Исследование роли университетского образования в процессе модернизации всех сфер жизни общества, в формировании нового социокультурного пространства давно привлекает внимание ученых. Однако в перечне целого ряда солидных исследований по данной проблеме слабо представлены труды, посвященные изучению национальных университетов республик-субъектов РФ, образовавшихся в советскую эпоху.
Приближающийся юбилей Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, который был открыт в 1967 г., побуждает обратить внимание ученых на проблемы университетского образования в полиэтничных регионах страны. Так, несмотря на большое количество популярных изданий, брошюр и буклетов о ЧГУ имени И.Н. Ульянова, научной истории этого учебного заведения еще не создано.
В то же время, изучение истории отдельного вуза невозможно в отрыве от исследования общего контекста формирования и развития идеи университета как центра духовной жизни общества, обеспечивающего единство науки, просвещения и гражданского воспитания. Миссия университета не является универсальной константой: она меняется в зависимости от исторических условий, социокультурного окружения, потребностей и ожиданий общества. И, в то же время, эта миссия обладает универсальными характеристиками, заключающимися в возможности воздействия и на политические события, и на формирование культурно-образовательного пространства, и на изменение социального ландшафта общества. Большинство национальных университетов в республиках-субъектов РФ формировалось в условиях жестких требований советской системы образования. Однако, в 90-е гг. XX в. их практическая значимость вышла за пределы этих рамок. В ходе социально-экономической модернизации страны университеты стали настоящими региональными центрами аккумуляции науки и культуры. Необходимость изучения обозначенных проблем стала побудительным мотивом проведения Всероссийской научной конференции «Университетское образование в полиэтничных регионах Поволжья (к 50-летию Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова)». Она прошла 15–16 октября 2015 г., в рамках традиционных Арсентьевских чтений, посвященных памяти проректора ЧГУ, профессора Анны Васильевны Арсентьевой (1954–2007 гг.).
Поддержка данного проекта Российским гуманитарным научным фондом сделала возможным участие в конференции ученых из США, Израиля, Китая, Украины и десятка городов России (Москва, Саратов, Тюмень, Нижневартовск, Омск, Йошкар-Ола, Смоленск, Казань, Чебоксары, Ульяновск и др.).
В сборник включены статьи, посвященные роли университетов в формировании социокультурного пространства в полиэтничном обществе; проблемам педагогических технологий; традициям и новациям университетского образования; изучению личностей ученых и преподавателей высшей школы; истории отдельных университетов, факультетов, кафедр и университетских сообществ.
Сборник тематически делится на два раздела. Первый раздел «Университетское образование и формирование социокультурного пространства в полиэтничном обществе» включает в себя статьи, посвященные теоретическим и педагогическим проблемам университетского образования, истории университетов России и зарубежья, изучению отдельных представителей вузовской науки и т.д. Второй раздел «К 50-летию Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова: события, личности, традиции, перспективы» включает в себя статьи, связанные с историей ЧГУ имени И.Н. Ульянова. Особенность данного раздела в том, что авторами статей являются не только профессиональные историки, но и представители других наук, ставшие историками своих кафедр и факультетов.
Статьи в соответствующих разделах размещены по алфавиту фамилий авторов.