации, связанный с ним интенсивное промышленное освоение Севера, сохранение уникальной культуры и родного языка среди коренных малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока является одной из актуальных проблем современности.

Как показывает статистика, у народов Севера с каждым годом число знающих свою культуру и разговаривающих на своем родном языке становится меньше. Из них эвены в большинстве владеющих в совершенстве родным языком являются люди преклонного возраста. Молодое же поколение не знает или плохо знает свой родной язык.

По итогам всероссийской переписи населения 2002 г. численность эвенов составляет всего 19071 чел., из них городское население 6116 чел. [3, c. 12]. Показатели владения родным языком указывают, что из 18642 чел., владеют родным языком всего 6080 чел., т.е. 32,6%, из них, городское население из 5831 владеют 1379 чел., т. е. 23,6%, сельского – 12811 чел. владеют 4701 чел., т. е. 36,7% [2, c. 24].

Данные предыдущей переписи населения показывают, что ежегодно сокращается число людей, владеющих родным языком своей национальности, например, эвены в 1970 г. – 41,7%, в 1979 г. – 44,1%, в 1989 г. – 34,7%, в 2002 г. – 28%.

Снижение количества людей, знающих родной язык, наблюдается и у других малочисленных народов Севера, проживающих в Якутии – это долгане, эвенки, чукчи, юкагиры.

Как показывают статистические данные, сохранение национального языка возможно только в местах компактного проживания малочисленных народов Севера. Проживающие в городах представители малочисленных народов Севера под влиянием урбанизации постепенно теряют не только родной язык, но и культуру своего народа.

Одной из причин сокращения носителей своего родного языка явилось то, что национальный язык не применяется в обиходе – повседневной жизни. Существенное изменение во второй половине 1950-х годов традиционной системы социализации и передачи знаний стало одним из главных причин сокращения носителей своего родного языка. Применение основной формы школьного обучения стало школы-интернаты. Независимо от воли родителей дети стали обучаться в интернатах. Большинство взрослых разговаривало детьми во время обучения по-русски, а в некоторые периоды времени общаться на родном языке запрещалось даже детям между собой [3, с. 4].

На данный момент некоторые родители считают русский язык наиболее предпочтительным для дальнейшего развития своего ребенка, вследствие чего родной язык остается на втором плане, а впоследствии «забывается», такая тенденция наблюдается и у якутов.

Отказ от национального этнонима в пользу более крупных народов явно таит в себе угрозу разрыва со своей культурой, вырабатываемой продолжительное время усилиями большого числа интеллектуалов [5, c. 116].

В целях привлечения детей эвенов к ознакомлению с культурой и обучение родному языку, мною в 2000 г., был создан кочевой лагерь, в котором дети изучали родной язык на местах кочевий предков. Освоение ребенком родного языка оказывает на него благоприятное влияние: с его помощью он познает мир, приобщается к национальной культуре, через него ощущает себя представителем той или иной нации.

Родной язык формирует в нем сопричастность к истории своего народа, гордость за своих предков, определяет общее развитие ребенка [4, с. 149].

Применение кочевого лагеря для обучения эвенского языка явилось одним из применений педагогической инноватики в области образования родного языка.

Под педагогической инновацией понимается нововведение – целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы и вызывающие его переход из одного состояния в другое, с позитивными изменениями относительно выбранных параметров. Образование рассматривается как социально, культурно и личностно детерминированная образовательная деятельность, в процесс обновления которой включены субъекты этой деятельности [7, c. 14].

В нашем случае объектами педагогического исследования выступают изменения в образовательных процессах конкретных людей – учеников из числа эвенов.

Кочевой лагерь – очень эффективный механизм погружения и укоренения детей в родную культурную среду. Общение на родном языке, игровые занятия, изучение культуры и истории своего народа, культурно-бытовых навыков и традиций оказывает очень глубокое влияние на осознание ребенком своей этнической принадлежности [6с. 104].

Не менее важной из задач кочевого лагеря является также участие в его работе детей эвенов, которые в силу специфики жизнедеятельности, не имеют возможность вести кочевой образ жизни или отправить к родственникам в оленеводческие стада. Тем самым, кочевой лагерь сообразно выполняет роль семейного воспитателя, исходя из этой задачи в лагерь набираются дети разного возраста.

В ходе работы кочевого лагеря воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт. Собираются и систематизируются народные знания о воспитании и обучении детей, народная мудрость, отраженная в легендах, сказках, песнях, играх, национальном шитье, в семейном и общинном укладе, быте, традициях, применение всего педагогического потенциала, оказывающего влияние на процесс формирования личности.

Основным занятием было изучение родного эвенского языка, обычаев и культуры предков. Дети учились по родному языку каждый день по 1–2 часа. Во внеурочное время старались говорить на эвенском языке, например, во время приготовления пищи, работы и отдыха. Такой способ помогает детям быстро освоить слова из повседневного обихода. Кроме этого, дети учили песни и стихи, что тоже позволяло запоминать слова, понять их смысл.

Особенность детской среды состоит в многообразии межличностных отношений, в наличии возможности восстановления естественного стимулирования, сохранения и развития дружбы и любви между детьми, духовного обогащения личности национально эстетическими, этическими ценностными, привитие уважения к ним, приучения детей к систематическому труду на земле своих предков, придания смысла чувству привязанности к своей родине [1с. 167].

Организация временных детских коллективов, коим является кочевой лагерь, создает своеобразный, близкий для их участия этнопедагогический микросоциум. Благодаря этому есть возможность сохранить этнопедагогические традиции, что может противостоять полной ассимиляции и деэтнизации эвенов.

Трудностей в первые годы работы кочевого лагеря явилось малое количество печатных материалов по обычаям, обрядам, топонимике, культуре близких к момским эвенам. Исходя из этого, нами были проведены этнографические исследования по данной тематике, которые в последующем послужили выпуске изданий «По родным местам…» (топонимика Момского улуса), «Момский маршрут кочевого этноэкологического лагеря «Гарпанга», «Кочевой лагерь «Нелтэнкэ» и «Эвены Момского района Республики Саха (Якутия)».

Подобный опыт работы можно применить ко всем народам, ведущим кочевой образ жизни, что послужит отправной точкой поиска новых форм образования для коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Список литературы
  1. 1. Григорьева А.А. Теория и практика семейной этнопедагогики народа саха: Дис. … д-ра пед. наук / А.А. Григорьева. – М., 1999. – 365 с.
  2. 2. Коренные малочисленные народы Российской Федерации. – М.: ИИЦ «Статистика России», 2005. -574 с. (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.:.В 14 т. / Федер. служба гос. Статистики; Е.13).
  3. 3. Лярская Е.В. Северные интернаты и трансформация традиционной культуры: на примере ненцев Ямала: Дис. … канд. ист. наук / Е.В. Лярская. – М.:РГБ, 2003. – 309 с.
  4. 4. Портнягин И.С. Этнопедагог К.С. Чиряев: педагогические мысли, идеи, и взгляды. Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова, Ассоц. нар. педагогики Якутии. – Якутск, 2002. – 168 с.
  5. 5. Реальность этноса. Образование как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. К 80-летию Института народов Севера: Сборник статей по материалам XII Международной научно-практической конференции (Санкт Петербург; 20–21 мая 2010 г.) / Под научн. ред. И.Л. Набока: В 2-х ч. – Ч.П. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – 444 с.
  6. 6. Слепцов Ю.А. Кочевой лагерь как летняя школа по обучению родному языку малочисленных народов Севера // Наука и образование. – 2009. – №1. – 120 с.
  7. 7. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студ. высших заведений / А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2008. – 256 с.

Похожие статьи
Оставить комментарий
При добавлении комментария укажите:
  • - степень актуальности публикуемого материала;
  • - общую оценку (оригинальность и актуальность темы, полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, связность, доказательность, структурная упорядоченность, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, убедительность выводов);
  • - недостатки, недочеты;
  • - вопросы и пожелания Автору.