Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428000
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428000, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
+7 (8352) 222-490
RU
428000
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Возрастная динамика развития содержательной рефлексии у младших школьников

Proceeding
II International Research-to-practice conference «Education and science in the modern context»
Creative commons logo
Published in:
II International Research-to-practice conference «Education and science in the modern context»
Author:
Zak A. Z. 1
Work direction:
Психология
Rating:
Article accesses:
1448
Published in:
eLibrary.ru
1 FGBNU "Psikhologicheskii institut RAO"
For citation:
Zak A. Z. (2017). Возрастная динамика развития содержательной рефлексии у младших школьников. Education and science in the modern context, 150-155. Cheboksary: SCC "Interactive plus", LLC.

  • Metadata
  • Full text
  • Metrics

Abstract

В статье изложены основные характеристики формальной и содержательной познавательной рефлексии, раскрыты особенности специальной экспериментальной ситуация для исследования и диагностики видов рефлексии, представлены четыре рода поисковых задач неучебного содержания, описаны три формы содержательной рефлексии. Впервые охарактеризованы три вида возрастной динамики формирования содержательной рефлексии в период обучения детей в начальной школе. Первый вид связан с освоением исходной формы содержательной рефлексии в результате обучения в первом, втором, третьем и четвертом классах; второй вид – с освоением развитой формы содержательной рефлексии, третий вид – с освоением предельной формы содержательной рефлексии.

References

  1. 1. Аверин А.М. Психологические особенности формирования теоретических обобщений в процессе решения технических задач: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М.: Психологический институт РАО, 1979. – 22 с.
  2. 2. Андронов В.П. Психологические условия происхождения сокращенных способов выполнения действий (на материале математического сложения): Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М.: Психологический институт РАО, 1979. – 24 с.
  3. 3. Асташкина Н.А. Курс «Интеллектика» – технология развития мыслительных способностей младших школьников / Н.А. Асташкина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/03/14/kurs-intellektika-tekhnologiya.
  4. 4. Гончаров В.С. Психологические особенности связи поиска решения задач с типом мышления: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М.: Психологический институт РАО, 1981. – 23 с.
  5. 5. Гуружапов В.А. К вопросу о предметной диагностике теоретического мышления детей в развивающем обучении // Психологическая наука и образование. – 1997. – №4. – С. 103 – 107.
  6. 6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996. – 497 с.
  7. 7. Домырева Е.А. Исследование когнитивных барьеров в учебной деятельности младших школьников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Курск: Курский гос. ун-т, 2002. – 22 с.
  8. 8. Дорофеева Н.В. Психологические особенности решения текстовых математических задач учащимися третьих-пятых классов в различных условиях обучения: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М.: Психологический институт РАО, 22002. – 24 с.
  9. 9. Ермаков С.С. Диагностика уровня развития теоретического способа мышления у интеллектуально одаренных младших школьников // Психологическая наука и образование. – 2014. – №2. – С. 116–128.
  10. 10. Зак А.З. Психологические особенности рефлексии у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М.: Психологический институт РАО, 1976. – 22 с.
  11. 11. Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника. – М.: Знание, 1982. – 96 с.
  12. 12. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 212 с.
  13. 13. Зак А.З. Различия в мышлении детей. – М.: РОУ, 1992. – 182 с.
  14. 14. ЗакА.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников // Психологическая наука и образование. – 1997. – №2. – С. 35 – 42.
  15. 15. Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. – М.: Мос. Психол. соц. ун-т, 2000. – 174 с.
  16. 16. Зак А.З. Развитие логического мышления у детей М.: Аркти, 2001. – 210 с.
  17. 17. Зак А.З. Диагностика различий в мышлении младших школьников. – М.: Генезис, 2007. – 159 с.
  18. 18. Зак А.З. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников. – М.: ИГ-СОЦИН, 2010. – 350 с.
  19. 19. Зак А.З. Интеллектика. Систематический курс формирования универсальных учебных действий в 1–4 классах: Методическое руководство. – М.: Интеллект – центр, 2013. – 72 с.
  20. 20. Зак А.З. Интеллектика. Систематический курс формирования универсальных учебных действий в 1–4 классах. Книга для учителя (приложение к методическому руководству, выполнено на CD). – М.: Интеллект – центр, 2013.
  21. 21. Зак А.З. Интеллектика 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. – М.: Интеллект – центр, 2002–2017. – 96 с.
  22. 22. Зак А.З. Интеллектика 2 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. – М.: Интеллект – центр, 2002–2017. –96 с.
  23. 23. Зак А.З. Интеллектика 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. – М.: Интеллект – центр, 2002–2017. – 96 с.
  24. 24. Зак А.З. Интеллектика 4 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. – М.: Интеллект – центр, 2002–2017. – 96 с.
  25. 25. Зиновьева Н.А. Сравнительное исследование развития познавательных способностей младших школьников в традиционной системе обучения и системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М.: Психологический институт РАО, 2004. – 22 с.
  26. 26. Ковалев С.Э. Психологические механизмы становления рефлексивных возможностей личности в мыслительной деятельности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2001. – 22 с.
  27. 27. Куварина Н.В. Формирование обобщенности умственных действий у младших школьников в условиях интеллектуального диалога: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Н. Новгород: Нижегородский гос. пед. ун-т, 2000. – 22 с.
  28. 28. Кучумова Е.Н. Развитие рефлексивной деятельности при обучении юных шахматистов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М.: Психологический институт РАО, 1997. – 22 с.
  29. 29. Ле Тхи Кхань Кхо. Динамика умственного развития младших школьников в разных условиях обучения: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М.: Психологический институт РАО, 1985. – 22 с.
  30. 30. Ли Фэн Хай. Психологические особенности развития математического мышления младших школьников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М.: Психологический институт РАО, 1994. – 22 с.
  31. 31. Максимов Л.К. Развитие основных компонентов теоретического мышления школьников (на математическом материале): Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М.: Психологический институт РАО, 1979. – 24 с.
  32. 32. Новиков П.В. Развитие рефлексии у младших школьников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М.: Психологический институт РАО, 1998. – 22 с.
  33. 33. Попрядухина Н.Г. Особенности рефлексивности творческого мышления младших школьников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М.: Психологический институт РАО, 2002. – 24 с.
  34. 34. Садым А.М. Формирование когнитивных компонентов саморегуляции поведения у детей младшего школьного возраста средствами физического воспитания: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. – 22 с.
  35. 35. Соколов В.Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий // Психологическая наука и образование. – 2012. – №3. – С. 29–33.

Comments(0)

When adding a comment stipulate:
  • the relevance of the published material;
  • general estimation (originality and relevance of the topic, completeness, depth, comprehensiveness of topic disclosure, consistency, coherence, evidence, structural ordering, nature and the accuracy of the examples, illustrative material, the credibility of the conclusions;
  • disadvantages, shortcomings;
  • questions and wishes to author.